Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие

Синтаксис и пунктуация

19.04.2024
1355
0

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие

 

Вступление

Продолжаем изучать сложное предложение и рассматриваем каждый вид. Последняя группа сложных предложений - бессоюзные. Мы уже выяснили, что запятая и точка с запятой - это знаки для перечислений. Сегодня речь пойдёт о двоеточии. 

План урока

  • Бессоюзные сложные предложения и смысловые отношения между его частями
  • Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении: двоеточие

Цели урока

  • Знать об особенностях бессоюзных предложений
  • Уметь расставлять двоеточие в бессоюзных предложениях, учитывая смысловые отношения между частями

Бессоюзные сложные предложения и смысловые отношения между его частями


В бессоюзных сложных предложениях, кроме отношений перечисления, могут быть множество других: изъяснительные, причинные, вопросительные, условные, временные, следственные, противительные… 


 

То есть те же отношения, которые есть у всех сложных предложений: 

 

Стояла она долго, поэтому у неё устали ноги и глаза. 

Стояла она долго - устали ноги и глаза (М. Горький)

У неё устали ноги и глаза, потому что она стояла долго.

У неё устали ноги и глаза: стояла она долго.

 

Обратите внимание: 1) такие смысловые отношения возможны только у бессоюзных предложений с 2 предикативными частями, 2) смысловые отношения могут быть разными в зависимости от расположения частей. С точки зрения грамматики части равноправны между собой, а с точки зрения смысла - не всегда. 

 

Если в бессоюзном сложном предложении возникают смысловые отношения пояснения, изъяснения, причины, вопроса , то в таких предложениях необходимо двоеточие. 

 

Чтобы такие отношения выявить, необходимо вставить специальные слова между 2 частями сложного предложения.

Примерные схемы таких бессоюзных сложных предложений:

 

  • [    ] а именно: [   ] (пояснение)
  • [    ] потому что: [   ] (причина)
  • [    ] что: [    ] (изъяснение)

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении: двоеточие

Двоеточие ставится…

 

  • Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет то, о чём говорилось в первой части (мысленно между частями можно вставить союз а именно):

 

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценнее самой ве­щи (Н. Гоголь).

 

  • Если вторая часть указывает на причину того, о чём говорились в первой части (мысленно между частями можно поставить союзы потому что или так как):

 

Он уви­дел свою бричку, которая стояла совсем готовая, а Селифан ожидал, казалось, мановения, чтобы подкатить под крыльцо, но из комнаты не было никакой возможности выбраться: в дверях стояли два дю­жих крепостных дурака (Н. Гоголь).

В брагинском доме от новых знакомых отбоя не было: все спешили принести сюда по­сильную дань уважения добродетелям редкой семьи (Д. Мамин-Сибиряк).

 

  • Если в первой части есть слова изъяснения видеть, слышать, чувствовать, мысль, чувство, картина…, которые предупреждают, что далее последует информация об этом (мысленно можно поставить союз что):

 

Ты видишь: я с тобою болтлива по-обыкновенно­му (А. Пушкин). 

...Добрый путь вам, господа, по морю, по Окияну к славному царю Салтану; да скажите: князь Гвидон шлёт царю-де свой поклон (А. Пушкин).

 

  • Если первая часть построена таким образом, что во второй описываются события, факты, о которых было предупреждение ранее (мысленно можно поставить сочетание слов и увидел, что…, то это тоже изъяснительные отношения):

 

Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка (М. Лермонтов).

Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звёзды. (М. Горький).

 

  • Если вторая часть предложения представляет собой прямой вопрос (изъяснительные отношения):

 

Пускай забудет свет столь чуждое ему существованье: зачем тебе венцы его вниманья и тернии пустых его клевет? (М. Лермонтов)

Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (А. Чехов)

 


Упражнение 1

 

Объясните постановку двоеточия в предложениях, указав на смысловые отношения между частями: 

 

 

  1. Выйдя из дому, я пошёл по улицам, они были странны: немо, тепло, сыро всюду; вокруг в голых садах и среди тополей бульвара густо стоит белый туман, смешанный с лунным светом (И. Бунин).
  2. Поверь: для них смешон твой плач и твой укор... (М. Лермонтов)
  3. Но только одно было неприятно: от изразцовой печи веяло жаром, было душно, у всех разгорелись щёки (А. Чехов).
  4. Я смутился: при­знать бродягу государем был я не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным (А. Пушкин).


Контрольные вопросы:

 

1. Расскажите о смысловых отношениях внутри сложных бессоюзных предложений.

2. Как угадываются смысловые отношения пояснения, изъяснения и причины между частями бессоюзного предложения?


Ответы

Упражнение 1

 

 

  1. Пояснительные (можно поставить а именно).
  2. Изъяснительные (есть слово поверь, можно поставить что).
  3. Пояснительные (можно поставить а именно).
  4. Причинные (можно поставить потому что), пояснительные (можно поставить а именно).


Предыдущий урок
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
Синтаксис и пунктуация
Следующий урок
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным
Синтаксис и пунктуация
Поделиться:
  • Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

    Русский язык

  • Вычисление объёмов тел с помощью определённого интеграла

    Геометрия

  • Неорганические и органические основания

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке