Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Однокоренные слова.

Лексика и фразеология

21.12.2024
2191
0

Однокоренные слова

Цели урока

  • вспомним, какие слова называются однокоренными
  • научимся находить корень в слове
  • научимся подбирать однокоренные слова


Рассмотрите иллюстрации и подписи к ним. Что общего и чем различаются слова?

 

рисунок “однокоренные слова”

 

Что связывает эти слова друг с другом? Попробуйте найти одинаковую часть в этих словах.


Все слова, представленные на картинке, связаны со словом «сад».

Садовник —  человек, который работает в саду.

Посадить — это значит сажать что-то. Все эти слова однокоренные, так как имеют общую часть корень.

 

Корень это главная часть слова, в которой заключено лексическое значение.

 

Однокоренные (родственные) слова это слова, которые имеют общий корень, в котором заключено общее лексическое значение. Корень чаще всего пишется одинаково в однокоренных словах. 


Запомните!

 

Чтобы найти корень слова, нужно следовать алгоритму.

 

  1. Прочитать слово.
  2. Подобрать  к слову однокоренные слова, которые близки по смыслу и имеют общую часть, но слегка различны в значении: 
    кот животное, котик ласковое название этого животного.
  3. Сравнить родственные слова и выделить их общую часть. Это и будет корень.
  4. Выделить корень специальным обозначением дугой сверху.

 

Обратите внимание!

  1. Формы слова (лиса – лисы – лису) не являются однокоренными.
  2. Слова с омонимичными корнями (водитель – вода) не являются однокоренными. В таком случае совпадают буквы корней, но значения их разные.
  3. Синонимы не являются однокоренными словами.



Упражнение 1

 

Прочитайте. Найдите родственные слова. Спишите. Выделите корень.

 

Медлительный человек всё делает медленно.

 

Мудрец сам поступает мудро и учит мудрости других.

 

Кислый вкус имеет травка кислица.

 

Рядом со страусом в загоне был страусёнок.

 

Луковый суп варят из репчатого лука.


Упражнение 2

 

К каждому из предложенных слов подберите по 3 однокоренных слова. Выделите корень. 

 

Осина – 

Соль – 

Цвет – 

Курица –

Белый – 


Подчеркните утверждения, с которыми вы согласны.

 

  • Я считаю, что работал (-а) плохо/хорошо/отлично.
  • Своей работой я доволен (-льна)/недоволен (-льна).
  • За урок я устал (-а) / не устал (-а).
  • Материал для меня был понятен/скучен/бесполезен/интересен/непонятен.

Закрасьте смайлик, который отражает ваше настроение.

 


Ответы

Упражнение 1

Упражнение 2


Предыдущий урок
Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Звуко-буквенный разбор.
Фонетика
Следующий урок
Что такое словосочетание? Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Учимся писать сочинение.
Лексика и фразеология
Урок подготовил(а)
teacher
Мария Викторовна
Начальная школа
Опыт работы: 12 лет
Поделиться:
  • Предложения с обращением. Главные и второстепенные члены предложения.

    Русский язык

  • Животные, их разнообразие. Группы животных.

    Окружающий мир

  • И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

    Литературное чтение

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке