Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Экономика и ее роль в жизни общества

Экономика

02.12.2024
7651
0

Экономика и её роль в жизни общества

 

План урока

  • Потребности и ресурсы
  • Свободные и экономические блага
  • Экономический выбор и альтернативная стоимость

Цели урока

  • разобраться в взаимосвязях между потребностями человека и общества с ресурсами; определить роль экономики в жизни общества.
  • знать понятия: потребность, ограниченность ресурсов, свободные блага, альтернативная стоимость
  • уметь применять понятийный аппарат, характеризовать проблему ограниченности ресурсов, различать свободные и экономические блага, приводить примеры принятия решения экономического выбора

 

Вступление

 

Человек ежедневно сталкивается с проблемой выбора: что поесть, куда пойти, что почитать, чем заняться? Такая проблема возникает с проявлением наших потребностей. Вокруг них и вертится жизнь. Так почему же не все наши желания исполняются? Откуда мы получаем жизненные блага и в чём сложность экономического выбора? Успешное изучение данной темы позволит без труда в дальнейшем разобраться в вопросах, связанных с экономикой, производством и предпринимательской деятельностью.

Потребности и ресурсы


Потребность это нужда человека в чём-то необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом.


Простые нужды удовлетворить несложно. Например, если человек голоден, есть потребность в пище, он идёт в магазин и покупает всё необходимое для этого. Но потребности человека постоянно меняются и возрастают. Например, после покупки нового мобильного телефона человеку через некоторое время захочется его обновить, купить новый, где будут новые функции и более совершенствованные старые. В наш век информационного общества навязать новые стандарты совсем не сложно. Достаточно провести хорошую рекламную компанию, и мы бежим покупать тот или иной товар.

Рис. 1. Пирамида потребностей

Виды потребностей:

  1. Материальные (еда, жилище, одежда).
  2. Духовные (знания, творческая деятельность, создание прекрасного).
  3. Социальные (общение, труд, семья, общественное признание).

Американский психолог А. Маслоу выделил свою «Пирамиду потребностей» (см. рис. 1).

Но что же требуется человеку для удовлетворения своих потребностей? Ему нужны ресурсы. В переводе с французского слово ресурс означает «вспомогательное средство» — запасы, источники чего-либо.

Самый банальный пример ресурса — это деньги. Например, для покупки нового велосипеда нам нужны деньги, а их у нас нет, значит, наша потребность не удовлетворена. И выявляется такая проблема — ограниченность ресурсов.


Ограниченность ресурсов — недостаточность имеющихся в распоряжении людей ресурсов для производства благ, способных удовлетворить нарастающие потребности человека и общества.

Ресурсы необходимы для производства благ.


Свободные и экономические блага


Благо — это всё то, что является полезным для человека, ценится им как средство удовлетворения его потребностей.


Рис. 2. Блага

 

Экономические блага так же делят на:

  1. Предметы потребления — блага, предназначенные непосредственно для удовлетворения человеческих потребностей (продукты питания, жильё, одежда).
  2. Средства производства — блага, используемые для создания других экономических благ (сырьё, транспорт, производственные здания, оборудование, энергоресурсы, информация).

В связи с ограниченностью экономических благ и постоянно возрастающими потребностями человека возникает ещё одна важная экономическая проблема: проблема справедливого использования и распределения экономических благ. Это проблема распределения экономических ресурсов, т. е. трудность выбора лучшего варианта использования имеющихся ресурсов.

Экономический выбор и альтернативная стоимость


Экономический выбор (рациональный) — это выбор варианта, который кажется людям наилучшим, приносит им больше выгоды по сравнению с затратами.


Человек, выбирая наилучший вариант, в любом случае должен что-то потерять. Он отказывается от всех остальных вариантов. Это является ценой выбора, которую в экономике называют альтернативной стоимостью.


Альтернативная стоимость — цена потери, на которую готов идти потребитель, чтобы получить возможность приобрести желаемое благо.


Каждый участник экономических отношений сталкивается с проблемой выбора и ограниченности ресурсов. Благодаря экономике мы можем увидеть, как осуществляется рациональный выбор в условиях ограниченности ресурсов.


Практическое задание 1

 

Ольга хочет заниматься бальными танцами. Занятия, мастер-классы, костюмы, соревнования дорого стоят. Ольге придётся отказаться от  других своих потребностей. Она изучала иностранный язык, ходила в художественную школу.

Что в данной ситуации будет альтернативной стоимостью?


Практическое задание 2

 

Заполните таблицу «Свободные и экономические блага»


Контрольные вопросы:

  1. Какие образом экономика зависит от объёма и направленности наших потребностей?
  2. Почему ресурсы нашей планеты нельзя считать неисчерпаемыми?
  3. В чём сложность экономического выбора?
  4. Что такое альтернативная стоимость?
  5. Как определить альтернативную стоимость выбора?


Ответ на практическое задание 1

Альтернативной стоимостью будет являться отказ от изучения иностранного языка и обучения в художественной школе.

Ответ на практическое задание 2

Вид благ

Определение

Пример

Свободные

Блага, необходимость производства и распределения которых не существует; являются неограниченными.

Солнечный свет, воздух, морская вода, ветер.

Экономические

Средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Продукты питания, одежда, транспорт, недвижимость, электроника и т. д. 


Предыдущий урок
Предпринимательская деятельность
Экономика
Следующий урок
Страховые услуги
Экономика
Урок подготовил(а)
teacher
Николай Евгеньевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 10 лет
Поделиться:
  • Учение о природных зонах

    География

  • Однородные и неоднородные определения

    Русский язык

  • Неполные квадратные уравнения

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке