- Рассмотрите рисунок 1 и скажите, какой вид экономической деятельности изображён.
- Как вы понимаете фразу: «Предложенный товар уже наполовину продан» (Ноэль Дю Файль)?
- Зачем люди обмениваются?
- Торговля и её формы
- Реклама — двигатель торговли
- знать понятия: обмен, торговля и реклама; формы торговли
- уметь раскрывать влияние рекламы на развитие торговли; выполнять практические и познавательные задания для определения сущностных характеристик изучаемого объекта
Зачем люди обмениваются?
Каждый человек стремится удовлетворить свои потребности. Как вы знаете, потребности безграничны, а ресурсы ограничены. Отдельный человек не способен создать всё необходимое для себя. Ему приходится приобретать необходимые блага у других. Самый простой способ получить необходимое — это обмен.
Обмен — это процесс, в результате которого люди меняют произведённый продукт на деньги или другой продукт, который им необходим.
Обмен может состояться только при наличии следующих условий:
1. Разделение труда.
2. Наличие как минимум двух сторон.
3. Равноценность обмениваемых благ.
Обмениваться могут только товары, т. е. продукты, произведённые на продажу.
Товар должен обладать потребительской (полезной людям) и меновой стоимостью (способность обмениваться на другие товары).
Стоимость — это мера, при помощи которой определяется ценность товара.
Цена — это стоимость, выраженная в денежной единице.
Существуют следующие виды обмена (см. схема 1).
Деньги появились в связи с развитием обмена и стали выполнять роль универсального эквивалента (рис. 2).
Функции денег:
1. Мера стоимости — количественное измерение ценности товара (лимонад стоит 57 рублей).
2. Средство обращения — при помощи денег можно приобрести товар или услугу (Вася купил бабушке на 8 марта коробку конфет за 230 рублей).
3. Средство сбережения — накопление с целью обеспечения своего благосостояния (семья Петровых откладывает по 20 000 рублей в месяц на поездку летом в санаторий).
Взаимодействие продавца и покупателя происходит на рынке.
Рынок — место купли-продажи товаров и услуг.
Главный принцип рынка: сделка должна быть выгодна и продавцу, и покупателю. Именно рынок устанавливает цены на товары и услуги.
1. Объясните, как вы понимаете слова А. Смита, сказанные о «невидимой руке рынка»: «… Каждый человек мыслит лишь о собственной выгоде, но НЕВИДИМАЯ РУКА, которая его направляет, как и во многом другом приведёт его к результату, о котором он сам и не помышлял…»
2. Миша приобрёл в магазине сотовый телефон за 27 000 рублей. Какая функция денег проявилась в этом примере?
1) средство обращения
2) средство учёта
3) мировые деньги
4) средство сбережения
3. Ира увидела в кондитерской «Плюшка» торт «Ромашка» за 1 350 рублей. Какая функция денег проявилась в этом примере?
1) мера стоимости
2) средство учёта
3) мировые деньги
4) средство сбережения
Торговля и её формы
Торговля — отрасль хозяйства, в которой происходит реализация товаров через куплю-продажу.
Торговля помогает удовлетворить потребности человека, а также накапливать богатства (см. схема 2).
Торговля может быть организована в различных формах:
1. Магазинная (рис. 3).
2. Уличная (рис. 4).
3. Торговля через автоматы (рис. 5).
4. Торговля через интернет-сайты (рис. 6).
1. Проиллюстрируйте конкретным примером каждую форму торговли.
2. Прочитайте стихотворение и на его основе сформулируйте основные ошибки, которые может совершить продавец, и назовите правила успешной торговли.
На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровёнка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
— Хозяин, продашь нам корову свою?
— Продам. Я с утра с ней на рынке стою!
—Не много ли просишь, старик, за неё?
— Да где наживаться! Вернуть бы своё!
— Уж больно твоя коровёнка худа!
— Болеет, проклятая! Прямо беда!
— А много ль корова даёт молока?
— Да мы молока не видали пока…
Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Один паренёк пожалел старика:
— Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.
Идёт покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком:
— Корову продашь?
— Покупай, коль богат. Корова, гляди, не корова, а клад!
— Да так ли? Уж выглядит больно худой!
— Не очень жирна, но хороший удой.
— А много ль корова даёт молока?
— Не выдоишь за день — устанет рука.
Старик посмотрел на корову свою:
— Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?..
Реклама — двигатель торговли
Реклама — это информация о товаре или услуге с целью продажи.
Выделяют следующие функции рекламы:
1. Информационная (рассказывает о товаре (услуге), его свойствах, полезности для потребителя).
2. Формирующая предпочтения потребителя (например, реклама порошка Tide, убеждающая в уникальных свойствах товара).
3. Формирующая полезные привычки (например, чистить зубы 2 раза в день).
В любом случае, основная цель рекламы — продажа максимального количества товара. Для достижения этой цели производители могут даже использовать методы недобросовестной рекламы, вводя в заблуждение потребителя. Поэтому потребитель должен критично воспринимать рекламу, проверяя информацию в магазинах или на сайте (рис. 7).
Придумайте рекламный слоган к pop it, чтобы у потребителя возникло желание её купить.
Контрольные вопросы
1. Что такое обмен, торговля, реклама?
2. Назовите функции обмена.
3. Перечислите формы, через которые осуществляется торговля.
4. Какие функции денег вам известны?
5. В чём главная цель рекламы?
ПРОВЕРИМ СЕБЯ
2. Миша приобрел в магазине сотовый телефон за 27 000 рублей. Какая функция денег проявилась в данном примере?
1) средство обращения.
3. Ира увидела в кондитерской «Плюшка» торт «Ромашка» за 1 350 рублей. Какая функция денег проявилась в данном примере?
1) мера стоимости.