Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Вводные слова и конструкции. Часть 2

Синтаксис и пунктуация

28.03.2024
1074
0

Вставные конструкции

 

Вступление

Заканчиваем изучать осложнение простого предложения и связанную с ним постановку знаков препинания. Последний случай осложнения - это вводные слова, вводные словосочетания и вставные конструкции. Они тоже не являются частью предложения и требуют обязательного обособления. И их снова нельзя путать с другими словами. 

План урока

  • Вставные конструкции
  • Знаки препинания при вставных конструкциях

Цели урока

  • Знать об особенностях вставных конструкций
  • Уметь расставлять знаки препинания при вставных конструкциях

Вставные конструкции


Вставные конструкции  — это слова, словосочетания и предложения, которые включаются в простое предложение и содержат попутные замечания, добавления, поправки к основным его словам.


Тогда я встал и, выйдя из дому, отправился по аллее, по которой — я в том не сомневался — пошла и она (И. Тургенев).

Я наслушался писательских разговоров (в общем, справедливых) о том, что чем труднее пишется книга, тем она обдуманнее и крепче (К. Паустовский).


Вставные конструкции выделяются парными знаками тире или скобками. 

 

Вставные конструкции не являются членами предложения и легко могут быть изъяты из предложения без потери смысла. 

 

Вставная конструкция может содержать как одно слово или даже знак, так и предложение, в том числе сложное.


Обособление вставных конструкций

  • Выбор знака препинания для выделения вставных конструкций тире или скобки не считается принципиальным и зависит от авторского желания:

 

Владимир Сергеевич ( так звали молодого человека в пальто ) с недоумением посмотрел и торопливым шепотом заговорил.

Я вынул ключ, и – о ужас! – у меня в руках была только головка ключика.

 

  • Вставные конструкции, будучи полноценными предложениями, опираются на русскую пунктуацию и содержат любые знаки препинания: запятые, тире, двоеточия. Главное отличие в начале пишутся со строчной буквы. Если в конце предложения есть многоточие, восклицательный или вопросительный знак, то они тоже ставятся:

 

Быть может ( лестная надежда! )

Укажет будущий невежда

На мой прославленный портрет

И молвит: то-то был поэт! (А. Пушкин)

Рыбы ( это только раньше люди думали, что они не умеют говорить! ) даже сложили песню о том, как хорошо живётся в море (Б. Заходер).


Пример 

 

Расставьте знаки препинания в предложении:

Николай она чувствовала не понимает её, и это ещё более затрудняло желание рассказать о страхе своём (Л. Толстой).


Решение

 

В предложении есть 3 грамматические основы: она чувствовала, Николай не понимает и это затрудняло. 

 

Основная мысль предложения связана с мыслями Николая, значит, предложение она чувствовала сопутствует этой мысли. Попробуем изъять эту часть из предложения оно звучит ясно и понятно: Николай не понимает её, и это ещё более затрудняло желание рассказать о страхе своём . Следовательно, конструкция она чувствовала вставная. Скобки более универсальный знак для выделения вставных конструкций. 

 

Ответ: Николай (она чувствовала) не понимает её, и это ещё более затрудняло желание рассказать о страхе своём.


Контрольные вопросы:

 

1. Зачем нужны вставные конструкции?

2. Как выделяются вставные конструкции? 


Предыдущий урок
Обособленные обстоятельства
Синтаксис и пунктуация
Следующий урок
Обращение
Синтаксис и пунктуация
Поделиться:
  • Чётность, нечётность, периодичность тригонометрических функций

    Алгебра

  • Конус

    Геометрия

  • Политическое сознание

    Обществознание

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке