Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Знаки препинания при цитатах

Синтаксис и пунктуация

24.11.2024
1761
0

Знаки препинания при цитатах

 

Вступление

Если устная речь использует косвенную форму, чтобы передать чужую речь, то книжная письменная речь предпочитает цитирование. Цитирование сохраняет авторство и дословную передачу чужой речи. В школьных сочинениях нередко требуется оформление цитат — важно использовать всю широту возможностей цитирования.

План урока

  • Цитаты и цитирование
  • Знаки препинания при цитатах

Цели урока

  • Знать об особенностях цитирования
  • Уметь использовать разные формы цитирования и расставлять знаки препинания при цитатах

Цитаты и цитирование


Цитата — это точная выдержка из текста. 

Цитата предполагает дословную передачу чужой речи с указанием авторства.


 

От прямой речи цитату отличает в первую очередь сфера использования: письменная книжная речь, в которой важны ссылки на авторитетные источники: 

 

«Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен» (А. Чехов, из письма к брату Александру, 8 мая 1889)

 

Второе отличие - это более широкие возможности и способы передачи: 

  1. Антон Чехов в письме брату писал: «Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен».
  2. Антон Чехов в письме брату просил остерегаться «изысканного языка», отмечая, что «язык должен быть прост и изящен».
  3. Антон Чехов в письме брату отмечал, что «язык должен быть прост и изящен».
  4. «Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен» (А. Чехов, из письма к брату Александру, 8 мая 1889)
  5. По словам А. Чехова, «язык должен быть прост и изящен».

 


Цитирование — это процесс заимствования из чужого текста, при котором важно сохранить авторство и точность речи, то есть не присваивать чужие слова и не искажать смысл цитаты заменой собственных слов. Формулировки, которые вписываются в свою речь, должны сохранять и лексику, и грамматику чужого текста. 


 

Нельзя, например записать: Антон Чехов в письме брату просил «беречься изысканного языка», потому что у А. Чехова используется другая форма глагола. Но уже можно: Антон Чехов в письме брату просил: «берегись изысканного языка» или Антон Чехов в письме брату просил беречься  «изысканного языка».

Знаки препинания при цитатах

  • Цитаты можно оформлять как прямую речь, используя кавычки, авторские слова изъяснения (писал, считал, упоминал, сказал…), двоеточие и тире:

 

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие», – считал А.С. Пушкин. 

А.С. Пушкин писал: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие».

 

  • Цитаты можно оформлять как косвенную речь, используя кавычки, союз что и авторские слова изъяснения (писал, считал, упоминал, сказал…), при этом прописные буквы, двоеточие и тире становятся не нужны:

 

А.С. Пушкин писал, что «гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие».

 

 

  • Если цитирование вписывается в собственный текст, то нужно следить за точностью формулировок и цитировать, сохраняя все формы слов, при этом цитата использует кавычки и пишется со строчной буквы:

 

Пушкин призывал «гордиться славою своих предков», считая, что «не уважать оной есть постыдное малодушие».

 

  • Если цитата приводиться не полностью, то на месте пропуска ставится многоточие (возможно и в начале, и в конце, и в середине цитаты). При этом выбор прописной или строчной буквы зависит от места цитирования: если пропуск перед началом предложения, то прописная, если цитата взята из середины - то строчная:

 

Л.Н. Толстой однажды записал в дневнике : «Дело жизни, назначение ее — радость. … Нарушается эта радость, значит, ты ошибся где-нибудь — ищи эту ошибку и исправляй».

Толстой при этом призывает: «...Радуйся на небо, на солнце, на звезды, на траву, на деревья, на животных, на людей. И блюди за тем, чтобы радость эта ничем не нарушалась...». 

Толстой призывает радоваться «.… на небо, на солнце, на звезды, на траву, на деревья, на животных, на людей» и блюсти за тем, «… чтобы радость эта ничем не нарушалась....».

 

  • Цитаты могут включать в себя несколько предложений или даже абзацев. Кавычки при этом нужны только в начале и в конце цитаты: выделять каждое предложение и каждый абзац кавычками не имеет смысла.

 

  • Если цитируется стихотворный текст с сохранением строфики, то кавычки тоже не нужны:

 

А. Пушкин в 1829 году писал: 

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

 

  • Если цитируется стихотворный текст без сохранения строфики, то нужны кавычки и специальные знаки - разделители строф (\ \\ или |):

 

А. Пушкин в 1829 году писал: «О, сколько нам открытий чудных \\ Готовят просвещенья дух \\ И опыт, сын ошибок трудных, \\ И гений, парадоксов друг, \\ И случай, бог изобретатель».

 

  • Есть и более простые формы цитирования:
  • использование вводных оборотов: по словам…, по мнению…, по мысли...:

По мнению А.С. Пушкина, «гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие». 

  • цитата в кавычках, а фамилия и имя автора в скобках после, точка - после закрытых скобок:

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие» (А.С. Пушкин). 

  • эпиграф:

Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие 

А.С. Пушкин

 


Пример 1

 

 

Найдите ошибку в цитировании:

По мысли Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».


 

Решение

Данное цитирование использует вводную конструкцию по мысли..., поэтому двоеточие и прописная буква в цитате становятся не нужны.

Можно использовать другие формулировки, чтобы увидеть разницу: 

Антуан де Сент-Экзюпери отмечал: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».

Антуан де Сент-Экзюпери отмечал, что «зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».

 

Ответ: По мысли Антуана де Сент-Экзюпери, «зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».

 


Контрольные вопросы:

 

1. Зачем вам может понадобиться цитирование?

2. На какие ключевые моменты стоит обращать внимание при цитировании?


Предыдущий урок
Сложное синтаксическое целое. Абзац. Средства связи
Синтаксис и пунктуация
Следующий урок
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Обобщение и повторение
Синтаксис и пунктуация
Поделиться:
  • Конус

    Геометрия

  • Социальные нормы и отклоняющееся поведение

    Обществознание

  • Описанный четырёхугольник

    Геометрия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке