Продолжаем изучать сложное предложение и рассматриваем каждый вид. Сегодня речь пойдёт о сложноподчинённых предложениях, которые содержат 2 или несколько придаточных частей.
- Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с двумя или несколькими придаточными
- Разбор сложного предложения с несколькими придаточными
- Знать: о типах связи придаточных внутри сложного предложения
- Уметь: выявлять средства связи сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными
- Уметь: расставлять знаки препинания, учитывая разные случаи связи придаточных
- Уметь: делать синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточным
Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными: типы связи придаточных частей
Если в сложноподчинённом несколько придаточных, то придаточные по отношению к главному могут иметь следующие типы связей:
- последовательное подчинение,
- однородное соподчинение,
- неоднородное соподчинение.
При последовательном подчинении первая придаточная зависит от главной, а все остальные последовательно подчиняются друг другу.
↷ ↷
Примерная схема при этом выглядит так: [ ], ( ), ( ):
Талант в том, чтобы увидеть там, где другие не замечают (Д. Гранин).
Моряки хорошо знают, что море прекрасно только тогда, когда у него есть берег (Б. Солоухин).
Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонёк, чтобы поведать чужим людям о своём счастье (А. Чехов).
При однородном соподчинении несколько придаточных зависят от одной главной и находятся между собой в сочинительной связи: они отвечают на один вопрос и являются одинаковыми по типу.
Примерная схема при этом выглядит так:
Я узнал, что залив этот похож на исполинский конденсатор соли и что вся местность вокруг него не исследована (К. Паустовский).
Когда качнётся дымный берег и чайки вдруг поднимут крик, хочу в неведомое верить (С. Орлов).
Как бы ни устал, как бы ни намок в лесу под дождём, как ни приятно после грибного похода напиться чаю и отдохнуть, всё приятнее сначала разобрать корзину (Б. Солоухин).
При неоднородном подчинении (параллельном) придаточные части отвечают на разные вопросы, являются разными по типу и могут относиться к разным словам.
↶ ↷
Примерная схема при этом выглядит так: ( ), [ ], ( ):
Кому приходилось странствовать по тайге, тот знает, что значит во время непогоды найти зверовую фанзу (В. Арсеньев).
Если радость кончается, ищи, в чём ошибся (Л. Толстой).
Все, что роте предстояло сделать в темноте, Рюмин не только последовательно знал, но и видел в том обостренном луче света, который центрировался в его уме.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными
- Если в сложном предложении последовательное подчинение или неоднородное соподчинение, то запятая на границе частей необходима:
По узкой тропинке мы взобрались на площадку, где ожидал нас Грушницкий с драгунским капитаном и другим своим секундантом, которого звали Иваном Игнатьевичем (М. Лермонтов).
Хотя над воротами надпись, что здание находится под охраной государства, никто его не охраняет.
С кремлевской стены, на которой стоит царь Иван Васильевич, видно, как выбиваются из сил, борясь с течением, гребцы.
- Если в сложном предложении однородное соподчинение, то необходимо изучить, как связаны придаточные части.
Если придаточные части соединены без запятых или повторяющимися союзами, то запятая нужна:
Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы (А. Пушкин).
Я вспомнил, как ты здесь страдала, как сердце билось и чело болезни муки выражало, — и как мне было тяжело! (Н. Огарев)
Если придаточные части соединены сочинительными союзами и\или, то запятая не нужна (союз у второй придаточной может быть пропущен):
Я знаю, что вечером к тебе придут те, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит (М. Булгаков)
Я наблюдал, как светлели предрассветные сумерки и над рекой занималась алая заря (К. Паустовский).
- Если в предложении с несколькими придаточными оказались рядом 2 подчинительных союза, то пунктуация зависит от второго - сложного союза.
Если у второго сложного союза есть 2 часть, то запятая на стыке 2 союзов не нужна, если второй части нет, то нужна.
Обратите внимание на схемы: [ ], (что если… ), то...)
[ ], (что, если… ), …)
Сравните:
что если …, то .... | что, если…, … |
что когда… , то ... | что, когда… , … |
ибо когда… , то ... | ибо, когда… , … |
потому что хотя…, но … | потому что, хотя…, ... |
Выяснилось, что, пока с рукописью не будет проведена дополнительная работа, сдавать её в типографию нельзя.
Выяснилось, что если с рукописью не проводить дополнительной работы, то сдавать её в типографию нельзя.
- Точка с запятой в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными возможна, но редко - при условии, что части сильно распространены или союзы повторяются достаточно часто:
О чём же он думал? О том, что был он беден; что трудом он должен был себе доставить и независимость и честь; что мог бы бог ему прибавить ума и денег; что ведь есть такие праздные счастливцы, ума недальнего, ленивцы, которым жизнь куда легка (А. Пушкин).
Пример 1
Расставьте знаки препинания в предложении:
Пелагея Даниловна стала узнавать ряженых восхищаясь тем как хорошо были сделаны костюмы как шли они особенно к барышням и благодарила всех за то что так повеселили её (Л. Толстой).
Решение
В предложении 1 главная часть и 3 придаточных.
В главную часть предложения внедряются 2 придаточные изъяснительные с союзом как, которые поясняют слово восхищаясь. Они соединяются только интонацией, поэтому требуют запятой на границе друг с другом и на границе с главной частью.
Третья придаточная поясняет слово благодарила (за то) - она тоже изъяснительная.
Ответ: [Пелагея Даниловна стала узнавать ряженых, восхищаясь тем, (как хорошо были сделаны костюмы), (как шли они особенно к барышням), и благодарила всех за то], (что так повеселили её).
Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными
Порядок разбора
- Выделить части предложения и отметить границы (главное - квадратными скобками, придаточное - круглыми).
- Указать, что поясняет придаточное предложение (одно слово в главной части или всю главную часть). Если придаточное слово поясняет отдельное слово, то указать какое (назвать часть речи).
- Указать, на какой вопрос отвечает придаточная часть и назвать средства связи: интонация и подчинительный союз (или союзное слово).
- Определить тип придаточного предложения (изъяснительное, определительное или обстоятельственное: времени, места, причины, цели, условия, уступки, сравнения, следствия, степени и образа действия).
- Указать тип подчинения нескольких придаточных (последовательное, однородное соподчинение, неоднородное подчинение).
- Объяснить знаки препинания.
- Составить схему.
- Дать характеристику по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
- Дать характеристику по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).
- Провести разбор частей простого предложения (по схеме простого предложения).
Пример разбора
1 [Общеизвестно], 2 (что 3 (если дотронуться до листьев мимозы), 2 то они мгновенно складываются).
Схема: 1 [ ], 2 (что 3 (если ), то ).
1 часть главная, 2 и 3 - придаточные .
Вторая придаточная поясняет слово общеизвестно в главной части, отвечает на вопрос что? и является придаточным изъяснительным, средства связи - интонация и союз что.
Третья придаточная, являясь придаточной условия, относится ко всей второй части, отвечает на вопрос при каком условии? и соединяется при помощи интонации и союза если.
Вторая и третья части связаны между собой последовательным подчинением.
Запятая ставится на границе главной части и второй части. При сочетании союзов что если запятая не нужна, потому что у союза если есть 2 часть то. На границе 2 и 3 предложения запятая необходима всегда (перед словом то).
Предложение повествовательное, невосклицательное.
1 предложение: односоставное, безличное, нераспространённое, полное, неосложнённое.
2 предложение: двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.
3 предложение: односоставное, инфинитивное, распространённое, полное, неосложнённое.
Контрольные вопросы:
1. Какие типы присоединения нескольких придаточных возможны в русских предложениях?
2. В чём сложность постановки запятой в сложных предложениях с однородным соподчинением придаточных?
3. В чем сложность постановки запятых при сочетании 2 союзов?