Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж.

Морфология

Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж

Цели урока

  • познакомимся с особенностями каждого падежа
  • научимся определять падеж существительных по вопросу и предлогам


На какие вопросы отвечают существительные в именительном падеже? Как отличить именительный падеж от винительного?


Именительный падеж

 

Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы кто и что. Данный падеж употребляется всегда без предлогов.

 

Имя существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим.

 

В таком случае слово связано со сказуемым, “выполняет” действие.

 

Например, в предложении “Мама купила тетрадь” мама выполняет действие, это слово подлежащее, значит стоит в именительном падеже. 

 

Этот  падеж образует начальную форму имени существительного.

 


На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже? Как написать верно слово (много) туч…?


Родительный падеж

 

Существительные в родительном отвечают на вопросы кого и чего. Данный падеж употребляется и с предлогами, и без них.

 

 

У имён существительных в родительном падеже множественного числа после шипящих мягкий знак (ь) не пишется : много туч, около дач.


На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже? Какое у него слово помощник?


Дательный падеж

 

Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы кому и чему. Данный падеж употребляется и с предлогами, и без них. 

 


На какие вопросы отвечают существительные в винительном падеже? Как отличить винительный падеж от именительного и родительного?


Винительный падеж

 

Существительные в винительном падеже отвечают на вопросы кого и что. Данный падеж употребляется и с предлогами, и без них.

 

 

У винительного и именительного падежей совпадают формы слов неодушевленных существительных . Чтобы их различить, надо определить, каким членом предложения является существительное. Если это подлежащее, значит падеж именительный. Если это второстепенный член, значит падеж винительный. 

 

У винительного и родительного падежей совпадают формы слов одушевленных существительных мужского рода . Для отличия падежей используют прием замены неодушевленным существительным или существительным женского рода. В данном случае можно брать любое одушевленное слово, нарушения смысла не имеет значения, так как определяем грамматический признак. 

 

Например:

  • прошел мимо (кого?) бобра, увидеть (кого?) бобра
  • прошел мимо (чего?) стола, увидеть (что?) стол
  • прошел мимо (кого?) лисы, увидеть (кого?) лису


На какие вопросы отвечают существительные в творительном падеже? Какое у него слово помощник?


Творительный падеж

 

Существительные в творительном падеже отвечают на вопросы кем и чем (буква е, не ё). Данный падеж употребляется и с предлогами, и без них.

 


На какие вопросы отвечают существительные в предложном падеже? Какая у него особенность?


Предложный падеж

 

Существительные в предложном падеже отвечают на вопросы ком и чём (буква ё, не е). Данный падеж употребляется только с предлогами.

 



Упражнение 1

 

Прочитайте словосочетания. Запишите их в тетрадь. В скобках укажите падеж имён существительных.

 

Перепрыгнул через ручей, снять с ветки, повисла над домом, лежит на парте, побродить по лесу, рисует картину, бегает по полю.


Упражнение 2

 

Прочитайте. Укажите, в каких случаях пишется мягкий знак, а в каких — не пишется. Поставьте стрелочки.

 


Дополните данные утверждения.

 


Ответы

Упражнение 1

 

Перепрыгнул через ручей (В. п.), снять с ветки (Р. п.), повисла над домом (Т. п.), лежит на парте (П. п.), побродить по лесу (Д. п.), рисует картину (В. п.), бегает по полю (Д. п.).

 

 

Упражнение 2

 


Предыдущий урок
Род имён существительных.
Морфология
Следующий урок
Упражнения в определении падежей. Разбор существительного как части речи
Морфология
  • Present Continuous

    Английский язык

  • Почва, её состав. Значение почвы для живых организмов. Охрана почвы.

    Окружающий мир

  • А. Платонов «Цветок на земле»

    Литературное чтение

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке