Заканчиваем изучать сложное предложение. Все три типа сложных предложений рассмотрены. Осталось систематизировать знания, изучив особенности синтаксического разбора бессоюзного предложения, и исследовать непростые случаи смешения всех видов связи в сложных предложениях.
- Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения
- Знаки препинания в предложениях с разными видами связи
- Знать об особенностях бессоюзных предложений
- Уметь расставлять тире в бессоюзных предложениях, учитывая смысловые отношения между частями
Упражнение 1
Трансформируйте сложносочинённые и сложноподчинённые предложения в бессоюзные сложные.
- Но он ехал, ехал, а Жадрина было не видать (А. Пушкин).
- Дорога была только одна, и притом широкая и обставленная вехами, так что сбиться было невозможно (В. Короленко).
- Неравная это была борьба, потому что трудней всего преодолевать себя (Л. Леонов).
- Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком (Б. Пастернак).
- Во мне искра есть, а в тебе нет (А. Островский).
- Долго он отказывался, ибо никогда почти не играл... (А. Пушкин).
- Лётчик вышел наружу, и было слышно, как он шумно чистит зубы, обливается холодной водой, крякая, фыркая на весь лес (Б. Полевой).
Любое бессоюзное предложение содержит смысловые отношения союзных (сложносочинённых и сложноподчинённых) предложений.
Бессоюзные предложения — черта устной разговорной речи и письменной художественной речи, когда автор экономит речевые усилия и не задумывается над ясными логическими связями, а смысл восстанавливается из контекста и ситуации речи.
Задача постановки знаков препинания — установить параллели бессоюзных и союзных предложений и проявить смысловые отношения между частями более чётко.
Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения
Порядок разбора:
- Выделить части предложения и отметить границы (квадратными скобками).
- Определить смысловые отношения между частями (последовательность, изъяснительные, пояснительные, причинные, следственные, условные, временные, противительные, сравнения...).
- Указать на средства, выражающие грамматические отношения между частями (всегда: интонация, порядок следования частей, видо-временные формы глагола).
- Объяснить знаки препинания.
- Составить схему.
- Дать характеристику предложению по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
- Дать характеристику предложению по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).
- Провести разбор частей простого предложения (по схеме простого предложения).
Пример разбора:
[Ругаться будут] — [не бойся] (Ф. Гладков).
Схема: 1 [ ] – 2 [ ].
Отношения между частями условные, поэтому необходимо тире. Средства связи: интонация, порядок следования частей, видо-временные формы глаголов.
Предложение повествовательное, невосклицательное.
1 часть: предложение односоставное, безличное, инфинитивное, нераспространённое, полное, неосложнённое.
2 часть: предложение односоставное, определённо-личное, нераспространённое, полное, неосложнённое.
Знаки препинания в предложениях с разными видами связи
В сложном предложении с разными видами связи важно обнаружить все структурные части и средства связи между ними (тип союзов или интонация).
Можно говорить о ведущей синтаксической связи в каждом предложении с несколькими частями. Чаще всего — это сочинительная или бессоюзная:
[Солнце закатилось], и [ночь последовала за днём без промежутка], (как это обыкновенно бывает на юге); но, [благодаря отливу снегов, мы легко могли различать дорогу], (которая всё ещё шла в гору, хотя уже не так круто)
(М. Лермонтов).
Если посмотрите на схему, то станет понятно, что придаточные части — ответвления, цепочка основных смыслов выстраивается благодаря равным по грамматике предложениям.
Итак, основные сложности предложений с несколькими видами связей — это обозначение границ и поиск грамматических основ, поиск осложнений внутри частей и неполнота предложений, сочетание союзов и выявление союзов, которые связывают части, а не однородные члены. При этом главная помощь — это составление схем.
Пример 1
Составьте схему предложения:
1 [Как известно, кроты живут под землёй и крайне редко показываются на поверхности], 2 (поэтому немногие могут сказать), 3 (что сталкивались с кротами), но 4 (когда мы оказались в лесу), то 5 [нам повезло]: 6 [мы их увидели].
Решение
1 часть предложения главная, она осложнена вводным предложением как известно и однородными сказуемыми живут и показываются.
2 часть содержит союз поэтому, следовательно, это придаточная со значением следствия.
3 часть имеет союз что и относится к слову сказать, значит, это придаточная изъяснительная.
Между 3 и 4 частью возникает сочинительный союз но, он связывает только равные по грамматике части (главные).
4 часть - придаточная, потому что за союзом но следует союз когда. Эта придаточная часть (времени) относится к 5 части — главной для нее.
Следовательно, союз но связывает между собой 1 и 5 части.
5 и 6 части связаны интонацией и образуют бессоюзную связь (смысловые причинные или пояснительные отношения) между собой.
Ответ:
Контрольные вопросы:
1. Расскажите о смысловых отношениях внутри сложных бессоюзных предложений.
2. В чём сложность пунктуации предложений с разными видами связи?
Упражнение 1
- Но он ехал, ехал — Жадрина было не видать.
- Дорога была только одна, и притом широкая и обставленная вехами — сбиться было невозможно.
- Неравная это была борьба: трудней всего преодолевать себя.
- Исчезнет воображение — человек перестанет быть человеком.
- Во мне искра есть — в тебе нет.
- Долго он отказывался: никогда почти не играл...
- Лётчик вышел наружу, и было слышно: он шумно чистит зубы, обливается холодной водой, крякая, фыркая на весь лес.