Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Россия при царе Фёдоре Ивановиче. Развитие культуры в XVI в.

История России в 16-17 веках

29.03.2025
3649
6

Развитие культуры в XVI в.

Разминка

  • В каком городе в 1591 г. умер малолетний царевич Дмитрий, возможный наследник русского престола?
  • Верно ли, что Борис Годунов был прямым наследником Ивана Грозного?
  • Какая война закончилась за год до вступления на престол Фёдора Ивановича?

План урока

  • Век публицистики
  • Развитие литературы
  • Развитие книгопечатания
  • Библиотека Ивана Грозного
  • Памятники архитектуры в XVI в.

Цели урока

  • познакомить с особенностями развития культуры народов России XVI в., достижениями в духовной и материальной жизни
  • охарактеризовать факторы, влияющие на развитие культуры XVI в.
  • знать определение понятий: публицистика, шатровый стиль, энциклопедия

Вступление

Культура утверждается в сердце народа и создаёт стремление к строительству. Культура воспринимает все открытия и улучшения жизни, ибо она живёт во всём мыслящем и сознательном. Культура защищает историческое достоинство народа. 

Николай Рерих

Век публицистики

 

В XVI веке русская культура развивалась в новых условиях. На смену власти Орды пришло самодержавие, которое стремилось увековечить себя в культуре. Литературные произведения, иконы и храмы воплощали новые государственные идеи и военные победы. Централизация власти сопровождалась созданием единства в культуре. Новым задачам по сплочению сильной верховной власти и  власти и народа отвечал жанр публицистики.


Публици́стика (от лат. publicus — общественный) — род произведений, посвящённых актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества; играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения общественного мнения, в том числе формирующегося вокруг острых проблем жизни.


Один из самых известных авторов этого направления — Иван Пересветов. Это совершенно светский писатель. Приехавший на Русь в конце 30-х годов XVI в. (из Польши, Венгрии и Молдавии), когда Иван IV был ещё ребёнком и за него правили бояре, Пересветов стал решительным противником самоуправства «вельмож». Обличению «ленивых богатых» и прославлению бедных, но храбрых «воинников» посвящены все его сочинения. В состав сочинений Пересветова входили произведения самых различных жанров — послания-челобитные царю, предсказания «философов и дохтуров латинских» о славном будущем Ивана IV и повести о греческом и турецком царях. Пересветов был убеждённым сторонником сильной царской власти. Одно из своих произведений, «Большую челобитную», Пересветов передал Ивану Грозному.  «Большая челобитная» только по форме была челобитной. По существу — это публицистическое сочинение, в котором Пересветов предлагал Ивану IV ввести важнейшие политические реформы (создание регулярного войска «юнаков», отмена управления наместников, уничтожение кабальной зависимости, завоевание Казани). Идеи, сходные с «Большой челобитной», высказывались в двух повестях Пересветова: «Сказание о Магмете-салтане» и «Сказание о царе Константине».

 

Интересна переписка Ивана Грозного с князем Курбским. Князь в 1564 году бежал в Литву. Чтобы не считаться на Руси изменником, он оправдывал свой поступок нежеланием служить тирану. Курбский осуждал произвол Ивана Грозного. В ответ царь доказывал своё право единолично решать, как ему поступать со своими подданными. В споре с Курбским царь отстаивал идею ничем не ограниченной царской власти, доказывая, что вмешательство бояр и духовенства в управление губит государство. При этом царь ставил в вину своему противнику «боярское правление» 30–40-х гг. XVI в., хотя ровесник царя Курбский не мог принимать участия в политике этих лет. Фактически оба противника исходили из одного идеала — из идей Стоглавого собора, укрепивших русское «пресветлое православие», и спорили о том, кто из них более верен этим идеям. И царь, и Курбский охотно обращались в этом споре к «божьему суду». Иван Грозный заявлял в 1577 г., что его успехи в войне — доказательство того, что божье «смотрение» (провидение) на его стороне, а спустя два года Курбский точно так же объяснял неудачи царя божьим судом.

 

Не менее известен и интересен другой русский публицист — Фёдор Карпов. Он был русским дипломатом, одним из руководителей восточной политики России. В своём произведении «Послание митрополиту Даниилу» публицист пишет, что терпение хорошо в делах духовных, но если оно станет лозунгом мирского общества, то нарушится система господства и подчинения в стране, не нужны будут правители и судьи, воцарится произвол и анархия. По мнению Фёдора Карпова, государства должны строиться на началах «правды» и «закона», причём под «правдой» он понимает справедливое управление государством, а под «законом» — нормы человеческого общежития. Послание митрополиту Даниилу свидетельствует о широкой образованности автора. В подтверждение своих слов он ссылается на сочинение Аристотеля «Этика к Никомаху»; вероятно, он знал также аристотелевскую «Политику». 

 

Ермолай-Еразм — ещё один выдающийся русский писатель и публицист. Литературное творчество его относится к 40–60-м гг. XVI в. В 40-е гг. был священником в Пскове, затем служил протопопом дворцового собора Спаса на Бору в Москве. В 60-х гг. постригся в монахи под именем Еразма.

Рис. 1. Древнерусская повесть о Петре и Февронии Муромских Рис. 1. Древнерусская повесть о Петре и Февронии Муромских

Им был написан трактат, известный под названием «Благохотящим царём правительница и землемерие», который был направлен царю с предложением проведения социальных реформ. В нём изложен проект податных реформ и переустройства поземельного обеспечения военной службы. Автор «Правительницы», безусловно, сочувственно относится к крестьянству как основному создателю благосостояния общества. По его мнению, крестьянство, притесняемое боярством, терпит непосильные лишения. Ермолай предложил заменить все виды повинности, лежащие на крестьянстве, натуральной рентой из расчёта платежа одной пятой части урожая. Введение такой реформы действительно облегчило бы тяготы крестьянства. Эти идеи, глубоко волновавшие Ермолая, нашли своё полное и гармоничное выражение в поэтическом произведении Еразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (рис. 1). В данной повести Еразм переложил устные предания и создал произведение о настоящей любви и преданности.

Развитие литературы

 

К сожалению, сохранилось мало произведений, написанных в XVI  веке. Среди авторов наиболее выделяется Максим Грек — монах с Афона, который прибыл в Москву для перевода церковных книг. Максим Грек был писателем и публицистом, создавшим более трёхсот произведений. Среди них писания, поучения, богословские трактаты. Первой большой работой Максима Грека стал перевод Псалтыри. Однако автор в некоторых сочинениях подверг критике власть Василия III. Позже он вступил в конфликт с церковью. Результатом стало обвинение в ереси, вынесенное в 1525 году, и заточение в монастырь. Спустя шесть лет Максима Грека обвинили в порче церковных книг и сослали в тверской монастырь.

 

В середине XVI века после периода боярских смут были предприняты попытки систематизировать духовные ценности.

 

Митрополит Макарий составил «Великие Минеи-Четьи». Это двенадцатитомное собрание житий святых из 12 книг — на каждый месяц года.

 

В 60-е годы XVI века духовник Ивана Грозного, будущий митрополит Афанасий, составил «Cтепенную книгу», ставшую своеобразной энциклопедией по российской истории. Она охватывала период от княжения Владимира Святославича до Ивана IV. В «Cтепенной книге» заложена идея божественного происхождения самодержавия.

 

В 1550 году был составлен Судебник Ивана IV — свод законов, ставший памятником русского права XVI века.

 

Широкую известность получил «Домострой», его авторство приписывается протопопу Сильвестру. «Домострой» содержит наставления, касающиеся семейной жизни и ведения хозяйства. Так, например, он содержит разделы, рассказывающие о поведении в гостях, в храме, об организации семьи, кулинарные советы. «Домострой» является ценным источником для исследователей периода XVI века, так как содержит информацию о повседневной жизни купцов и бояр.

 

В 1560-х годах неизвестный автор написал «Казанскую историю». Она была посвящена истории Казанского ханства и завоеванию Казани в 1552 году. Примечательно, что автор летописи поддерживал действия Ивана IV. «Казанская история» стала своеобразным гимном российскому самодержавию.

Всё больше внимания в литературе уделялось великокняжеской и царской власти. Неизвестным автором было написано «Сказание о князьях владимирских». В его основу положены две легенды. Согласно одной, московские правители происходили от римского императора Августа. По другой легенде, Владимир Всеволодович получил от византийского императора Константина Мономаха царские регалии. Из этого делался вывод, что потомки Владимира Мономаха имели полное право на царский титул. А московские князья — право на самодержавную власть.

Развитие книгопечатания

В Российском государстве росла потребность в грамотных людях. Стоглавый собор принял решение об открытии училищ при церквях и монастырях. Грамоте учили люди, которые не имели духовного сана. За свою работу они получали еду и жалованье. Редким явлением на то время было домашнее обучение.

 

Дети учились письму, чтению, арифметике и богословию. Учебниками для них были церковные книги. Распространению грамотности способствовало появление книгопечатания.

Рис. 2. Первая печатная книга «Апостол» Рис. 2. Первая печатная книга «Апостол»

Инициатором этого стал сам Иван IV. Дело в том, что в Древней Руси книги были рукописными. Использовался дорогой пергамент, потом береста и, наконец,  бумага. Для написания документов использовался особый тип письма — скоропись. В середине XVI века появились писцы-профессионалы. Они составляли послания и прошения для неграмотных заказчиков, выполняли функции нотариуса. Поскольку эти писцы работали на городских площадях, то их называли «площадными» писцами. На Стоглавом соборе 1551 года было заявлено, что  рукописные богослужебные книги вконец испорчены, содержат массу ошибок. Их надлежало заменить качественными изданиями. По велению царя Ивана и с благословления митрополита Макария в Москве был построен Печатный двор.

 

В 1564 году на московском Печатном дворе Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец напечатали первую русскую книгу. Называлась она «Апостол» (рис. 2). Работа над печатью первой книги продолжалась почти год. В 1565 году появился «Часослов» — небольшого формата книга, предназначенная для обучения грамоте.

Иван Фёдоров занимался не только книгопечатанием. Он также был литературным редактором, вносил исправления в переводы иностранных книг.

 

В конце XVI века появился учебник по арифметике — «Книга, рекомая по-гречески Арифметикой, а по-немецки Алгоризмой, а по-русски цифирной счётной мудростью». Учебник включал в себя различные задачи, которые были напрямую связаны с торговой деятельностью.

 

Появление книгопечатания оказало большое влияние на просвещение. Теперь книги стали доступней для широкого круга людей.

 

Библиотека Ивана Грозного

 

Библиотека Ивана Грозного, или, как называли её ученые, современники царя, — Либерея, — предмет острых научных дискуссий, продолжающихся до наших дней. В существовании самой библиотеки практически  нет сомнений:  по преданию, Иван IV страстно увлекался чтением. По его приказу в Москву привезли образцы наиболее известных произведений древности: от древнегреческих поэтов и философов до древнеримских ораторов и публицистов. Другая версия гласит, что книги перешли к русскому царю по отцовской линии от Ивана III, к которому, в свою очередь, книги попали из Византии — их привезла его супруга, византийская царевна Софья Палеолог. Но где же сейчас знаменитая библиотека? Возможно, погибла в одном из Московских пожаров или Иван IV приказал замуровать её в подземном хранилище. До сих пор найти знаменитую Либерею — мечта многих.

 

Памятники архитектуры в XVI в.

 

Объединение русских земель и стабилизация государственной власти привели к массовому строительству городов, крепостей, монастырей и храмов. Появился новый стиль в архитектуре — шатровый. 


Шатёр (шатровый стиль) — в деревянном и каменном зодчестве XVI–XVIII вв. завершение построек в виде высокой четырехгранной или многогранной пирамиды.


Рис. 3. Церковь Вознесения в Коломенском Рис. 3. Церковь Вознесения в Коломенском

Cамым известным шедевром шатровой архитектуры является церковь Вознесения в Коломенском, которая была построена в 1528–1532 годах Петром Франческо Анибале (Петром Фрязиным, или Петроком Малым) — автором крепостной стены Китай-города (рис. 3). 

 

Памятником победы над Казанью стал Покровский собор в Москве, известный также как храм Василия Блаженного (рис. 4). Собор также построен в шатровом стиле. Посвящения престолов храма связаны с важными датами Казанского похода. В XVI веке в подклете собора прятали казну. Туда же богатые горожане приносили своё имущество.

Рис. 4. Собор Василия Блаженного Рис. 4. Собор Василия Блаженного

Появляются грандиозные пятиглавые храмы: Смоленский собор Новодевичьего монастыря, Успенский собор Троице-Сергиева монастыря, Софийский собор в Вологде. Образцом для этих храмов служил Успенский собор Москвы. В XVI веке распространились бесстолпные одноглавые церкви. Как правило, заказчиками их строительства становились жители города или богатые купцы. Примером такого храма может служить московская церковь Зачатия Анны. 

 

Ещё одним примером шатровой архитектуры стала Преображенская церковь села Остров, построенная в резиденции Ивана Грозного.

Рис. 5. Столп Ивана Великого Рис. 5. Столп Ивана Великого

В XVI завершилось формирование ансамбля московского Кремля. Основным высотным акцентом Кремля стал столп Ивана Великого — колокольня высотой 81 м, с высоты которой можно увидеть окрестности на 24–30 км. (рис. 5). Первые этажи были построены в 1505–1508 гг. архитектором Бон Фрязиным. В 1600 г. под руководством знаменитого русского архитектора и строителя Фёдора Коня были достроены остальные этажи. Внутренняя лестница башни насчитывает 329 ступенек, а пирамидальный фундамент колокольни имеет глубину почти 10 м. Колокольня считается шедевром архитектуры Московской Руси XVI в. Рядом с колокольней Ивана Великого расположена Успенская звонница и Филаретова пристройка.

Рис. 6. Успенский собор Московского Кремля Рис. 6. Успенский собор Московского Кремля

Успенский собор — центральное сооружение Кремля (рис. 6). Его возведение начали ещё в 1472 г. московские зодчие Мышкин и Кривцов, но почти готовое здание рухнуло. Псковские мастера от возведения собора отказались, тогда Иван III пригласил  архитектора  и инженера Аристотеля Фиорованти из Болоньи. 

 

Фиорованти за образец взял  Успенский собор во Владимире, существенно переработав и изменив прототип. Построенный им 5-купольный белокаменный храм с пятью апсидами отличает ясность и большая чёткость членений. В основу композиции фасада положены пропорции золотого сечения. Несмотря на большие размеры, собор компактен. Мощное пятиглавие Успенского собора становится примером для русских храмов XVI–XVII вв. Разделённое на три нефа внутреннее пространство собора отличается большим единством и просторностью  благодаря относительной тонкости столбов, а также небольшой толщине стен. Неподалеку от Успенского собора псковскими мастерами был сооружён Благовещенский собор (1484–1489). Он производит праздничное впечатление благодаря 9 позолоченным главам-луковицам, обилию декоративных деталей (аркатурный фриз и апсид, украшения окон и барабанов куполов), а также причудливому ритму килевидных завершений фасадов. Над росписями Благовещенского собора работали А. Рублёв и Ф. Грек, они же создали и некоторые иконы его иконостаса.

Рис. 7. Архангельский собор Московского Кремля Рис. 7. Архангельский собор Московского Кремля

Третий собор, определяющий ансамбль Кремля, — Архангельский (Архангела Михаила) (рис. 7), был возведён Алевизом Новым в 1505–1508 гг.

 

Основные особенности архитектуры XVI в.

  • Активное градостроительство.
  • Возведение и укрепление фортификационных сооружений, т. е. крепостей.
  • Каменное строительство, пришедшее на смену деревянному.
  • Каменное гражданское строительство. В Москве и в её ближних и отдалённых окрестностях было построено множество каменных зданий. Среди них можно выделить знаменитую Александровскую слободу и другие царские резиденции, а также грандиозный Опричный двор. Александрова слобода с 1564 по 1581 год — резиденция Ивана Грозного, центр Опричнины. Сегодня всё это — часть города Александров Владимирской области.
  • Использование наравне с белым камнем красного кирпича.
  • Работы по перестройке Московского Кремля. Кремль теперь представлял собой сооружение из кирпича, торжественное и величавое, с более высокими стенами, чем прежде.
  • Строительство шатровых храмов. В них не использовали подпорок, как в традиционных древнерусских крестово-купольных храмах. Остроконечные храмы, с виду похожие на величественные ели, стали приметой того времени. Внутри такой храм представлял собой единое пространство, увенчанное шатром.
  • Продолжалось строительство пятиглавых крестово-купольных храмов.
  • 1580 г. — приказ каменных дел для организации строительных работ.
  • Скородом — укрепление.  Современное Бульварное кольцо. Это была четвёртая после стен Кремля, Китай-города и Белого города, крепостная стена Москвы.


Контрольные вопросы

 

1. Как звали первого русского книгопечатника?

2. Как называется первая датированная печатная книга в России?

3. Появление какого нового стиля в архитектуре относится к XVI в.?

4. Какой храм был построен в Москве в честь присоединения Казани?


Ответы

  1. Иван Фёдоров
  2. Апостол
  3. Шатровый стиль
  4. Покрова на рву или Храм Василия Блаженного


Развитие культуры в XVI в.

Разминка

  • В каком городе в 1591 г. умер малолетний царевич Дмитрий, возможный наследник русского престола?
  • Верно ли, что Борис Годунов был прямым наследником Ивана Грозного?
  • Какая война закончилась за год до вступления на престол Фёдора Ивановича?

План урока

  • Век публицистики
  • Развитие литературы
  • Развитие книгопечатания
  • Библиотека Ивана Грозного
  • Памятники архитектуры в XVI в.

Цели урока

  • познакомить с особенностями развития культуры народов России XVI в., достижениями в духовной и материальной жизни
  • охарактеризовать факторы, влияющие на развитие культуры XVI в.
  • знать определение понятий: публицистика, шатровый стиль, энциклопедия

Вступление

Культура утверждается в сердце народа и создаёт стремление к строительству. Культура воспринимает все открытия и улучшения жизни, ибо она живёт во всём мыслящем и сознательном. Культура защищает историческое достоинство народа. 

Николай Рерих

Век публицистики

 

В XVI веке русская культура развивалась в новых условиях. На смену власти Орды пришло самодержавие, которое стремилось увековечить себя в культуре. Литературные произведения, иконы и храмы воплощали новые государственные идеи и военные победы. Централизация власти сопровождалась созданием единства в культуре. Новым задачам по сплочению сильной верховной власти и  власти и народа отвечал жанр публицистики.


Публици́стика (от лат. publicus — общественный) — род произведений, посвящённых актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества; играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения общественного мнения, в том числе формирующегося вокруг острых проблем жизни.


Один из самых известных авторов этого направления — Иван Пересветов. Это совершенно светский писатель. Приехавший на Русь в конце 30-х годов XVI в. (из Польши, Венгрии и Молдавии), когда Иван IV был ещё ребёнком и за него правили бояре, Пересветов стал решительным противником самоуправства «вельмож». Обличению «ленивых богатых» и прославлению бедных, но храбрых «воинников» посвящены все его сочинения. В состав сочинений Пересветова входили произведения самых различных жанров — послания-челобитные царю, предсказания «философов и дохтуров латинских» о славном будущем Ивана IV и повести о греческом и турецком царях. Пересветов был убеждённым сторонником сильной царской власти. Одно из своих произведений, «Большую челобитную», Пересветов передал Ивану Грозному.  «Большая челобитная» только по форме была челобитной. По существу — это публицистическое сочинение, в котором Пересветов предлагал Ивану IV ввести важнейшие политические реформы (создание регулярного войска «юнаков», отмена управления наместников, уничтожение кабальной зависимости, завоевание Казани). Идеи, сходные с «Большой челобитной», высказывались в двух повестях Пересветова: «Сказание о Магмете-салтане» и «Сказание о царе Константине».

 

Интересна переписка Ивана Грозного с князем Курбским. Князь в 1564 году бежал в Литву. Чтобы не считаться на Руси изменником, он оправдывал свой поступок нежеланием служить тирану. Курбский осуждал произвол Ивана Грозного. В ответ царь доказывал своё право единолично решать, как ему поступать со своими подданными. В споре с Курбским царь отстаивал идею ничем не ограниченной царской власти, доказывая, что вмешательство бояр и духовенства в управление губит государство. При этом царь ставил в вину своему противнику «боярское правление» 30–40-х гг. XVI в., хотя ровесник царя Курбский не мог принимать участия в политике этих лет. Фактически оба противника исходили из одного идеала — из идей Стоглавого собора, укрепивших русское «пресветлое православие», и спорили о том, кто из них более верен этим идеям. И царь, и Курбский охотно обращались в этом споре к «божьему суду». Иван Грозный заявлял в 1577 г., что его успехи в войне — доказательство того, что божье «смотрение» (провидение) на его стороне, а спустя два года Курбский точно так же объяснял неудачи царя божьим судом.

 

Не менее известен и интересен другой русский публицист — Фёдор Карпов. Он был русским дипломатом, одним из руководителей восточной политики России. В своём произведении «Послание митрополиту Даниилу» публицист пишет, что терпение хорошо в делах духовных, но если оно станет лозунгом мирского общества, то нарушится система господства и подчинения в стране, не нужны будут правители и судьи, воцарится произвол и анархия. По мнению Фёдора Карпова, государства должны строиться на началах «правды» и «закона», причём под «правдой» он понимает справедливое управление государством, а под «законом» — нормы человеческого общежития. Послание митрополиту Даниилу свидетельствует о широкой образованности автора. В подтверждение своих слов он ссылается на сочинение Аристотеля «Этика к Никомаху»; вероятно, он знал также аристотелевскую «Политику». 

 

Ермолай-Еразм — ещё один выдающийся русский писатель и публицист. Литературное творчество его относится к 40–60-м гг. XVI в. В 40-е гг. был священником в Пскове, затем служил протопопом дворцового собора Спаса на Бору в Москве. В 60-х гг. постригся в монахи под именем Еразма.

Рис. 1. Древнерусская повесть о Петре и Февронии Муромских Рис. 1. Древнерусская повесть о Петре и Февронии Муромских

Им был написан трактат, известный под названием «Благохотящим царём правительница и землемерие», который был направлен царю с предложением проведения социальных реформ. В нём изложен проект податных реформ и переустройства поземельного обеспечения военной службы. Автор «Правительницы», безусловно, сочувственно относится к крестьянству как основному создателю благосостояния общества. По его мнению, крестьянство, притесняемое боярством, терпит непосильные лишения. Ермолай предложил заменить все виды повинности, лежащие на крестьянстве, натуральной рентой из расчёта платежа одной пятой части урожая. Введение такой реформы действительно облегчило бы тяготы крестьянства. Эти идеи, глубоко волновавшие Ермолая, нашли своё полное и гармоничное выражение в поэтическом произведении Еразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (рис. 1). В данной повести Еразм переложил устные предания и создал произведение о настоящей любви и преданности.

Развитие литературы

 

К сожалению, сохранилось мало произведений, написанных в XVI  веке. Среди авторов наиболее выделяется Максим Грек — монах с Афона, который прибыл в Москву для перевода церковных книг. Максим Грек был писателем и публицистом, создавшим более трёхсот произведений. Среди них писания, поучения, богословские трактаты. Первой большой работой Максима Грека стал перевод Псалтыри. Однако автор в некоторых сочинениях подверг критике власть Василия III. Позже он вступил в конфликт с церковью. Результатом стало обвинение в ереси, вынесенное в 1525 году, и заточение в монастырь. Спустя шесть лет Максима Грека обвинили в порче церковных книг и сослали в тверской монастырь.

 

В середине XVI века после периода боярских смут были предприняты попытки систематизировать духовные ценности.

 

Митрополит Макарий составил «Великие Минеи-Четьи». Это двенадцатитомное собрание житий святых из 12 книг — на каждый месяц года.

 

В 60-е годы XVI века духовник Ивана Грозного, будущий митрополит Афанасий, составил «Cтепенную книгу», ставшую своеобразной энциклопедией по российской истории. Она охватывала период от княжения Владимира Святославича до Ивана IV. В «Cтепенной книге» заложена идея божественного происхождения самодержавия.

 

В 1550 году был составлен Судебник Ивана IV — свод законов, ставший памятником русского права XVI века.

 

Широкую известность получил «Домострой», его авторство приписывается протопопу Сильвестру. «Домострой» содержит наставления, касающиеся семейной жизни и ведения хозяйства. Так, например, он содержит разделы, рассказывающие о поведении в гостях, в храме, об организации семьи, кулинарные советы. «Домострой» является ценным источником для исследователей периода XVI века, так как содержит информацию о повседневной жизни купцов и бояр.

 

В 1560-х годах неизвестный автор написал «Казанскую историю». Она была посвящена истории Казанского ханства и завоеванию Казани в 1552 году. Примечательно, что автор летописи поддерживал действия Ивана IV. «Казанская история» стала своеобразным гимном российскому самодержавию.

Всё больше внимания в литературе уделялось великокняжеской и царской власти. Неизвестным автором было написано «Сказание о князьях владимирских». В его основу положены две легенды. Согласно одной, московские правители происходили от римского императора Августа. По другой легенде, Владимир Всеволодович получил от византийского императора Константина Мономаха царские регалии. Из этого делался вывод, что потомки Владимира Мономаха имели полное право на царский титул. А московские князья — право на самодержавную власть.

Развитие книгопечатания

В Российском государстве росла потребность в грамотных людях. Стоглавый собор принял решение об открытии училищ при церквях и монастырях. Грамоте учили люди, которые не имели духовного сана. За свою работу они получали еду и жалованье. Редким явлением на то время было домашнее обучение.

 

Дети учились письму, чтению, арифметике и богословию. Учебниками для них были церковные книги. Распространению грамотности способствовало появление книгопечатания.

Рис. 2. Первая печатная книга «Апостол» Рис. 2. Первая печатная книга «Апостол»

Инициатором этого стал сам Иван IV. Дело в том, что в Древней Руси книги были рукописными. Использовался дорогой пергамент, потом береста и, наконец,  бумага. Для написания документов использовался особый тип письма — скоропись. В середине XVI века появились писцы-профессионалы. Они составляли послания и прошения для неграмотных заказчиков, выполняли функции нотариуса. Поскольку эти писцы работали на городских площадях, то их называли «площадными» писцами. На Стоглавом соборе 1551 года было заявлено, что  рукописные богослужебные книги вконец испорчены, содержат массу ошибок. Их надлежало заменить качественными изданиями. По велению царя Ивана и с благословления митрополита Макария в Москве был построен Печатный двор.

 

В 1564 году на московском Печатном дворе Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец напечатали первую русскую книгу. Называлась она «Апостол» (рис. 2). Работа над печатью первой книги продолжалась почти год. В 1565 году появился «Часослов» — небольшого формата книга, предназначенная для обучения грамоте.

Иван Фёдоров занимался не только книгопечатанием. Он также был литературным редактором, вносил исправления в переводы иностранных книг.

 

В конце XVI века появился учебник по арифметике — «Книга, рекомая по-гречески Арифметикой, а по-немецки Алгоризмой, а по-русски цифирной счётной мудростью». Учебник включал в себя различные задачи, которые были напрямую связаны с торговой деятельностью.

 

Появление книгопечатания оказало большое влияние на просвещение. Теперь книги стали доступней для широкого круга людей.

 

Библиотека Ивана Грозного

 

Библиотека Ивана Грозного, или, как называли её ученые, современники царя, — Либерея, — предмет острых научных дискуссий, продолжающихся до наших дней. В существовании самой библиотеки практически  нет сомнений:  по преданию, Иван IV страстно увлекался чтением. По его приказу в Москву привезли образцы наиболее известных произведений древности: от древнегреческих поэтов и философов до древнеримских ораторов и публицистов. Другая версия гласит, что книги перешли к русскому царю по отцовской линии от Ивана III, к которому, в свою очередь, книги попали из Византии — их привезла его супруга, византийская царевна Софья Палеолог. Но где же сейчас знаменитая библиотека? Возможно, погибла в одном из Московских пожаров или Иван IV приказал замуровать её в подземном хранилище. До сих пор найти знаменитую Либерею — мечта многих.

 

Памятники архитектуры в XVI в.

 

Объединение русских земель и стабилизация государственной власти привели к массовому строительству городов, крепостей, монастырей и храмов. Появился новый стиль в архитектуре — шатровый. 


Шатёр (шатровый стиль) — в деревянном и каменном зодчестве XVI–XVIII вв. завершение построек в виде высокой четырехгранной или многогранной пирамиды.


Рис. 3. Церковь Вознесения в Коломенском Рис. 3. Церковь Вознесения в Коломенском

Cамым известным шедевром шатровой архитектуры является церковь Вознесения в Коломенском, которая была построена в 1528–1532 годах Петром Франческо Анибале (Петром Фрязиным, или Петроком Малым) — автором крепостной стены Китай-города (рис. 3). 

 

Памятником победы над Казанью стал Покровский собор в Москве, известный также как храм Василия Блаженного (рис. 4). Собор также построен в шатровом стиле. Посвящения престолов храма связаны с важными датами Казанского похода. В XVI веке в подклете собора прятали казну. Туда же богатые горожане приносили своё имущество.

Рис. 4. Собор Василия Блаженного Рис. 4. Собор Василия Блаженного

Появляются грандиозные пятиглавые храмы: Смоленский собор Новодевичьего монастыря, Успенский собор Троице-Сергиева монастыря, Софийский собор в Вологде. Образцом для этих храмов служил Успенский собор Москвы. В XVI веке распространились бесстолпные одноглавые церкви. Как правило, заказчиками их строительства становились жители города или богатые купцы. Примером такого храма может служить московская церковь Зачатия Анны. 

 

Ещё одним примером шатровой архитектуры стала Преображенская церковь села Остров, построенная в резиденции Ивана Грозного.

Рис. 5. Столп Ивана Великого Рис. 5. Столп Ивана Великого

В XVI завершилось формирование ансамбля московского Кремля. Основным высотным акцентом Кремля стал столп Ивана Великого — колокольня высотой 81 м, с высоты которой можно увидеть окрестности на 24–30 км. (рис. 5). Первые этажи были построены в 1505–1508 гг. архитектором Бон Фрязиным. В 1600 г. под руководством знаменитого русского архитектора и строителя Фёдора Коня были достроены остальные этажи. Внутренняя лестница башни насчитывает 329 ступенек, а пирамидальный фундамент колокольни имеет глубину почти 10 м. Колокольня считается шедевром архитектуры Московской Руси XVI в. Рядом с колокольней Ивана Великого расположена Успенская звонница и Филаретова пристройка.

Рис. 6. Успенский собор Московского Кремля Рис. 6. Успенский собор Московского Кремля

Успенский собор — центральное сооружение Кремля (рис. 6). Его возведение начали ещё в 1472 г. московские зодчие Мышкин и Кривцов, но почти готовое здание рухнуло. Псковские мастера от возведения собора отказались, тогда Иван III пригласил  архитектора  и инженера Аристотеля Фиорованти из Болоньи. 

 

Фиорованти за образец взял  Успенский собор во Владимире, существенно переработав и изменив прототип. Построенный им 5-купольный белокаменный храм с пятью апсидами отличает ясность и большая чёткость членений. В основу композиции фасада положены пропорции золотого сечения. Несмотря на большие размеры, собор компактен. Мощное пятиглавие Успенского собора становится примером для русских храмов XVI–XVII вв. Разделённое на три нефа внутреннее пространство собора отличается большим единством и просторностью  благодаря относительной тонкости столбов, а также небольшой толщине стен. Неподалеку от Успенского собора псковскими мастерами был сооружён Благовещенский собор (1484–1489). Он производит праздничное впечатление благодаря 9 позолоченным главам-луковицам, обилию декоративных деталей (аркатурный фриз и апсид, украшения окон и барабанов куполов), а также причудливому ритму килевидных завершений фасадов. Над росписями Благовещенского собора работали А. Рублёв и Ф. Грек, они же создали и некоторые иконы его иконостаса.

Рис. 7. Архангельский собор Московского Кремля Рис. 7. Архангельский собор Московского Кремля

Третий собор, определяющий ансамбль Кремля, — Архангельский (Архангела Михаила) (рис. 7), был возведён Алевизом Новым в 1505–1508 гг.

 

Основные особенности архитектуры XVI в.

  • Активное градостроительство.
  • Возведение и укрепление фортификационных сооружений, т. е. крепостей.
  • Каменное строительство, пришедшее на смену деревянному.
  • Каменное гражданское строительство. В Москве и в её ближних и отдалённых окрестностях было построено множество каменных зданий. Среди них можно выделить знаменитую Александровскую слободу и другие царские резиденции, а также грандиозный Опричный двор. Александрова слобода с 1564 по 1581 год — резиденция Ивана Грозного, центр Опричнины. Сегодня всё это — часть города Александров Владимирской области.
  • Использование наравне с белым камнем красного кирпича.
  • Работы по перестройке Московского Кремля. Кремль теперь представлял собой сооружение из кирпича, торжественное и величавое, с более высокими стенами, чем прежде.
  • Строительство шатровых храмов. В них не использовали подпорок, как в традиционных древнерусских крестово-купольных храмах. Остроконечные храмы, с виду похожие на величественные ели, стали приметой того времени. Внутри такой храм представлял собой единое пространство, увенчанное шатром.
  • Продолжалось строительство пятиглавых крестово-купольных храмов.
  • 1580 г. — приказ каменных дел для организации строительных работ.
  • Скородом — укрепление.  Современное Бульварное кольцо. Это была четвёртая после стен Кремля, Китай-города и Белого города, крепостная стена Москвы.


Контрольные вопросы

 

1. Как звали первого русского книгопечатника?

2. Как называется первая датированная печатная книга в России?

3. Появление какого нового стиля в архитектуре относится к XVI в.?

4. Какой храм был построен в Москве в честь присоединения Казани?


Ответы

  1. Иван Фёдоров
  2. Апостол
  3. Шатровый стиль
  4. Покрова на рву или Храм Василия Блаженного


Предыдущий урок
Кризис власти на рубеже XVI—XVII вв. Начало Смуты. Самозванец на престоле
История России в 16-17 веках
Следующий урок
Освоение Сибири и Дальнего Востока
История России в 16-17 веках
Урок подготовил(а)
Олег Николаевич
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
  • Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?

    Окружающий мир

  • Басни И.А. Крылова

    Литература

  • Указательные местоимения

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке