- Семейное потребление
- Страховые услуги
- Экономические основы прав потребителей
- раскрыть сущность потребления и охарактеризовать его связь с другими сферами экономической жизни общества
- знать понятия: страхование, потребитель, виды расходов, права потребителя
- уметь описывать закономерность изменения расходов семьи, характеризовать виды страховых услуг, раскрывать меры защиты прав потребителя
Вступление
Вспомните, каковы основные потребности человека. Что может влиять на потребительский выбор?
На эти вопросы поможет ответить эта тема. Потребление — использование благ в целях удовлетворение потребностей. Эта тема связана с материалом об обязательных и произвольных расходах граждан, а также семейном бюджете и правах потребителя.
Семейное потребление
Вы уже знаете, что потребности людей постоянно увеличиваются и по сути безграничны, в то время как ресурсы ограниченны. То же применимо и к семейному потреблению — потребности членов семьи только растут, а доходы ограничены, то есть всегда появляется такая покупка, которую семья себе позволить не может.
Условно расходы можно разделить на два вида.
Первый — обязательные расходы. Это траты, без которых человек или семья не может существовать. Прежде всего это питание, коммунальные услуги, одежда, транспортные расходы. Второй вид — произвольные расходы. К ним относят те, от которых потребитель может отказаться или перенести их покупку. Отказываясь от произвольных расходов, потребитель может откладывать эти средства в сбережения, тем самым получая возможность приобрести в будущем что-то более дорогостоящее. Разделение расходов весьма условно, оно сделано на основе статистических данных по общественному потреблению.
Было установлено: чем ниже доходы семьи, тем большая доля средств тратится на продукты питания. С увеличением доходов больше средств начинает тратиться на одежду, обувь, а также на удовлетворение духовных потребностей. Поэтому считают, что, чем меньше статистически доля расходов населения на продукты питания, тем выше благосостояние этой страны. Этот закон также называют законом Энгеля (именно он обнаружил эту закономерность).
На специфику семейных расходов влияют не только потребности и доступные ресурсы семьи, но также возраст её членов, их вкусы, привычки, предпочтения. В частности появление детей в семье или достижение ими школьного возраста существенно меняет список потребляемых семьёй товаров.
Страховые услуги
Страхование — это экономические отношения, направленные на образование специального фонда средств для возмещения разного рода потерь путём выплаты страховых сумм.
Одной из самых известных форм страхования является осуществление обязательных выплат из зарплаты в пенсионный фонд с целью получения потом не только пенсионных выплат от государства, но и трудовой пенсии из страхового фонда. Другим известным видом страхования является страхование автомобилей или имущества. Есть и медицинское страхование. Оно (впрочем, как и пенсионное) может быть добровольным или обязательным. Обязательными в России являются пенсионное, медицинское страхование и страхование автогражданской ответственности.
Экономические основы прав потребителей
В экономике существует такое понятие, как «суверенитет потребителя», под которым подразумевают свободу экономического поведения потребителя. Он волен выбирать, что ему покупать, в соответствии со своими потребностями и желаниями. Он также волен выбирать средства получения доходов (если они не противоречат законодательству), а также распоряжаться своими средствами и имуществом. Эти права потребителя защищает государство. Оно также стремится обеспечить гарантию качества потребительских товаров.
Отношения между производителями и потребителями в России регулируются законом «О защите прав потребителей». В частности он устанавливает стандарты товаров и качества обслуживания потребителей, а также регламентирует санкции против недобросовестных потребителей и продавцов.
Например, потребитель вправе вернуть в течение двух недель товар, не относящийся к продуктам питания и особому регламентированному списку товаров, даже если этот товар соответствует всем стандартам качества. Также он может вернуть любой недоброкачественный товар. Продавцы могут при продаже указать на дефект товара и продать его по сниженной цене. Но если товар оказался некачественным, а потребитель не был заранее предупреждён о его дефектах, по закону он имеет право вернуть его обратно в магазин.
Подведём итог
Семья является одним из главных потребителей общества. Её потребности постоянно меняются. Такие изменения происходят в результате расширения семьи и взросления детей.
Рынок страховых услуг в России постоянно расширяется, но реальный спрос на них сдерживается невысоким уровнем доходов основной части населения.
Защищая права потребителя, государство заботится о производстве качественных товаров и услуг, что оказывает влияние на развитие экономики страны в целом.
Контрольные вопросы:
1. Что влияет на объём и структуру потребительских расходов?
2. Назовите известные вам виды страховых услуг.
3. Как защищают права потребителей в Российской Федерации?