Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Словосочетание. Виды синтаксической связи

Синтаксис и пунктуация

23.11.2024
1704
0

Виды синтаксической связи

 

Вступление

Внутри словосочетания возникают различные типы подчинительной связи: это говорит о возможностях разных частей речи по-разному влиять друг на друга и вступать в разные подчинительные связи. 

План урока

  • Сочинение и подчинение
  • Согласование
  • Управление
  • Примыкание
  • Синтаксический разбор словосочетания

Цели урока

  • Знать: сочинение, подчинение, согласование, управление, примыкание
  • Уметь: перестраивать словосочетания различных типов, давать характеристику словосочетанию с точки зрения вида подчинительной связи и делать полный синтаксический разбор словосочетания

Сочинение и подчинение 


Синтаксис русского языка опирается на два вида синтаксической связи — сочинение и подчинение.


 

При сочинении слова или предложения равнозначны внутри предложения, именно так образуются однородные члены и сложносочинённые предложения:

Плоды этого растения полезные и вкусные.

[Плоды этого растения полезные], и [их легко приготовить.]

 

При подчинении одно слово или предложение в цепочке оказывается главным, а другое зависимым: 

 

Плоды этого растения полезные. (Плоды – чего? – растения, растения – какого? – этого)

 

Чтобы плоды растения были полезными, их нужно правильно готовить. (Плоды растения нужно правильно готовить – для чего? – чтобы плоды были  полезными).

 

Подчинение неоднородно и бывает 3 различных типов: согласование, управление и примыкание. Данные типы зависят от возможностей частей речи сочетаться друг с другом и выстраивать цепочки зависимостей. 

 

Например, имя прилагательное — зависимая часть речи, чаще всего она занимает позицию рядом с главным существительным, поэтому она в первую очередь согласуется с ним (принимает род, число и падеж имени существительного):

золотой слиток — золотая монета — золотое 

украшение — золотые запасы   — золотого слитка — 

золотой монеты — золотыми украшениями

Согласование 


Согласование — это такой тип подчинительной связи, при котором зависимое слово принимает род, число, падеж главного. 


 

Согласуются с именами существительными полные имена прилагательные, местоимения-имена прилагательные, порядковые числительные и причастия:

барабанная дробь, вторые роли, наши отцы, изведанных стран...

В подобных случаях согласование полное. 

 

При неполном согласовании зависимое слово принимает не все характеристики главного, например, только число и падеж. Обычно неполное согласование бывает у имени существительного с другим именем существительным: 

река Днепр, в озере Байкал...

Тут выдался холмистой картинкой частый осинник, а 

в нем стоял рогатый великан лось (М. Пришвин). 

Управление 


Управление — это такой тип подчинительной связи, при котором главное слово влияет на падеж и число зависимого.  


 

Чаще всего зависимым (именами существительными и местоимениями) управляют глаголы (причастия и деепричастия) и другие имена существительные, реже — имена прилагательные или количественные числительные:

поднимать краном, поднимающий краном, 

поднимая краном, поднимать на кране, 

владелец крана, поднимать его, 

поднимать что-то, рад встрече, семь друзей...

 

Управление может быть предложным и беспредложным:

поднимать краном — поднимать на кране, 

поднимать им — поднимать с ним...

 

Культура речи особенно следит за нормами некоторых глаголов и имён существительных управлять словами:

тревожиться за кого-то, но беспокоиться о ком-то...

уверенность в себе, но не уверенность собой (так сказать нельзя)

Примыкание 


Примыкание — это такой тип подчинительной связи, при котором зависимое слово примыкает к главному, не принимая никаких его характеристик, так как оно неизменяемо:

 

хорошо знать, хорошо знала, уже зависел, его товарищ 


 

Чаще всего примыкают наречия к глаголу, имени прилагательному или другому наречию, деепричастия к глаголу, сравнительная степень наречий к глаголу или имён прилагательных — к имени существительному: сильно устать, рыдая просил, плохо готова, реже дышать, платье короче...

Средством связи при примыкании является только смысл 2 слов. 

 

Как видно, часть речи влияет на возможности слова быть главным или зависимым в словосочетании, поэтому, изменяя части речи, мы можем изменять типы подчинительной связи в словосочетаниях:

шаги матери (управление) — материнские шаги (согласование), 

с гордостью рассказывал (управление) — 

рассказывал гордо (примыкание), 

выигрыш по-крупному (примыкание) — 

крупный выигрыш (согласование). 

Синтаксический разбор словосочетаний 

План синтаксического разбора словосочетания: 

1. Выписать словосочетание из предложения. Указать начальную форму (по главному слову).

2. Определить, простое или сложное словосочетание. Свободное или несвободное.

3. Найти главное слово и зависимое от него. Поставить вопрос к зависимому. Дать характеристику словосочетанию по главному слову (именное, глагольное, наречное).

4. Назвать тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

5. Указать какими частями речи являются оба слова в словосочетании. 

6. Назвать средства грамматическое связи: окончание, предлог и окончание, смысл.

7. Определить характер смысловых отношений (определительные, объектные, обстоятельственные).

 

Образец разбора словосочетания:

 

Белый теплоход уверенно рассекал невысокие волны, и только по лёгкому дрожанию корпуса пассажиры догадывались о начале морской качки. 

1. по лёгкому дрожанию — лёгкое дрожание 

2. Простое. Свободное. 

3. Главное слово — дрожание. Именное. По дрожанию (какому?) лёгкому. 

4. Согласование. Полное (в мужском роде, единственном числе, дательном падеже).

5. Главное — имя существительное. Зависимое — имя прилагательное. 

6. Средство связи — окончание имени прилагательного (-ому). 

7. Смысловые отношения — определительные. 

 


Контрольные вопросы:

 

  1. В чём отличие подчинительной синтаксической связи от сочинительной?
  2. Что такое согласование, управление и примыкание?
  3. Приведите примеры неполного согласования.
  4. Приведите примеры предложного и беспредложного управления.
  5. Что является средством связи в примыкании?
  6. Перестройте словосочетания: талантливые дети, слёзно просил, горы Кавказа.
  7. Придумайте предложения с парой словосочетаний.


Предыдущий урок
Вводные слова и конструкции. Часть 2
Синтаксис и пунктуация
Следующий урок
Обособленные обстоятельства
Синтаксис и пунктуация
Поделиться:
  • А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Герои и проблематика повести А.П. Платонова «Котлован»

    Литература

  • Обособленные обстоятельства

    Русский язык

  • Физические характеристики звёзд. Эволюция звёзд. Вселенная

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке