Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Главные вопросы экономики

Экономика

Главные вопросы экономики

 

План урока

  • Главные вопросы экономики
  • Экономическая система и её функции
  • Типы экономических систем

Цели урока

  • научиться определять функции и типы экономических систем, научиться давать ответы на главные вопросы экономики
  • знать суть трёх главных вопросов экономики, понятия «собственность», «экономическая система», типы экономической системы
  • уметь описывать примерами решение главных вопросов экономики, различать и сопоставлять основные типы экономических систем

 

Вступление

 

Все мы ежедневно сталкиваемся с экономической деятельностью в своей жизни. Но порой мы даже не задумываемся, почему на полках магазинов появляются те или иные товары, которые нам нужны. Как производитель понимает, что именно нам требуется? Эта тема позволит ответить на эти вопросы, а также побывать на стороне производителя и усвоить, как главные вопросы экономики ведут себя в той или иной экономической системе.

 

Главные вопросы экономики

Рис. 1. Главные вопросы экономики Рис. 1. Главные вопросы экономики

Проблема ограниченности ресурсов и их распределения порождают главные вопросы экономики (см. рис. 1).

Первый вопрос связан с тем, какие товары или услуги производить. По сути он похож на проблему выбора, с которой сталкивается потребитель при покупке чего-либо. Только это вопрос не потребителя, а производителя. 

Производителю необходимо решать, что производить из имеющихся ресурсов. Также этот выбор связан с такими вопросами: что бы хотелось получить прямо сейчас, а с чем можно подождать, от производства чего вообще можно отказаться.

Второй вопрос «Как производить?» связан с выбором экономических ресурсов, технологиями, местом расположения предприятия и т. д. Из множества существующих различных вариантах производства товаров выбирается наиболее приемлемый для какой-либо ситуации. При решении этого вопроса берётся во внимание экономическая эффективность. 


Экономическая эффективность — соотнесение полученного результата с производственными затратами (см. рис. 2).


Общество и производитель вместе должны решить: кем, из каких ресурсов и при помощи каких технологий производить тот или иной товар.

Третий вопрос: для кого производить? Производитель должен определить, для каких групп населения его товар. Это он делает также с точки зрения того, какой выбор принесёт большую пользу. Выбор группы населения также определяет его качество и цену. А также решает проблему распределения экономических благ. Одни блага, предметы роскоши, производятся для богатых групп. Другие — для среднего класса. Наиболее дешёвые, но наименее качественные товары — для бедных.

В итоге все эти вопросы связаны с выбором.

Рис. 2. Способы повышения экономической эффективности Рис. 2. Способы повышения экономической эффективности

Экономическая система и её функции


Экономическая система — это способы, механизмы, принципы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.


На организацию хозяйственной жизни общества влияет формирующиеся отношения к формам собственности.


В экономике под собственностью понимают отношения между людьми, которые складываются в процессе присвоения и хозяйственного использования имущества.


Собственник обладает правом владения, пользования и распоряжения благами.

Основными формами собственности являются:

  • частная — собственность граждан или юридических лиц;
  • государственная (общественная) — национальный природный заповедник, атомная электростанция и т. д.;
  • муниципальная — районная поликлиника, библиотека и т. д.

 

Типы экономических систем

 

Существует три типа экономических систем:

  • традиционная;
  • централизованная (командная, командно-административная);
  • рыночная.

Традиционная экономическая система характеризуется тем, что в ней все три главных вопроса экономики принимаются в соответствии с обычаями, традициями. Экономические ресурсы находятся в коллективном пользовании, а решения по тому, как их использовать, также принимаются коллективно. Данный тип экономической системы характеризуется господством натурального хозяйства, отсталыми технологиями и отсутствием товарно-денежных отношений. В качестве плюсов такой экономической системы можно назвать стабильность и предсказуемость. Минусы: отсутствие всякого прогресса, эффективность производства не повышается, технологии не развиваются. Примером такой экономической системы могут быть племена Африки, Амазонии, Южной Азии.

Командная экономическая система — та, в которой государство фактически имеет тотальный контроль над экономикой. В ней экономические ресурсы принадлежат государству, отсутствует частная собственность, доминирование производителя над потребителем, отсутствует конкуренция. Достоинства такой системы в следующем: нет экономических кризисов, низкий уровень безработицы, поддержка убыточных предприятий, гарантия минимума жизненных благ. Минусы: дефицит потребительских товаров и услуг, отставание в области новой техники и технологии, отсутствие экономических стимулов к труду, низкое качество производства. Примером командной экономической системы может послужить СССР, страны Восточной Европы до начала 90-х гг., современная Северная Корея.

Рыночная экономическая система характеризуется частной собственностью, в основе решения главных вопросов экономики лежит действие законов спроса и предложения, свободная конкуренция, незначительная роль государства в экономике. Плюсы: создание возможности выбора для потребителя, внедрение научно-технических достижений в производстве, высокое качество продукции. Минусы: отсутствие социальной защищённости людей, наличие экономических кризисов, возможность разорения товаропроизводителей, высокий уровень расслоения общества. Пример рыночной экономической системы: некоторые страны Латинской Америки и Африки.

Большинство государств придерживаются смешанной экономической системы, сочетая в себе в определённых пропорциях элементы рыночной и командной экономических систем.

 

Подведём итог

 

Экономическая деятельность выделяет три главных вопроса: что производить? как производить? для кого производить? Взаимодействие между тремя этим вопросами совершает производитель. Взаимоотношение экономики и производителя осуществляется при помощи экономической системы (традиционной, командной, рыночной).


Практическое задание 1

 

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономическая система»? Составьте два предложения: одно должно содержать информацию о главных вопросах экономики, второе — о типах экономических систем.


Практическое задание 2

 

Назовите три признака командной экономической системы.


Контрольные вопросы:

 

1. Что обозначают три главных вопроса в экономике?

2. Что такое экономическая эффективность?

3. Какие типы экономических систем вы знаете?

4. Дайте характеристику каждой экономической системе.


Ответ на практическое задание 1

Экономическая система — это способы, механизмы, принципы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.

Главные вопросы экономики: как, что и для кого производить.

Типы экономических систем: традиционная, командная, рыночная.

Ответ на практическое задание 2

Признаки командной экономической системы: отсутствие конкуренции, главные вопросы экономики решаются государством, отсутствует частная собственность.


Предыдущий урок
Роль государства в экономике
Экономика
Следующий урок
Банковские услуги
Экономика
  • Оксиды, их классификация и химические свойства

    Химия

  • Открытие Периодического закона Д. И. Менделеева. Основные сведения о строении атома

    Химия

  • Сон и бодрствование. Значение сна. Особенности психики человека. Мышление. Память и обучение

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке