- научиться выполнять вычисления, используя знания о разрядах, о слагаемых
- На этом уроке школьник будет учиться представлять число в виде суммы разрядных слагаемых.
- Ребёнок сможет понять, как производить вычисления, разбивая числа на составные части.
- Можно предлагать ребёнку при покупке недорогих товаров расплатиться, используя монеты.
- Для удобства страницы учебника можно распечатать и выполнять задания на бумажном носителе.
Что общего в этих записях?
Чем отличаются?
10+6=16
16-6=10
16-10=6
Как получились равенства на вычитание?
Упражнение 1
Выполните вычисления.
10+5=15 10+8=____
15–5= ____ 18–10=____
15–10=____ 18–8=____
Вычитая числа из чисел от 11 до 20, надо разбивать уменьшаемое на разряды. Затем из единиц вычесть вычитаемое. Все, что осталось надо сложить, это будет ответом.
Например, 19 – 5. 19 - это 1 десяток (10) и 9 единиц (9). 9 - 5 = 4. Осталось 10 и 4, это 14. Значит 19 – 5 = 14.
Прибавляя число к 10, надо заменять слагаемые разрядами.
Например, 10 + 5. 10 - 1 десяток, 5 - 5 единиц, получаем 1 десяток и 5 единиц, это 15. Значит 10 + 5 = 15.
Упражнение 2
Решите задачу.
На молочной ферме было 10 козлят и 3 телёнка. Сколько было животных на ферме?
Запишите решение и ответ.
![Запишите решение и ответ](https://onlineschool-1.hb.bizmrg.com/f8NN4afNzcMO_image.png)
Упражнение 3
Составьте по рисунку задачу с вопросом на сколько больше. Решите её.
![Составьте по рисунку задачу с вопросом на сколько больше](/upload/nJ1obheswSOm_2.jpg)
Запишите решение и ответ.
![Запишите решение и ответ](https://sun9-north.userapi.com/sun9-79/s/v1/if2/eUcYHOP4KvwPditEMIz6WbTCIDKXPTdG1cbwUvfoLF9zR5gmb24IrYNthD3jWE4QQ-B62x8psUhbHqWab-lEzgFr.jpg?size=785x141&quality=96&type=album)
Для того, чтобы вычесть более сложные числа, нужно вычитаемое разбивать на состав числа. При этом первая разность должна быть равна 10.
Например, 15 - 7. Разбиваем 7 на состав числа. Сколько надо убрать из 15, чтобы получить 10? Значит 7 разбиваем на 5 и 2. Рассуждаем дальше так: 15 - 7 = 15 - 5 - 2 = 10 - 2 = 8.
Сколько голубых треугольников? Сколько красных треугольников?
![Сколько голубых треугольников? Сколько красных треугольников?](https://sun9-west.userapi.com/sun9-2/s/v1/if2/VosBPPh4A_YSUr_2qp09-R6IIWZ-GPGhkBqSQ_ajEtKNMq-yLbYu3YMCjwW4EBR12G8zm8WirChurD43UZMMYuuM.jpg?size=965x252&quality=96&type=album)
Как узнать сколько их всего, не пересчитывая по одному?
Упражнение 4
Сколько треугольников на рисунке?
![Сколько треугольников на рисунке?](https://sun3.userapi.com/sun3-9/s/v1/if2/8MlQSOleU6GPYkTqbZXVZYGlpFOY0s2bF9gbxwbVpEMNQ8Tf0msHy51njs6Y_Ia8TJbaOZa2k8UMKpJT3_sg3H_I.jpg?size=821x93&quality=96&type=album)
Нарисуйте еще 3 треугольника.
Сколько стало? Как это записать?
Нарисуйте еще 5 треугольников.
Сколько стало? Как это записать?
Запишите.
![Сколько всего добавили треугольников?](https://onlineschool-1.hb.bizmrg.com/Zt9FCJdqK5Py_image.png)
Сколько всего добавили треугольников?
Для того, чтобы прибавить более сложные числа, нужно одно из них разбить на состав числа. При этом первая сумма должна быть равна 10.
Например, 7 + 8. Разбиваем 8 на состав числа. Сколько не хватает 7 до 10? Значит 8 разбиваем на 3 и 5. Рассуждаем дальше так: 7 + 8 = 7 + 3 + 5 = 10 + 5 = 15.
Упражнение 5
Найдите значение выражений. Называйте, сколько всего прибавили к числу или сколько вычли.
15–5–2=______
10+1+4=______
8+2+3=______
19–9–1=______
Выберите и покажите нужный жест, который подходит вашему настроению.
![Выберите и покажите нужный жест](https://onlineschool-1.hb.bizmrg.com/XvHRegpz5anJ_image.png)
Упражнение 1
10+5=15 10+8=18
15–5= 10 18–10=8
15–10=5 18–8=10
Упражнение 2
10+3=13 (ж.)
Ответ: 13 животных.
Упражнение 3
На сколько больше клубник на первой тарелке, чем на второй?
15–7=8 (кл.) - на столько больше.
Ответ: на 8 кл. больше
Упражнение 4
7+3=10
10+5=15
Упражнение 5
15–5–2=8
10+1+4=15
8+2+3=13
19–9–1=9