Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Обобщающее слово и однородные члены

Синтаксис и пунктуация

25.04.2024
1430
0

Обобщающее слово и однородные члены

 

Вступление

Третье занятие, посвященное однородным членам предложения, рассматривает вопрос об обобщающем слове при однородных членах предложения. В этом случае приходится оперировать сразу тремя знаками препинания: запятая, тире и двоеточие.

План урока

  • Обобщающее слово
  • Знаки препинания при обобщающем слове

Цели урока

  • Знать: обобщающее слово при однородных членах предложения
  • Уметь: находить обобщающее слово при однородных, расставлять знаки препинания при обобщающем слове

Обобщающее слово


Слова, которые иногда используются при однородных словах для того, чтобы объединить и обобщить их, называются обобщающими. 


 

Это могут быть ...

  • местоимения: это, всё, это всё, 
  • наречия: всегда, много,
  • словосочетания: любые …, разные..., 
  • родовые тематические понятия: транспорт, рыба, мебель, цвета … 

Сравните 2 предложения:

Лебеди, гуси и утки начинали готовиться к отлёту. 

Многие птицы: лебеди, гуси, утки — начинали готовиться к отлёту. 

Предложения по смыслу похожи, но с точки зрения грамматики первое предложение отличается от второго существенно. Именно во втором появляется обобщающий элемент, который изменяет постановку знаков препинания. 

 

Обобщающее слово в предложении выполняет ту же роль, что и ряд однородных членов предложения, и подчеркивается как все однородные при нём:

 

Знаки препинания при обобщающем слове 

Двоеточие ставится, если ….

  • обобщающее слово стоит перед рядом однородных слов:

О: ______, ______, ______ и ______

 К отлёту начинали готовиться многие птицы: лебеди, гуси, утки

  • в некоторых случаях, когда нет обобщающего слова, но интонация предполагает начало перечисления:

Здесь росли: клён и дикая груша, ель и берёза, осина и ольха (В. Обручев)

  • после обобщающего слова и союзов как то, а именно, то есть, например:

… О, а именно/как то/то есть: ______, ______, ______ и ______

Ему подавались разные обычные в трактирах блюда, как то: щи с слоёным пирожком, мозги с горошком, сосиски с капустой... (Н. Гоголь)

 

В данном случае важно поставить запятую после обобщающего слова перед союзом!

 

Обратите внимание: двоеточие не ставится, если однородные члены предложения — это географические названия, названия литературных произведений, а приложение, родовое понятие не является для них обобщающим (при чтении интонация обобщения незаметна): Путешественники посетили города Киев, Минск, Вильнюс...

 

Тире ставится:

  • перед обобщающим словом после ряда однородных слов:

  ______, ______, ______ и ______  — О

 Лебеди, гуси, уткимногие птицы начинали готовиться к отлёту. 

  • перед обобщающим словом после ряда однородных слов — в редких случаях: если интонационно упор делается не на перечисление, а на обобщающее слово:

Всё окружающее — заборы, дома и деревья — в каком-то странном тумане колеблется, точно от ветра (М. Горький) 

  • перед вводным словом словом, одним словом, короче говоря, которое занимает позицию перед обобщающим словом после ряда однородных слов:

  ______, ______, ______ и ______  — вводное, О

Впрочем, губернский дом был так освещён,хоть бы и для бала; коляска с фонарями, перед подъездом два жандарма, форейторские крики вдали — словом, всё как нужно (Н. Гоголь)

В данном случае важно поставить и тире, и запятую после вводного слова перед обобщающим!

 

И тире, и двоеточие ставятся, если обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов, но предложение не заканчивается, а после ряда однородных членов продолжается: 

О: ______, ______ и ______  — О

Ничто: ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши — не выражает так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования... (К. Ушинский) 

 


Контрольные вопросы:

 

  1. Дайте определение обобщающему слову.
  2. Расскажите о двоеточии при обобщающем слове.


Предыдущий урок
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой
Синтаксис и пунктуация
Следующий урок
Уточняющие члены предложения
Синтаксис и пунктуация
Поделиться:
  • Сочетание знаков препинания

    Русский язык

  • Культурное пространство и повседневная жизнь в 1950- х – середине 1980-х гг.

    История

  • Финансовая политика государства

    Обществознание

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке