Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой

Синтаксис и пунктуация

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой

 

Вступление

Продолжаем изучать сложное предложение и рассматриваем каждый вид. Последняя группа сложных предложений — бессоюзные. Главная сложность бессоюзных предложений — это опора на смысл и значение. Чтобы выбрать знак препинания, недостаточно опираться на структуру предложения, важно понять смысловые отношения между частями предложения. 

План урока

  • Бессоюзные предложения и смысловые отношения между его частями
  • Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении: запятая и точка с запятой

Цели урока

  • Знать об особенностях бессоюзных предложений
  • Уметь расставлять запятую и точку с запятой в бессоюзных предложениях, учитывая смысловые отношения между частями

 

Бессоюзные сложные предложения и смысловые отношения между его частями

 


Бессоюзными сложными называются предложения, части которых соединяются только при помощи интонации.


 

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложении выражены нечётко, однако угадываются и соответствуют отношениям сложносочинённых или сложноподчинённых предложений: 

 

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

Мать широко улыбнулась: ей было приятно слышать восторженные похвалы мальчика (М. Горький).

После дождя на минутку выглядывало солнце, обливая радостным сверканием облитую дождем молодую, еще нежную зелень сиреней, сплошь наполнявших мой палисадник; громче становился задорный крик воробьев на рыхлых огородных грядках; сильнее благоухали клейкие коричневые почки тополя (А. Куприн).

 

На письме граница частей сложного предложения отмечается при помощи запятой, точки с запятой, тире или двоеточия. Выбор знака препинания зависит от смысловых отношений, которые иногда реализуются через интонацию: 

  • перечислительную — соединительные отношения,
  • интонацию противопоставления — противительные отношения,
  • интонацию предупреждения — пояснительные, изъяснительные, причинные отношения.

Иногда смысловые отношения угадываются по смыслу каждой части.

 

Примерные схемы бессоюзных сложных предложений: 

  • [    ], [     ].
  • [    ]; [     ].
  • [    ]: [     ].
  • [    ] - [     ].

 

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении: запятая и точка с запятой 

 

  • Если в бессоюзном сложном предложении части связаны перечислительной интонацией, то в них необходима запятая:

 

Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.

Целый день на небе солнышко сияет, целый день мне душу злая грусть терзает (А. Кольцов).

Сияло небо надо мной, шумели листья, птицы пели... (И. Тургенев).

 

  • Если в бессоюзном сложном предложении части связаны перечислительной интонацией и осложнены другими знаками препинания, то в них необходима точка с запятой:

 

Алёхину сильно хотелось спать; он встал по хозяйству рано, в третьем часу утра, и теперь у него слипа­лись глаза, но он боялся, как бы гости не стали без него расска­зывать что-нибудь интересное, и не уходил (Чехов).

 

  • Если части бессоюзного сложного предложения связаны перечислительной интонацией, но предметы речи каждой части далеки друг от друга по смыслу, то в них тоже можно использовать точку с запятой (такой знак считается факультативным и авторским):

 

В синем небе звёзды блещут, в синем море волны плещут; туча по небу идёт, бочка по морю плывёт (А. Пушкин).

Мы поехали; заря только что разгорелась (Л. Толстой).

 


Контрольные вопросы:

 

1. В чём особенность бессоюзных сложных предложений?

2. Когда в бессоюзном сложном предложении возможна постановка запятой, а когда - точки с запятой?


Предыдущий урок
Обобщающее слово и однородные члены
Синтаксис и пунктуация
Следующий урок
Типы норм литературного языка (морфологические и синтаксические)
Культура речи
  • Металлическая химическая связь. Водородная химическая связь

    Химия

  • «Азиатский тип» населения

    География

  • М. Горький. «На дне». Спор о назначении человека. «Три правды» и их трагическое столкновение

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке