- Потребности и ресурсы
- Свободные и экономические блага
- Экономический выбор и альтернативная стоимость
- разобраться в взаимосвязях между потребностями человека и общества с ресурсами; определить роль экономики в жизни общества.
- знать понятия: потребность, ограниченность ресурсов, свободные блага, альтернативная стоимость
- уметь применять понятийный аппарат, характеризовать проблему ограниченности ресурсов, различать свободные и экономические блага, приводить примеры принятия решения экономического выбора
Вступление
Человек ежедневно сталкивается с проблемой выбора: что поесть, куда пойти, что почитать, чем заняться? Такая проблема возникает с проявлением наших потребностей. Вокруг них и вертится жизнь. Так почему же не все наши желания исполняются? Откуда мы получаем жизненные блага и в чём сложность экономического выбора? Успешное изучение данной темы позволит без труда в дальнейшем разобраться в вопросах, связанных с экономикой, производством и предпринимательской деятельностью.
Потребности и ресурсы
Потребность — это нужда человека в чём-то необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом.
Простые нужды удовлетворить несложно. Например, если человек голоден, есть потребность в пище, он идёт в магазин и покупает всё необходимое для этого. Но потребности человека постоянно меняются и возрастают. Например, после покупки нового мобильного телефона человеку через некоторое время захочется его обновить, купить новый, где будут новые функции и более совершенствованные старые. В наш век информационного общества навязать новые стандарты совсем не сложно. Достаточно провести хорошую рекламную компанию, и мы бежим покупать тот или иной товар.
Виды потребностей:
- Материальные (еда, жилище, одежда).
- Духовные (знания, творческая деятельность, создание прекрасного).
- Социальные (общение, труд, семья, общественное признание).
Американский психолог А. Маслоу выделил свою «Пирамиду потребностей» (см. рис. 1).
Но что же требуется человеку для удовлетворения своих потребностей? Ему нужны ресурсы. В переводе с французского слово ресурс означает «вспомогательное средство» — запасы, источники чего-либо.
Самый банальный пример ресурса — это деньги. Например, для покупки нового велосипеда нам нужны деньги, а их у нас нет, значит, наша потребность не удовлетворена. И выявляется такая проблема — ограниченность ресурсов.
Ограниченность ресурсов — недостаточность имеющихся в распоряжении людей ресурсов для производства благ, способных удовлетворить нарастающие потребности человека и общества.
Ресурсы необходимы для производства благ.
Свободные и экономические блага
Благо — это всё то, что является полезным для человека, ценится им как средство удовлетворения его потребностей.
Экономические блага так же делят на:
- Предметы потребления — блага, предназначенные непосредственно для удовлетворения человеческих потребностей (продукты питания, жильё, одежда).
- Средства производства — блага, используемые для создания других экономических благ (сырьё, транспорт, производственные здания, оборудование, энергоресурсы, информация).
В связи с ограниченностью экономических благ и постоянно возрастающими потребностями человека возникает ещё одна важная экономическая проблема: проблема справедливого использования и распределения экономических благ. Это проблема распределения экономических ресурсов, т. е. трудность выбора лучшего варианта использования имеющихся ресурсов.
Экономический выбор и альтернативная стоимость
Экономический выбор (рациональный) — это выбор варианта, который кажется людям наилучшим, приносит им больше выгоды по сравнению с затратами.
Человек, выбирая наилучший вариант, в любом случае должен что-то потерять. Он отказывается от всех остальных вариантов. Это является ценой выбора, которую в экономике называют альтернативной стоимостью.
Альтернативная стоимость — цена потери, на которую готов идти потребитель, чтобы получить возможность приобрести желаемое благо.
Каждый участник экономических отношений сталкивается с проблемой выбора и ограниченности ресурсов. Благодаря экономике мы можем увидеть, как осуществляется рациональный выбор в условиях ограниченности ресурсов.
Практическое задание 1
Ольга хочет заниматься бальными танцами. Занятия, мастер-классы, костюмы, соревнования дорого стоят. Ольге придётся отказаться от других своих потребностей. Она изучала иностранный язык, ходила в художественную школу.
Что в данной ситуации будет альтернативной стоимостью?
Практическое задание 2
Заполните таблицу «Свободные и экономические блага»
Контрольные вопросы:
- Какие образом экономика зависит от объёма и направленности наших потребностей?
- Почему ресурсы нашей планеты нельзя считать неисчерпаемыми?
- В чём сложность экономического выбора?
- Что такое альтернативная стоимость?
- Как определить альтернативную стоимость выбора?
Альтернативной стоимостью будет являться отказ от изучения иностранного языка и обучения в художественной школе.
Вид благ
|
Определение
|
Пример
|
Свободные
|
Блага, необходимость производства и распределения которых не существует; являются неограниченными.
|
Солнечный свет, воздух, морская вода, ветер.
|
Экономические
|
Средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.
|
Продукты питания, одежда, транспорт, недвижимость, электроника и т. д.
|