Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

Синтаксис и пунктуация

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

 

Вступление

Продолжаем изучать сложное предложение и рассматриваем каждый вид. Сегодня речь пойдёт о сложноподчинённых предложениях, которые содержат 2 или нескольких придаточных частей. 

План урока

  • Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с двумя или несколькими придаточными
  • Разбор сложного предложения с несколькими придаточными

Цели урока

  • Знать: о типах связи придаточных внутри сложного предложения
  • Уметь: выявлять средства связи сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными
  • Уметь: расставлять знаки препинания, учитывая разные случаи связи придаточных
  • Уметь: делать синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточным

 

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными: типы связи придаточных частей

 


Если в сложноподчинённом несколько придаточных, то придаточные по отношению к главному могут иметь следующие типы связей: 

 

  • последовательное подчинение,
  • однородное соподчинение,
  • неоднородное соподчинение.


 

При последовательном подчинении первая придаточная зависит от главной, а все остальные последовательно подчиняются друг другу.                                 

                                                                          ↷       ↷

Примерная схема при этом выглядит так: [   ], (   ), (   ):

 

Талант в том, чтобы увидеть там, где другие не замечают (Д. Гранин).

Моряки хорошо знают, что море прекрасно только тогда, когда у него есть берег (Б. Солоухин).

Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонёк, чтобы поведать чужим людям о своём счастье (А. Чехов).

 

При однородном соподчинении несколько придаточных зависят от одной главной и находятся между собой в сочинительной связи: они отвечают на один вопрос и являются одинаковыми по типу.                       

Примерная схема при этом выглядит так:

 

 

Я узнал, что залив этот похож на исполинский конденсатор соли и что вся местность вокруг него не исследована (К. Паустовский).

 

 

Когда качнётся дымный берег и чайки вдруг поднимут крик, хочу в неведомое верить (С. Орлов).

Как бы ни устал, как бы ни намок в лесу под дождём, как ни приятно после грибного похода напиться чаю и отдохнуть, всё  приятнее сначала разобрать корзину (Б. Солоухин).

 

При неоднородном подчинении (параллельном)  придаточные части отвечают на разные вопросы, являются разными по типу и могут относиться к разным словам.               

                                                                          ↶        ↷

Примерная схема при этом выглядит так:  (    ), [  ], (   ):

 

Кому приходилось странствовать по тайге, тот знает, что значит во время непогоды найти зверовую фанзу (В. Арсеньев).

Если радость кончается, ищи, в чём ошибся (Л. Толстой).

Все, что роте предстояло сделать в темноте, Рюмин не только последовательно знал, но и видел в том обостренном луче света, который центрировался в его уме.

 

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными

 

  • Если в сложном предложении последовательное подчинение или неоднородное соподчинение, то запятая на границе частей необходима:

 

По узкой тропинке мы взобрались на площадку, где ожидал нас Грушницкий с драгунским капитаном и другим своим секундантом, которого звали Иваном Игнатьевичем (М. Лермонтов).

Хотя над воротами надпись, что здание находится под охраной государства, никто его не охраняет.

С кремлевской стены, на которой стоит царь Иван Васильевич, видно, как выбиваются из сил, борясь с течением, гребцы.

 

  • Если в сложном предложении однородное соподчинение, то необходимо изучить, как связаны придаточные части.

Если придаточные части соединены без запятых или повторяющимися союзами, то запятая нужна:

 

Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы (А. Пушкин).

Я вспомнил, какты здесь страдала, как сердце билось и чело болезни муки выражало, — и как мне было тяжело! (Н. Огарев)

 

Если придаточные части соединены сочинительными союзами и\или, то запятая не нужна (союз у второй придаточной может быть пропущен): 

 

Я знаю, что вечером к тебе придут те, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит (М. Булгаков)

Я наблюдал, как светлели предрассветные сумерки и над рекой занималась алая заря (К. Паустовский).

 

  • Если в предложении с несколькими придаточными оказались рядом 2 подчинительных союза, то пунктуация зависит от второго - сложного союза.

Если у второго сложного союза есть 2 часть, то запятая на стыке 2 союзов не нужна, если второй части нет, то нужна. 

Обратите внимание на схемы: [   ], (что если… ), то...)

[    ], (что,  если… ), …)

 

Сравните: 

что если …, то ....что, если…, … 
что когда… , то ...что, когда… , … 
ибо когда… , то ...ибо, когда… , … 
потому что хотя…, но …потому что, хотя…, ...

 

Выяснилось, что, пока с рукописью не будет проведена дополнительная работа, сдавать её в типографию нельзя.

Выяснилось, что если с рукописью не проводить дополнительной работы, то сдавать её в типографию нельзя.

 

  • Точка с запятой в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными возможна, но редко - при условии, что части сильно распространены или союзы повторяются достаточно часто:

 

О чём же он думал? О том, что был он беден; что трудом он должен был себе доставить и независимость и честь; что мог бы бог ему прибавить ума и денег; что ведь есть такие праздные счастливцы, ума недальнего, ленивцы, которым жизнь куда легка (А. Пушкин).

 


Пример 1

 

 

Расставьте знаки препинания в предложении:

Пелагея Даниловна стала узнавать ряженых восхищаясь тем как хорошо были сделаны костюмы как шли они особенно к барышням и благодарила всех за то что так повеселили её (Л. Толстой).


 

Решение

В предложении 1 главная часть и 3 придаточных. 

В главную часть предложения внедряются 2 придаточные изъяснительные с союзом как, которые поясняют слово восхищаясь. Они соединяются только интонацией, поэтому требуют запятой на границе друг с другом и на границе с главной частью. 

Третья придаточная поясняет слово благодарила (за то) - она тоже изъяснительная. 

 

Ответ:  [Пелагея Даниловна стала узнавать ряженых, восхищаясь тем, (как хорошо были сделаны костюмы), (как шли они особенно к барышням), и благодарила всех за то что], (так повеселили её).

 

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

 

Порядок разбора

 

  1. Выделить части предложения и отметить границы (главное - квадратными скобками, придаточное - круглыми).
  2. Указать, что поясняет придаточное предложение (одно слово в главной части или всю главную часть). Если придаточное слово поясняет отдельное слово, то указать какое (назвать часть речи).
  3. Указать на какой вопрос отвечает придаточная часть и назвать средства связи: интонация и подчинительный союз (или союзное слово).
  4. Определить тип придаточного предложения (изъяснительное, определительное или обстоятельственное: времени, места, причины, цели, условия, уступки, сравнения, следствия, степени и образа действия).
  5. Указать тип подчинения нескольких придаточных (последовательное, однородное соподчинение, неоднородное подчинение).
  6. Объяснить знаки препинания.
  7. Составить схему.
  8. Дать характеристику по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
  9. Дать характеристику по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).
  10. Провести разбор частей простого предложения (по схеме простого предложения).

Пример разбора 

 

1 [Общеизвестно], 2 (что 3 (если дотронуться до листьев мимозы), 2 то они мгновенно складываются).

 

Схема: 1 [     ], 2 (что 3 (если    ), то ).

 

1 часть главная, 2 и 3 - придаточные . 

Вторая придаточная поясняет слово общеизвестно в главной части,отвечает на вопрос что? и является придаточным изъяснительным, средства связи - интонация и союз что

Третья придаточная, являясь придаточной условия, относится ко всей второй части, отвечает на вопрос при каком условии?  и соединяется при помощи интонации и союза если.

Вторая и третья части связаны между собой последовательным подчинением. 

Запятая ставится на границе главной части и второй части. При сочетании союзов что если запятая не нужна, потому что у союза если есть 2 часть то. на границе 2 и 3 предложения запятая необходима всегда (перед словом то).

Предложение повествовательное невосклицательное. 

1 предложение: односоставное, безличное, нераспространённое, полное, неосложнённое.

2 предложение: двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.

3 предложение: односоставное, инфинитивное, распространённое, полное, неосложнённое.

 


Контрольные вопросы:

 

1. Какие типы присоединения нескольких придаточных возможны в русских предложениях?

2. В чём сложность постановки запятой в сложных предложениях с однородным соподчинением придаточных?

3. В чем сложность постановки запятых при сочетании 2 союзов? 


Предыдущий урок
Словосочетание. Виды синтаксической связи
Синтаксис и пунктуация
Следующий урок
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Тире
Синтаксис и пунктуация
  • Основные сведения о строении атома

    Химия

  • Гражданское общество и правовое государство

    Обществознание

  • Вычисление площадей с помощью интегралов

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке