Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Сложное синтаксическое целое. Абзац. Средства связи

Синтаксис и пунктуация

06.12.2024
2488
0

Сложное синтаксическое целое. Абзац

 

Вступление

Текст складывается из множества частей, и эти части – не просто предложения. Сначала предложения объединяются в особые синтаксические конструкции – сложные синтаксические целые. Вот уже несколько сложных синтаксических целых могут создать один текст. Кстати, абзац и сложное синтаксическое целое не одно и то же. 

Давайте разбираться.

План урока

  • Сложное синтаксическое целое
  • Абзац

Цели урока

  • Знать о структуре сложного синтаксического целого
  • Уметь создавать сложные синтаксические целые
  • Уметь членить тексты на абзацы

Сложное синтаксическое целое


Сложное синтаксическое целое – это группа предложений, объединённая общим смыслом, грамматическими связями и интонацией. 


 

Второе название – прозаическая строфа. Все предложения, которые входят в прозаическую строфу, образуют одну микротему текста. 

 

Сложное синтаксическое целое обладает композиционной оформленностью: у него есть зачин, основная часть и концовка. Иногда подобное деление условно и может обладать не всеми частями, но сохранение формы делает усвоение микротемы легче и естественнее: 

 

(1)Мы говорим иногда о людях: «Ограниченный человек». (2)Но что может значить это определение? (3)Каждый человек ограничен в своих знаниях или в своём представлении о мире. (4)Ограничено и человечество в целом.

 

Предложения внутри прозаической строфы связаны 1) по смыслу, 2) грамматически и 3) интонационно. 

 

Смысловое единство опирается на лексические особенности речи. Выбор лексических единиц и стилистических вариантов несомненно важны как для создания всего текста, так и для смыслового единства. Средствами смыслового и жанрового единства становятся повторы, антонимы и синонимы, стилевая и тематическая общность лексики. 

 

Структурное единство обеспечивается грамматикой и строением предложений. Осознанный отбор важен в выборе таких средств, как местоимения и наречия, союзы и видо–временные формы глаголов, неполнота предложений, вопросно–ответная форма и параллелизм.

 

Интонация создает рисунок высказывания: он может быть плавным и рваным, динамичным или размытым. Главное условие – последовательность и смысловая обоснованность такой интонации. Интонация создается строением предложений, сменой типов речи, логическими ударениями, последовательностью пауз, динамикой прочтения.

 

При этом стоит помнить, что предложения в сложном синтаксическом целом связываются как параллельно, так и последовательно. Но в живой речи возникает и третий – смешанный тип, когда в одной прозаической строфе связи комбинируются.

Абзац 

Если сложное синтаксическое целое – это структурное и смысловое понятие, то абзац – это графическое средство. 

 

Если сложное синтаксическое целое необходимо вычленить, вдумчиво прочитывая текст, то абзац бросается в глаза сразу же.

 


Абзац – это и отступ в начале строки, и отрезок текста между 2 отступами. Основная задача создателя текста – сделать так, чтобы абзац помогал разграничению и осознанию сложных синтаксических единиц. 


 

Функционально-стилистические особенности текста, а также индивидуальная манера конкретного автора может повлиять на членение текста. В любом случае основная цель абзацного членения – усилить воздействие, повлиять на читательское восприятие текста. 

 

Разделительная функция абзаца помогает...

  • разделять речь на смысловые отрезки,
  • отделять речь автора от речи персонажа,
  • отделять речь нескольких персонажей друг от друга.

Можно говорить о нескольких способах оформления абзацев: 

  1. абзац равен сложному синтаксическому целому с одной микротемой,
  2. абзац равен зачину сложного синтаксического целого,
  3. абзац равен концовке сложного синтаксического целого,
  4. абзац равен нескольким сложным синтаксическим целым.


Упражнение 1

 

Попробуйте понять: одно или несколько сложных синтаксических целых в отрывке?

Разбейте 2 способами отрывок текста В. Солоухина на абзацы: 

 

(1)Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны. (2)Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города — от самого большого до самого маленького, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. (3)Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их парками, системами прудов. (4)Но, конечно, в первую очередь, и небольшие деревеньки и сёла с ветлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, залогами, пряслами, резными наличниками, коньками, крылечками, ярмарками, сарафанами, хороводами, покосами, пастушьими рожками, серпами, цепами, соломенными крышами, маленькими единоличными полями, лошадками на пахоте... (5)Изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли.


Контрольные вопросы:

 

1. Дайте определение сложному синтаксическому целому. 

2. Какую задачу решает абзац и какие функции выполняет?


Ответы

Упражнение 1

В отрывке текста одно синтаксическое целое с микротемой “картина России 19 века, которую рисует народ”.

 

Вариант абзацного членения № 1

 

      (1)Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны. 

      (2)Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города — от самого большого до самого маленького, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. (3)Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их парками, системами прудов. (4)Но, конечно, в первую очередь, и небольшие деревеньки и сёла с ветлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, залогами, пряслами, резными наличниками, коньками, крылечками, ярмарками, сарафанами, хороводами, покосами, пастушьими рожками, серпами, цепами, соломенными крышами, маленькими единоличными полями, лошадками на пахоте... (5)Изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли.

 

 

Вариант абзацного членения № 2

 

      (1)Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны. (2)Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города — от самого большого до самого маленького, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. (3)Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их парками, системами прудов. (4)Но, конечно, в первую очередь, и небольшие деревеньки и сёла с ветлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, залогами, пряслами, резными наличниками, коньками, крылечками, ярмарками, сарафанами, хороводами, покосами, пастушьими рожками, серпами, цепами, соломенными крышами, маленькими единоличными полями, лошадками на пахоте... 

      (5)Изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли.

 

Предыдущий урок
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Обобщение и повторение
Синтаксис и пунктуация
Следующий урок
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Тире
Синтаксис и пунктуация
Поделиться:
  • Устойчивость и динамика экосистем

    Биология

  • Многообразие организмов как результат эволюции

    Биология

  • В.В. Маяковский. «Облако в штанах»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке