Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Корень слова. Однокоренные слова. Правописание корня в однокоренных словах. Чередование букв в корне. Сложные слова.

Орфография

21.12.2024
2105
0

Корень слова. Однокоренные слова. Правописание корня в однокоренных словах. Чередование букв в корне. Сложные слова

Цели урока

  • повторим понятие «корень»
  • научимся находить корень в словах с чередованием
  • научимся выделять корни в сложных словах


Рассмотрите дерево из слов. Что расположено в центре дерева? Как появляются новые слова?


Вспомните!

 

Корень — это главная часть слова, в котором заключено лексическое значение.

Однокоренные слова — это слова, которые имеют общий корень, в котором заключено общее лексическое значение. Корень чаще всего пишется одинаково в однокоренных словах.


Прочитайте слова. Являются ли эти слова однокоренными? Одинаковый ли у них корень?

 

Подруга – друзья – дружеский.

 

Выделите корень в словах.


При образовании и изменении слова может происходить замена звуков или их чередование. В корнях чередуются чаще всего следующие звуки.

 

  • [г // з' // ж] подруга друзья дружеский
  • [з // з' // ж] воз возить вожу
  • [г // ж] снег снежок
  • [к // ч'] яблоко яблочко
  • [х // ш] ухо уши
  • [ц // ч'] отец отеческий
  • [з // ж] вязать вяжу
  • [с' // ш] просить прошу

 

Также чередоваться могут и буквы гласных звуков: слеза слёзы.

 

Алгоритм нахождения корня

 

  1. Прочитайте слово.
  2. Подберите слова с таким же значением. Для этого скажите слово ласково, образуйте другую часть речи и др. Не являются однокоренными словами формы слова, синонимы, слова с омонимичными корнями.
  3. Выделите совпадающие части в словах.
  4. Помните, что в корнях может встречаться чередование.


Выделите корень в слове. Почему возникла трудность?

 

водопад


Слова могут образовываться разными способами. Один из таких — соединение двух корней. Слова с двумя корнями называют сложными


Соединяются корни в сложных словах только буквами е, о. Такие буквы называют соединительные гласные. Эту орфограмму нужно запомнить.



Упражнение 1

 

Нарисуйте своё дерево с однокоренными словами.

 

рисунок

 


Упражнение 2

 

Прочитайте слова. В каждой строчке зачеркните лишнее слово.

  • Дом, домашний, домбра.
  • Нечаянно, чайник, чай.
  • Столкнул, подталкивать, толковый.
  • Лес, лесок, лисий.


Подчеркните утверждения, с которыми вы согласны.

 

  • Я считаю, что работал (-а) плохо/хорошо/отлично.
  • Своей работой я доволен (-льна)/недоволен (-льна).
  • За урок я устал (-а) / не устал (-а).
  • Материал для меня был понятен/скучен/бесполезен/интересен/непонятен.

Закрасьте смайлик, который отражает ваше настроение.

 


Ответы

Упражнение 1

(возможен другой вариант)

рисунок

 

Упражнение 2

 

  • Дом, домашний, домбра .
  • Нечаянно , чайник, чай.
  • Столкнул, подталкивать, толковый .
  • Лес, лесок, лисий .


Предыдущий урок
Правописание суффиксов.
Орфография
Следующий урок
Правописание приставок и предлогов. Правописание частей слова.
Орфография
Урок подготовил(а)
teacher
Мария Викторовна
Начальная школа
Опыт работы: 12 лет
Поделиться:
  • Insects

    Английский язык

  • Weather

    Английский язык

  • И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Ворона и Лисица»

    Литературное чтение

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке