- повторим понятие «корень»
- научимся находить корень в словах с чередованием
- научимся выделять корни в сложных словах
Рассмотрите дерево из слов. Что расположено в центре дерева? Как появляются новые слова?
Вспомните!
Корень — это главная часть слова, в котором заключено лексическое значение.
Однокоренные слова — это слова, которые имеют общий корень, в котором заключено общее лексическое значение. Корень чаще всего пишется одинаково в однокоренных словах.
Прочитайте слова. Являются ли эти слова однокоренными? Одинаковый ли у них корень?
Подруга – друзья – дружеский.
Выделите корень в словах.
При образовании и изменении слова может происходить замена звуков или их чередование. В корнях чередуются чаще всего следующие звуки.
- [г // з' // ж] подруга – друзья – дружеский
- [з // з' // ж] воз – возить – вожу
- [г // ж] снег – снежок
- [к // ч'] яблоко – яблочко
- [х // ш] ухо – уши
- [ц // ч'] отец – отеческий
- [з // ж] вязать – вяжу
- [с' // ш] просить – прошу
Также чередоваться могут и буквы гласных звуков: слеза – слёзы.
Алгоритм нахождения корня
- Прочитайте слово.
- Подберите слова с таким же значением. Для этого скажите слово ласково, образуйте другую часть речи и др. Не являются однокоренными словами формы слова, синонимы, слова с омонимичными корнями.
- Выделите совпадающие части в словах.
- Помните, что в корнях может встречаться чередование.
Выделите корень в слове. Почему возникла трудность?
водопад
Слова могут образовываться разными способами. Один из таких — соединение двух корней. Слова с двумя корнями называют сложными.
Соединяются корни в сложных словах только буквами е, о. Такие буквы называют соединительные гласные. Эту орфограмму нужно запомнить.
Упражнение 1
Нарисуйте своё дерево с однокоренными словами.
Упражнение 2
Прочитайте слова. В каждой строчке зачеркните лишнее слово.
- Дом, домашний, домбра.
- Нечаянно, чайник, чай.
- Столкнул, подталкивать, толковый.
- Лес, лесок, лисий.
Подчеркните утверждения, с которыми вы согласны.
- Я считаю, что работал (-а) плохо/хорошо/отлично.
- Своей работой я доволен (-льна)/недоволен (-льна).
- За урок я устал (-а) / не устал (-а).
- Материал для меня был понятен/скучен/бесполезен/интересен/непонятен.
Закрасьте смайлик, который отражает ваше настроение.
Упражнение 1
(возможен другой вариант)
Упражнение 2
- Дом, домашний,
домбра. -
Нечаянно, чайник, чай. - Столкнул, подталкивать,
толковый. - Лес, лесок,
лисий.