Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Зарубежная Азия в современном мире

Зарубежная Азия

24.04.2024
2657
0

Зарубежная Азия в современном мире

План урока

  • Определить место и роль Азии в современном мире
  • Изучить особенности структуры хозяйства региона
  • Рассмотреть специфику сложившихся в регионе моделей социально-экономического развития

Цели урока

  • Знать место Азии в современном мире
  • Знать особенности структуры хозяйства региона
  • Знать специфику моделей социально-экономического развития стран зарубежной Азии
  • Уметь составлять прогноз социально-экономического развития страны

Разминка

  • Какие экономические центры сложились в зарубежной Азии?
  • Какие государства Азии относятся к новым индустриальным странам и почему?

За последние десятилетия роль Азии в международных отношениях и экономике значительно возросла. Специалисты прогнозируют, что XXI в. станет «веком Азии». Данный регион, как и все остальные, имеет специфические черты развития хозяйства.

 

Зарубежная Азия в современном мире

Несмотря на то что на рубеже XX–XXI вв. Азия отличалась высокими стабильными темпами роста ВВП и динамичным развитием хозяйства, по общему уровню экономического развития она превышает только Африку, уступая остальным.

 

Азия значительно нарастила объёмы производства и теперь занимает первое место в мире по этому показателю. 3/4 всей выпускаемой продукции приходится на крупнейшие страны региона (Китай, Япония, Индия, Индонезия и др.).

 

Экономические лидеры зарубежной Азии (2016 г.)

таблица

 

Особенности структуры хозяйства стран зарубежной Азии:

  1. Ведущие позиции аграрного сектора (от 1/4 до 2/5 ВВП) в наименее развитых странах — Лаосе, Мьянме, Непале;
  2. 2/3 стран имеют международную сырьевую специализацию;
  3. Добывающая промышленность — главная сфера хозяйства «нефтяных» стран: ОАЭ, Бахрейн, Бруней, Катар и др.
  4. Непроизводственная сфера преобладает в большинстве стран региона.

На долю Азии приходится 2/5 объёма мировой внешней торговли, 1/4 объёма международного туризма и крупные международные потоки рабочей силы (особенно внутри региона).

 

Структура занятости населения зарубежной Азии

На основе традиционных и современных элементов в азиатских странах сложились различные модели социально-экономического развития:

 

1. Японская (восточноазиатская) модель

 

Страны: Япония и новые индустриальные страны Восточной и Юго-Восточной Азии. 

 

Специфика: использование психологических (и поведенческих) особенностей населения; опора на такие качества местного населения, как исключительное трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность, настойчивость и терпение. 

 

Принципы модели:

  • жёсткое  государственное  регулирование экономики, мобилизация всех её ресурсов для решения приоритетных задач;
  • ярко выраженная экспортная ориентация экономики;
  • широкое привлечение иностранного капитала (в первую очередь для развития научно-технического потенциала); по мере развития страны сами становятся экспортёрами капитала;
  • создание крупных национальных монополий, имеющих возможности  для постоянного  улучшения  качества продукции  и  конкурентной борьбы на внешних рынках.

2. Автаркическая экономика

 

Страна: КНДР. 

 

Специфика:  развитие  с опорой  на  собственные ресурсы  в  изоляции от  мирового  хозяйства.

 

3. Модель зависимого развития хозяйства

 

Страны:  Монголия, Вьетнам, Лаос. 

 

Специфика: зависимость от советской экономики, которая привела к постепенной  деградации производства в условиях отсутствия хозяйственных стимулов и конкуренции. 

 

(В настоящее время названные страны перешли на другие модели развития хозяйства).

 

4. Китайская модель «третьего пути»

 

Страна: Китай. 

 

Специфика: симбиоз рыночной экономики, центрального планирования и руководящей роли коммунистической партии; политическая стабильность,  быстрый  рост уровня жизни населения в отдельных районах и др.

 

5. Модель развития  стран-экспортёров нефти

 

Страны: Юго-Западная Азия (Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман и др.)

 

Специфика: экономика основывается на добыче и экспорте нефти или продуктов её переработки; дальнейшее усложнение национального хозяйственного комплекса в  результате создания производственных мощностей по углублённой переработке нефти, выпуску химической и  энергоёмкой продукции (чёрные и цветные металлы); формирование современной непроизводственной сферы (финансы, образование) и повышение уровня жизни населения.

 

6. Особая модель развития бывших республик СССР. Специфика: переход с классической социалистической модели на свой собственный путь социально-экономического развития.

 

Вывод

 

Значительный природно-ресурсный потенциал зарубежной Азии создаёт хорошие возможности для развития хозяйства. В регионе сложилось несколько моделей социально-экономического развития, каждая из которых обладает своей спецификой. Несмотря на крупные масштабы экономики, регион продолжает отставать по уровню жизни населения. Зарубежная Азия имеет прочные позиции в международной внешней торговле, международном туризме и на рынке рабочей силы.


Контрольные вопросы

 

1. Назовите сильные и слабые стороны зарубежной Азии, влияющие на её роль в мировой экономике.

2. Составьте прогноз социально-экономического развития одной из стран Юго-Восточной Азии.

3. Как вы считаете, насколько эффективна модель автаркической экономики?


 

Предыдущий урок
Природно-ресурсный потенциал зарубежной Азии и проблемы его использования
Зарубежная Азия
Следующий урок
Восточная Азия. Республика Корея — новая индустриальная страна
Зарубежная Азия
Поделиться:
  • Эволюционная теория Чарльза Дарвина

    Биология

  • Наибольшее и наименьшее значения функции

    Алгебра

  • Географическая специфика Африки

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке