Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Обособленные и необособленные определения

Синтаксис и пунктуация

Обособленные и необособленные определения

 

Вступление

Продолжаем изучать осложнение простого предложения и связанную с ним постановку знаков препинания. Обособление разных второстепенных членов предложения, наверное, один из самых сложных вопросов русской пунктуации. К тому же, определения в русском языке неоднородны и богаты, поэтому материал о знаках препинания при определениях очень обширен. Приготовьтесь!

План урока

  • Обособление
  • Обособленные определения
  • Необособленные определения

Цели урока

  • Знать: обособление, обособленные и необособленные определения, согласованные и несогласованные определения, определяемое слово, причастный оборот
  • Уметь: отличать согласованные определения от несогласованных, обособлять определения различных типов

 

Обособление 


Обособление  — это выделение знаками препинания второстепенных членов предложения. При постановке знаков препинания при обособлении необходимо учитывать интонационное и смысловое выделение, при этом второстепенные члены предложения получают большую самостоятельность и независимость внутри предложения:


 

Обособляются как одиночные второстепенные члены, так и группы с зависимыми словами. Обязательное условие обособления второстепенных членов — они опираются на определяемое (главное для них) слово внутри простого предложения, зависят от него и могут занимать положение как после, так и перед ним:

 

 

Обособленные члены выделяются запятыми и тире. Вставные конструкции — скобками. 

 

Обособление определения 


Определения, выраженные полными именами прилагательными или причастиями, называются согласованными . Несогласованные определения выражены словосочетаниями с именем существительным в косвенных падежах.


Согласованные определения обособляются, если …

  • распространены зависимыми словами и занимают позицию после определяемого слова: Уцелело и зеркальце, висевшее в простенке. (А.С. Пушкин) Один из ямщиков, весьма высокий мужчина, вылез из саней, молча отвязал свою тройку. (Л.Н. Толстой) Это 2 ключевых показателя для обособления согласованных определений: наличие зависимых слов и позиция после определяемого слова. 
  • два и более одиночных определения, стоящие после определяемого слова: Окрестность исчезла во мгле, мутной и желтоватой. (А.С. Пушкин)
  • одиночные согласованные определения после определяемого слова, если обладают добавочным значением (причинным, например): Люди же, изумлённые, стали как камни (М. Горький) 
  • одиночные или распространённые согласованные определения перед определяемым словом, если обладают добавочным обстоятельственным значением: Еще прозрачные, леса как будто пухом зеленеют. (А.С. Пушкин)
  • одиночные или распространённые согласованные определения, если относятся к местоимению: Поглощенный его словами, я не мог думать над этой загадкой. (М. Горький) Я читал, возмущённый и взволнованный (М. Горький)

Согласованные определения не обособляются, если …

  • распространены зависимыми словами, но занимают позицию перед определяемым словом:  Над ещё не улёгшимся после недавней бури бескрайним морем возвышалось унизанное ярко мерцавшими звёздами небо
  • согласованные определения связаны по смыслу не только с подлежащим, но и со сказуемым: Ночи были короткие, светлые. 
  • выражены сложной форой сравнительной или превосходной степени имени прилагательного: Гент никогда не видел человека более бесхитростного, чем он. (А. Грин)

Несогласованные определения чаще всего обособляются. Основные условия — если …

  • относятся к имени существительному и занимают позицию и после него и перед ним: Слышится спор и говор, неистово кричит ребенок, поезд стучит и громыхает, а солдат, в новой ситцевой рубахе и в черном галстуке, сидит над спящими на своем сундучке. (И. Бунин)
  • относятся к местоимению: Сегодня она, в новом голубом к..поте, была особенно молода и внушительно красива. (М. Горький)
  • относятся к имени собственному: Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбоченясь и гордо взирал около себя. (А.С. Пушкин)
  • образуют ряд однородных определений: Рядом с женщиной стоял белобрысый и очень серьёзный мальчик, босой, без шапки. (К. Паустовский) 
  • выражены оборотом с именем прилагательным в сравнительной степени: Маленькие усы, немного темнее волос, делали его лицо привлекательным (Л.Н. Толстой)

Вместо запятой, для обособления несогласованных определений, иногда может использоваться тире: 

  • если несогласованное определение выражено неопределённой формой глагола: Таким образом, мы волей-неволей должны были отказаться от первоначального намерения — пройти во Владивосток вдоль берегов Сибири (В. Каверин)
  • если несогласованное определение выражено неопределённой формой глагола и занимает позицию внутри предложения, то тире станет двойным: От первоначального намерения — пройти во Владивосток вдоль берегов Сибири — мы волей-неволей должны были отказаться.

Тире при согласованных определениях может быть интонационным и смысловым: когда автор видит необходимость дать дополнительные пояснения: Правда, что птица не знает человеческих — моральных, психологических и государственных — границ. (В. Солоухин)

 


Контрольные вопросы:

 

  1. Дайте определение обособлению.
  2. Расскажите об основных условиях обособления согласованных определений.
  3. Расскажите об обособлении несогласованных определений.
  4. Когда при обособлении определений возможна постановка тире?


Предыдущий урок
Словосочетание. Виды синтаксической связи
Синтаксис и пунктуация
Следующий урок
Обращение
Синтаксис и пунктуация
  • Глобальная продовольственная проблема

    География

  • Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Обработка информации в электронных таблицах»
  • М. Горький. Пьеса М.Горького «На дне» как социально-философская драма. Система образов произведения

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке