- познакомимся с особенностями каждого падежа
- научимся определять падеж существительных по вопросу и предлогам
На какие вопросы отвечают существительные в именительном падеже? Как отличить именительный падеж от винительного?
Именительный падеж
Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы кто и что. Данный падеж употребляется всегда без предлогов.
Имя существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим.
В таком случае слово связано со сказуемым, «выполняет» действие.
Например, в предложении «Мама купила тетрадь» мама выполняет действие, это слово подлежащее, значит, стоит в именительном падеже.
Этот падеж образует начальную форму имени существительного.
На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже? Как написать верно слово (много) туч…?
Родительный падеж
Существительные в родительном падеже отвечают на вопросы кого и чего. Данный падеж употребляется и с предлогами, и без них.
У имён существительных в родительном падеже множественного числа после шипящих мягкий знак (ь) не пишется: много туч, около дач.
На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже? Какое у него слово-помощник?
Дательный падеж
Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы кому и чему. Данный падеж употребляется и с предлогами, и без них.
На какие вопросы отвечают существительные в винительном падеже? Как отличить винительный падеж от именительного и родительного?
Винительный падеж
Существительные в винительном падеже отвечают на вопросы кого и что. Данный падеж употребляется и с предлогами, и без них.
У винительного и именительного падежей совпадают формы слов неодушевленных существительных. Чтобы их различить, надо определить, каким членом предложения является существительное. Если это подлежащее, значит падеж именительный. Если это второстепенный член, значит, падеж винительный.
У винительного и родительного падежей совпадают формы слов одушевленных существительных мужского рода. Для отличия падежей используют приём замены неодушевлённым существительным или существительным женского рода. В данном случае можно брать любое одушевлённое слово, нарушение смысла не имеет значения, так как определяется грамматический признак.
Например:
- прошёл мимо (кого?) бобра, увидеть (кого?) бобра
- прошёл мимо (чего?) стола, увидеть (что?) стол◻
- прошёл мимо (кого?) лисы, увидеть (кого?) лису
На какие вопросы отвечают существительные в творительном падеже? Какое у него слово-помощник?
Творительный падеж
Существительные в творительном падеже отвечают на вопросы кем и чем (буква е, не ё). Данный падеж употребляется и с предлогами, и без них.
На какие вопросы отвечают существительные в предложном падеже? Какая у него особенность?
Предложный падеж
Существительные в предложном падеже отвечают на вопросы ком и чём (буква ё, не е). Данный падеж употребляется только с предлогами.
Упражнение 1
Прочитайте словосочетания. Запишите их в тетрадь. В скобках укажите падеж имён существительных.
Перепрыгнул через ручей, снять с ветки, повисла над домом, лежит на парте, побродить по лесу, рисует картину, бегает по полю.
Упражнение 2
Прочитайте. Укажите, в каких случаях пишется мягкий знак, а в каких — не пишется. Поставьте стрелочки.
Дополните утверждения.
Упражнение 1
Перепрыгнул через ручей (в. п.), снять с ветки (р. п.), повисла над домом (тв. п.), лежит на парте (пр. п.), побродить по лесу (д. п.), рисует картину (в. п.), бегает по полю (д. п.).
Упражнение 2