Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Словосочетание. Виды синтаксической связи

Синтаксис и пунктуация

Словосочетание

Вступление

Вы уже заметили, что изучение синтаксиса начинается с характеристики словосочетания, в то время как в речи мы ими не пользуемся. Их рассматривают обособленно, как отдельные единицы, но никто не говорит словосочетаниями: словосочетания сами по себе в речи не существуют, и только на уроках русского языка их изучают как искусственные объекты, чтобы увидеть, как слова в русском языке выстраиваются в цепочки главных и зависимых слов. 

План урока

  • Словосочетание
  • Типы словосочетаний по степени слитности
  • Типы словосочетаний по структуре
  • Типы словосочетаний по главному слову
  • Смысловые вопросы и смысловые отношения

Цели урока

  • Знать: словосочетание, главное слово, свободные и несвободные словосочетания, зависимое слово, именное словосочетание, глагольное словосочетание, наречное словосочетание, смысловые отношения
  • Уметь: расчленять предложение на словосочетания, находить главное и зависимое слова в словосочетании, давать характеристику словосочетаниям

 

Словосочетание

 



Словосочетание — это сочетание двух или более знаменательных слов, связанных подчинением: 

 

перелётные птицы, заметны в дали, ясной дали, чистой дали...

Словосочетания образуются только тогда, когда есть главное и зависимое слово. 


 

Словосочетаниями не являются:

1) главные члены предложения — подлежащее и сказуемое: птицы заметны;

2) однородные члены предложения: ясной и чистой; 

3) сочетание предлога и существительного: в доме, в течение месяца;

4) сочетание обособленных членов с определяемым словом: Перелётные птицы заметны в ясной и чистой дали.

 

Словосочетания строят распространенные предложения, и, следовательно, вычленяются только из распространенных предложений.

 

Грамматическая связь в словосочетании выражается:

  • с помощью окончания зависимого слова: любимые звери, южные страны, момент радости;
  • с помощью окончания и предлога: опоздать на урок, заплакал от горя.

Некоторые словосочетания связаны только по смыслу: трудно решить, очень сильный и т.п.

 

 

Типы словосочетаний по степени слитности 

 

Словосочетания могут быть свободными и несвободными:

  • свободные словосочетания не ограничены в использовании ни по смыслу, ни грамматически: хорошие люди, сильно занят, нет возможности;
  • несвободные ограничены в связях по смыслу (фразеологически — анютины глазкисесть в лужу) или грамматически: три сестры, много сил. В предложении несвободные словосочетания являются одним членом предложения.

 

Типы словосочетаний по структуре 

 

Словосочетания могут быть простыми и сложными

  • простые — это словосочетания из 2 слов — главного и зависимого: молодая собачка;
  • сложные — это сочетания из 3 или более слов, где 1 главное и 2 зависимых: молодая пушистая собачка (пушистая маленькая собачка).

Любое сложное сочетание можно упростить до 2 простых: пушистая собачка, маленькая собачка.

 

Типы словосочетания по главному слову

 

Словосочетания могут быть именными, глагольными, наречными: 

  • глагольные: пришёл на встречу, пришёл вовремя, идя с грустью...
  • именные:

с именем существительным: мощный дождь, мечта увидеть...

с именем прилагательным: рад встрече, очень грустный...

с именем числительным: семь товарищей, оба брата...

с местоимением: кто-то знакомый, нечто важное...

  • наречные: где-то в лесу, очень сильно...

 

Смысловые отношения в словосочетаниях 

 

У некоторых словосочетаний можно формулировать как грамматические вопросы, так и смысловые. На основании этих дополнительных смысловых вопросов выявляются смысловые отношения: определительные, объектные, обстоятельственные. Эти смысловые отношения — синтаксическая роль слова в предложении: В лесу растут грибы с яркими шляпками. 

растут (в чём?) в лесу, растут (где?) в лесу

грибы (с чем?) с шляпками, грибы (какие?) с шляпками 

 


Контрольные вопросы:

 

  1. Дайте определение словосочетанию.
  2. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?
  3. Как может выражаться грамматическая связь в словосочетаниях?
  4. Назовите классификации словосочетаний.
  5. Чем отличаются грамматические вопросы в словосочетаниях от смысловых?
  6. Назовите классификации словосочетаний.


Предыдущий урок
Обособление сравнительных оборотов
Синтаксис и пунктуация
Следующий урок
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Тире
Синтаксис и пунктуация
  • Площадь криволинейной трапеции и интеграл

    Алгебра

  • А.И. Солженицын. Жизнь и судьба писателя. Своеобразие раскрытия лагерной темы в повести «Один день Ивана Денисовича»

    Литература

  • Стили речи

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке