- узнаем, что такое словосочетание и фразеологизмы
- научимся определять в словосочетании главное и зависимое слово
Рассмотрите иллюстрации и прочитайте подписи к ним.
Чем похожи и чем различаются подписи к картинкам?
Можно ли запись под цветком назвать предложением?
Связаны ли эти слова между собой?
Словосочетание — это два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически, служащих для обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и т. д.)
Красивый цветок, сильно люблю, люблю весну.
В словосочетании всегда есть главное и зависимое слово.
Запомните!
От главного слова к зависимому можно поставить вопрос.
Цветок (какой?) красивый, люблю (как?) сильно, люблю (что?) весну.
Подумайте, как можно определить главное слово?
Главное слово в словосочетании несёт основную смысловую нагрузку. Зависимое слово его поясняет, поэтому подстраивается под главное слово, меняет свою форму.
Например, красное дерево — красный кирпич.
В данном примере изменилось главное слово, поэтому изменилось и зависимое.
Вопрос в словосочетании всегда задаётся от главного слова к зависимому. Так устанавливается связь между словами. Главное слово обозначается крестиком.
Запомните!
Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием. В этой паре нет главного и зависимого слова, поскольку задать вопрос можно и от подлежащего к сказуемому, и от сказуемого к подлежащему. Вместе они также составляют предложение.
Прочитайте диалог. Что означает «верчусь как белка в колесе»? В прямом или переносном значении оно употреблено?
Запомните!
Фразеологизмы — устойчивые выражения слов. В них нельзя пропустить или заменить какое-то слово, иначе изменится смысл.
Когда мы объясняем значение устойчивых выражений, мы имеем в виду смысл всего выражения в целом, а не отдельных слов.
Пример
Ни свет ни заря — это рано, до рассвета;
Каша во рту — человек невнятно говорит;
Надуть губы — обидеться.
Не путайте фразеологизмы с крылатыми выражениями.
Каждое крылатое выражение или слово было сказано конкретным человеком или взято из конкретного источника. Чем и отличаются от фразеологизмов, которые имеют анонимное или фольклорное происхождение.
Упражнение 1
Прочитайте. Укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово, поставьте вопрос от главного к зависимому.
Краснощёкий мальчик, шум колёс, возвращаюсь домой, зарево пожара, упали на землю, крепкое рукопожатие, медленно двигалось, в степной дали, бабушкины очки, ярко зеленели, незадолго до рассвета.
Упражнение 2
Прочитайте фразеологизмы. Когда так говорят?
Выберите из правого столбика слова, которые объясняют фразеологизмы. Запишите парами по образцу.
Образец: надуть губы — обидеться.
Подчеркните утверждения, с которыми вы согласны.
- Я считаю, что работал (-а) плохо/хорошо/отлично.
- Своей работой я доволен (-льна)/недоволен (-льна).
- За урок я устал (-а) / не устал (-а).
- Материал для меня был понятен/скучен/бесполезен/интересен/непонятен.
Закрасьте смайлик, который отражает ваше настроение.
Упражнение 1
Упражнение 2