- научиться выполнять вычисления, используя знания о разрядах, о слагаемых
- На этом уроке школьник будет учиться представлять число в виде суммы разрядных слагаемых.
- Ребёнок сможет понять, как производить вычисления, разбивая числа на составные части.
- Можно предлагать ребёнку при покупке недорогих товаров расплатиться, используя монеты.
- Для удобства страницы учебника можно распечатать и выполнять задания на бумажном носителе.
Что общего в этих записях?
Чем отличаются?
10+6=16
16-6=10
16-10=6
Как получились равенства на вычитание?
Упражнение 1
Выполните вычисления.
10+5=15 10+8=____
15–5= ____ 18–10=____
15–10=____ 18–8=____
Вычитая числа из чисел от 11 до 20, надо разбивать уменьшаемое на разряды. Затем из единиц вычесть вычитаемое. Все, что осталось надо сложить, это будет ответом.
Например, 19 – 5. 19 - это 1 десяток (10) и 9 единиц (9). 9 - 5 = 4. Осталось 10 и 4, это 14. Значит 19 – 5 = 14.
Прибавляя число к 10, надо заменять слагаемые разрядами.
Например, 10 + 5. 10 - 1 десяток, 5 - 5 единиц, получаем 1 десяток и 5 единиц, это 15. Значит 10 + 5 = 15.
Упражнение 2
Решите задачу.
На молочной ферме было 10 козлят и 3 телёнка. Сколько было животных на ферме?
Запишите решение и ответ.
Упражнение 3
Составьте по рисунку задачу с вопросом на сколько больше. Решите её.
Запишите решение и ответ.
Для того, чтобы вычесть более сложные числа, нужно вычитаемое разбивать на состав числа. При этом первая разность должна быть равна 10.
Например, 15 - 7. Разбиваем 7 на состав числа. Сколько надо убрать из 15, чтобы получить 10? Значит 7 разбиваем на 5 и 2. Рассуждаем дальше так: 15 - 7 = 15 - 5 - 2 = 10 - 2 = 8.
Сколько голубых треугольников? Сколько красных треугольников?
Как узнать сколько их всего, не пересчитывая по одному?
Упражнение 4
Сколько треугольников на рисунке?
Нарисуйте еще 3 треугольника.
Сколько стало? Как это записать?
Нарисуйте еще 5 треугольников.
Сколько стало? Как это записать?
Запишите.
Сколько всего добавили треугольников?
Для того, чтобы прибавить более сложные числа, нужно одно из них разбить на состав числа. При этом первая сумма должна быть равна 10.
Например, 7 + 8. Разбиваем 8 на состав числа. Сколько не хватает 7 до 10? Значит 8 разбиваем на 3 и 5. Рассуждаем дальше так: 7 + 8 = 7 + 3 + 5 = 10 + 5 = 15.
Упражнение 5
Найдите значение выражений. Называйте, сколько всего прибавили к числу или сколько вычли.
15–5–2=______
10+1+4=______
8+2+3=______
19–9–1=______
Выберите и покажите нужный жест, который подходит вашему настроению.
Упражнение 1
10+5=15 10+8=18
15–5= 10 18–10=8
15–10=5 18–8=10
Упражнение 2
10+3=13 (ж.)
Ответ: 13 животных.
Упражнение 3
На сколько больше клубник на первой тарелке, чем на второй?
15–7=8 (кл.) - на столько больше.
Ответ: на 8 кл. больше
Упражнение 4
7+3=10
10+5=15
Упражнение 5
15–5–2=8
10+1+4=15
8+2+3=13
19–9–1=9