Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Рыночная экономика

Экономика

Рыночная экономика

 

План урока

  • Рынок и условия его функционирования
  • Спрос и предложение на рынке
  • Рыночное равновесие

Цели урока

  • определять термины «спрос» и «предложение», «рынок», сформировать представление о рыночном хозяйстве как одном из способов организации рыночной жизни
  • знать понятия: конкуренция, спрос, предложение, равновесная цена
  • уметь характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни, описывать действия рыночного механизма формирования спроса и предложения и цен

 

Вступление

 

Эта тема познакомит с особенностями рыночной экономической системы. Также знакомство с ключевыми понятиями станет основой для изучения материалов, связанных с предпринимательской деятельностью, ролью государства в экономике, распределением доходов и потреблением в рыночной экономике.

 

Рынок и условия его функционирования

 

Рыночную экономическую систему характеризует частная собственность на средства производства, ответственность субъектов экономических взаимоотношений за принятые ими решения, а также свободный обмен между субъектами экономических взаимоотношений.

Рынок как система экономических взаимоотношений между субъектами в процессе обмена может существовать только при определённых условиях. К ним относятся конкуренция, свобода предпринимательства и свободное ценообразование.


Конкуренция — соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли.


Конкуренцию не зря считают двигателем рыночной экономики. Наличие конкуренции является залогом нормального развития экономики. Конкуренция представляет собой соперничество за достижение наилучших результатов по сравнению с оппонентами. Стоит отметить, что конкуренция появилась вместе с развитием товарного производства — каждый производитель стал стремиться к продаже своего товара по наивысшей цене, получению максимальной выгоды. В современном мире конкуренция проявляется в борьбе производителей за покупателей. Это вынуждает производителей улучшать технологии производства, чтобы улучшать качество товаров, а также снижать стоимость их производства (что позволяет снизить стоимость товара на рынке по сравнению с другими продавцами).

Если конкуренция даёт производителям товаров и услуг столько свободы, то почему же на рынке не воцаряется хаос? Что сдерживает и контролирует производителей в отсутствии общественного и государственного контроля? Это так называемая диктатура цен. Подробнее мы остановимся на ней после того, как разберём необходимые для её понимания понятия «спрос» и «предложение».

 

Спрос и предложение на рынке


Спрос — это желание и возможность покупателей приобрести конкретный товар или услугу в конкретное время и в конкретном месте.


Источником спроса являются потребности человека. Однако спрос ограничен платежеспособностью человека. 

Спрос находится в обратной зависимости от цены. Т. е. чем выше цена на услугу или товар, тем меньше спрос на этот товар или услугу будет. Изменение спроса на товар может быть вызван различными факторами:

  • цены на товары-заменители (например, батарейки фирм Energizer и Duracell являются товарами-заменителями друг друга);
  • цены на дополняющие товары (например, недорогой принтер может иметь дорогой дополняющий товар — картридж);
  • мода (когда товар моден, спрос на него высок);
  • сезонность (зимой спрос на тёплые вещи возрастает);
  • ожидание изменения цен;
  • количество покупателей.

Предпочтения потребителей меняют спрос, поэтому производители используют рекламу для увеличения спроса на свой товар.


Предложение — готовность продавцов предложить покупателям конкретный товар в конкретном месте и в конкретное время.


Предложение находится в прямой зависимости от цены. Т. е. чем выше цена на товар, тем больше величина предложения этого товара. По мере роста цены растёт и величина предложения товара. И наоборот: когда падает цена, уменьшается величина предложения.

Изменение предложения на товар может быть вызвано различными неценовыми факторами:

  • средства производства (если цены на сырьё или рабочую силу, необходимые для выпуска данного товара, растут, то предложение товара уменьшается. А если эти цены падают, то предложение товара увеличивается);
  • технический прогресс (если технологии производства данного товара улучшаются, увеличивается его предложение);
  • сезонность (благоприятные погодные условия приведут к увеличению предложения товаров сельского хозяйства);
  • государственная политика (субсидии, понижение налоговой ставки  для конкретного вида производства и т. д.);
  • количество продавцов;
  • налоговая политика государства.

 

Важно также понять, что спрос и предложение взаимодействуют между собой. Их взаимодействие контролирует положение на рынке, сохраняет порядок.

 

Рыночное равновесие

 

Одним из условий нормального существования и развития рынка является свободное ценообразование. То есть цены не назначаются государством или кем-либо. Только сами продавцы и покупатели решают ценовой вопрос. Так продавцы могут сами устанавливать цены на свои товары, а покупатели решать: покупать товар по предложенной цене или нет.


Равновесная цена — это цена, при которой величина спроса равна величине предложения.


Рыночное равновесие недолговечно, нестабильно. Его могут нарушить изменения спроса или предложения, например. Но равновесие в итоге восстанавливается. Как? Представьте себе, что цена на товар оказалась выше равновесной. Тогда желающих купить товар будет меньше, чем предложенного товара. Таким образом, у производителей образуется излишек товара, им придется снижать цену до равновесной. Если цена ниже равновесной, желающих купить товар будет слишком много. Товар будет быстро распродан, а на рынке возникнет его дефицит (не все желающие смогут его купить из-за нехватки). Тогда цена на данный товар будет постепенно повышаться, пока не достигнет равновесной.

 

Подведём итоги

 

Рынок направляет ресурсы на производство различных товаров и услуг. Спрос и предложение являются неотъемлемой частью рынка. Именно взаимодействие спроса и предложения формирует рыночные цены, а также помогает ответить на главные вопросы экономики. Несмотря на то что в условиях рыночной экономики все экономические субъекты (и продавцы, и покупатели) преследуют, в первую очередь, свои личные интересы и стремятся удовлетворить свои потребности, они одновременно с этим повышают и благосостояние общества.


Практическое задание 1

 

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Конкуренцияспросрыночная экономикаравновесная ценаэкономическая свобода.


Практическое задание 2

 

Установите соответствие между факторами спроса и предложения и их примерами: к каждой позиции в первом столбце подберите соответствующую позицию из второго столбца.


Контрольные вопросы:

 

1. Каковы условия функционирования рынка?

2. Что такое конкуренция?

3. Что влияет на спрос и предложение на рынке?

4. Каков механизм установления равновесной цены?


Ответ на практическое задание 1

Рыночная экономика

Ответ на практическое задание 2

А — 1; Б — 2; В — 2; Г — 1; Д — 2.


Предыдущий урок
Инфляция и семейная экономика
Экономика
Следующий урок
Экономика и ее роль в жизни общества
Экономика
  • Борьба за власть в конце XVII в. Начало преобразований

    История

  • Портретный очерк

    Русский язык

  • Главные члены предложения. Согласование подлежащего и сказуемого

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке