Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Тире

Синтаксис и пунктуация

19.04.2024
2283
0

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Тире

 

Вступление

Продолжаем изучать сложное предложение и рассматриваем каждый вид. Последняя группа сложных предложений — бессоюзные. Мы уже выяснили, что запятая и точка с запятой — это знаки для перечислений, двоеточие — для смысловых отношений пояснения, изъяснения и причины. На третьем занятии речь пойдёт о тире. 

План урока

  • Бессоюзные сложные предложения и смысловые отношения между его частями
  • Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении: тире

Цели урока

  • Знать об особенностях бессоюзных предложений
  • Уметь расставлять тире в бессоюзных предложениях, учитывая смысловые отношения между частями

Бессоюзные сложные предложения и смысловые отношения между его частями


В бессоюзных сложных предложениях, кроме отношений перечисления, могут быть множество других: изъяснительные, причинные, вопросительные, условные, временные, следственные, противительные… 


 

То есть те же отношения, которые есть у всех сложных предложений: 

 

Стояла она долго, поэтому у неё устали ноги и глаза. 

Стояла она долго — устали ноги и глаза (М. Горький)

У неё устали ноги и глаза, потому что она стояла долго.

У неё устали ноги и глаза: стояла она долго.

 

Обратите внимание: 1) такие смысловые отношения возможны только между 2 предикативными частями, 2) смысловые отношения могут быть разными в зависимости от расположения частей (порядка частей в предложении). 

С точки зрения грамматики части равноправны между собой, а с точки зрения смысла — не всегда. 

 

Если в бессоюзном сложном предложении возникают смысловые присоединительные, временные, условные, противительные отношения, а также отношения следствия или сравнения , то в таких предложениях необходимо тире. 

 

Чтобы такие отношения выявить, необходимо вставить специальные слова между 2 частями сложного предложения.

Примерные схемы таких бессоюзных сложных предложений:

  • [    ] - и [    ]
  • [    ] - а [    ]
  • если [    ] - [    ]
  • когда [    ] - [    ]
  • [    ] - поэтому [   ]
  • [    ] - будто [   ]
  • [    ] - это [    ]

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении: тире

Тире ставится…

 

  • Если во второй части бессоюзного сложного предложения содержится неожиданное присоединение, указание на неожиданную или резкую смену событий (мысленно между частями можно вставить союз и):

 

Сыр выпал - с ним была плутовка такова (И. Крылов). 

Стукни в стену - я тут и буду (А. Островский).

 

  • Если вторая часть содержит противопоставление содержанию первой части (мысленно между частями можно поставить союзы а, но, наоборот):

 

В сумерки брат осторожно за­глянул ко мне — я притворился, что сплю (И. Бунин). 

Хозяйка ищет - нет его (А. Блок).

 

  • Если вторая часть содержит в себе присоединение (мысленно можно поставить или реально может стоять местоимение это):

 

Сблизиться с Мамаевым для меня первое дело — это первый шаг на моём поприще (А. Островский).

Она нуждалась в нравственной поддержке — это было очевидно (А. Чехов).

 

  • Если вторая часть заключает в себе следствие, вывод (мысленно можно поставить союзы поэтому, так что):

 

Гроза уже давно про­шла — звёзды засияли, всё смолкло кругом (И. Тургенев).

У меня голова болит — я вышла на воздух, авось пройдёт (И. Тургенев).

 

  • Если первая часть указывает на время или условие того, о чём говорится во второй части (мысленно можно поставить союзы если, когда):

 

Меня отпусти на волю — я с голоду не умру, я не пропаду; дай мне пашню — я оброк хороший взнесу... (И. Тургенев)

Скажешь — не воротишь, напишешь — не сотрёшь, отрубишь — не приставишь (Пословица).

 

  • Если вторая часть предложения — сравнение (мысленно можно поставить союзы как будто, точно, словно):

 

Берёза в лесу без вершины — хозяйка без мужа в дому (Н. Некрасов). 

Молвит слово — соловей поёт (М. Лермонтов).

 


Упражнение 1

 

Объясните постановку тире в предложениях, указав на смысловые отношения между частями: 

 

  1. Ветер подул с юга — будет дождь (Горький).
  2. Его глаза никогда не смотрят просто — они все высматривают да подсматривают (И. Тургенев).
  3. Засыпая, вздрагивают вершины деревьев — на землю сыплются капли дождя (М Горький).
  4. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой — сон сразу прошел (К. Паустовский).
  5. Пришло лето — он, сверх ожидания, остался в Петербурге (Ф. Достоевский).
  6. Спесивому кланяться — он пуще чванится (пословица).


Контрольные вопросы:

 

1. Расскажите о смысловых отношениях внутри сложных бессоюзных предложений.

2. Как угадываются смысловые отношения условия или противопоставления между частями бессоюзного предложения?


Ответы

Упражнение 1

 

  1. Следствие, вывод (можно поставить поэтому).
  2. Противительные (можно поставить а, наоборот).
  3. Присоединение (можно поставить это).
  4. Резкая смена событий (можно поставить и).
  5. Противительные (можно поставить а).
  6. Условные (можно поставить если).


Предыдущий урок
Обособленные дополнения
Синтаксис и пунктуация
Следующий урок
Понятие о второстепенных членах предложения. Распространенное и нераспространенное предложение
Синтаксис и пунктуация
Поделиться:
  • Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия

    Физика

  • Социальная структура общества

    Обществознание

  • Электролиз расплавов и растворов. Практическое применение электролиза

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке