Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Письменное деление многозначного числа на однозначное. Задачи на пропорциональное деление

Умножение и деление

26.04.2024
2034
0

Письменное деление многозначного числа на однозначное. Решение задач на пропорциональное деление

Цели урока

  • научимся письменному делению многозначного числа на однозначное, когда в частном есть нуль
  • узнаем, как решать задачи на пропорциональное деление


Надо ли продолжать деление в первом случае? Как продолжить деление во втором случае?


При делении числа, оканчивающегося нулем, ноль также делим на делитель по общим правилам. 

 

0 : a = 0

 

При делении может возникнуть ситуация, когда второе и последующее неполное делимое меньше делителя. В этом случае применяем правила деления с остатком.

 

a : b = 0 (ост. a), где a b

 

Для экономии места и времени иногда второй случай деления записывают кратко.


Задача на пропорциональное деление

 

Задача № 1

 

Два куска одинаковой ткани стоят 540 р. В одном из них 6 м, а в другом — 3 м. Сколько стоит каждый кусок ткани?

 

Для записи условия таких задач лучше использовать таблицу. В ней наглядно показаны связи между данными задачи, по таблице задачу можно разделить на более простые задачи. 

 

Рулоны

Цена за 1 м

Метров в рулоне

Стоимость рулона

I

одинаковая

6 м

? р. ? р. 540 р.

II

3 м

 

Рассмотрим таблицу. В ней видно, что есть данные, касающиеся каждого рулона в отдельности, и данные общие, касающиеся обоих рулонов. Поэтому сначала надо найти количество метров обоих рулонов. А затем мы сможем найти цену за 1 метр. А далее получим две уже известные задачи с пропорциональными величинами. 

 

Решение

 

1) 6 + 3 = 9 (м) — в двух рулонах.

2) 540 : 9 = 60 (р.) — цена за 1 метр.

3) 60 · 6 = 360 (р.) — стоимость первого рулона. 

4) 60 · 3 = 180 (р.) — стоимость второго рулона. 

 

 

Задача № 2

 

В одном мешке было 56 кг муки, а в другом — 24 кг муки. Эту муку расфасовали в 40 пакетов поровну. Сколько потребовалось пакетов для расфасовки муки из каждого мешка?

 

Мешки

Масса в 1 пакете

Кол-во пакетов

Общая масса

1

одинаковая

? шт. ? шт. 40 шт.

56 кг

2

24 кг

 

 

Данная задача схожа с первой. Только в этом случае нам неизвестно количество пакетов. Рассуждаем и решаем задачу также.

 

Решение

 

1) 56 + 24 = 80 (кг) — в двух мешках.

2) 80 : 40 = 2 (кг) — в одном пакете.

3) 56 : 2 = 28 (п.) — для первого мешка.

4) 24 : 2 = 12 (п.) — для второго мешка.


Упражнение 1

 

Выполните деление в тетради с устным объяснением. В рамочки впишите полученные ответы.

 

5 700 : 2 =                                   2 005 : 5 =                        

 

5 672 : 8 =                                   2 781 : 9 =                        


Упражнение 2

 

Ученики узнавали, чему равно выражение 32 056 : 8. У ребят получились разные ответы.

 

Кто из учеников решил верно? Подчеркните правильный ответ.

 


 

Упражнение 3

 

Определите, сколько цифр будет в частном при делении у всех этих выражений. Соедините стрелкой.

 

7 158 : 3 

 

1 525 : 5                                           3           

1 125 : 8                                           4           

 

7 800 : 3


Упражнение 4

 

Запишите условие. Решите задачу.

 

В одну столовую привезли 4 ящика яблок, а в другую — 3 таких же ящика. Всего привезли 70 кг яблок. Сколько килограммов яблок привезли в каждую столовую?


Упражнение 5

 

Решите задачу.

 

Для ремонта школы привезли в одинаковых банках 50 кг зелёной и 90 кг белой краски. Всего 14 банок. Сколько банок белой краски привезли?


Выберите, какую оценку вы поставите себе сегодня за урок. Обведите её.

 


Ответы

Упражнение 1

 

5 700 : 2  = 2 850                              2 005 : 5 = 401

5 672 : 8 = 709                                   2 781 : 9 = 309

 

 

Упражнение 2

 

Верный ответ 4 007.

 

 

Упражнение 3

 

 

 

Упражнение 4

 

Мешки

Масса в 1 ящ.

Кол-во ящиков

Общая масса

1

одинаковая

4 ящ.

? кг ? кг 70 кг

2

3 ящ.

 

1) 4 + 3 = 7 (ящ.) — всего.

2) 70 : 7 = 10 (кг) — в одном ящике.

3) 10 · 4 = 40 (кг) — в первую столовую.

4)  10 · 3 = 30 (кг) — во вторую столовую.

 

Ответ: 40 кг и 30 кг.

 

 

Упражнение 5

 

1) 50 + 90 = 140 (кг) — всего в 14 банках.

2) 140 : 14 = 10 (кг) — в одной банке.

3) 90 : 10 = 9 (б.) — белой краски.

 

Ответ: 9 банок.


Предыдущий урок
Нумерация. Арифметические действия. Задачи. Объемные и плоские геометрические фигуры
Умножение и деление
Следующий урок
Умножение. Умножение с числами 0 и 1
Умножение и деление
Урок подготовил(а)
teacher
Анна Николаевна
Начальная школа
Опыт работы: 7 лет
Поделиться:
  • Умножение числа на сумму. Устное и письменное умножение многозначного числа на двузначное. Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям

    Математика

  • Present Continuous в общих и специальных вопросах

    Английский язык

  • Hobbies & Free time activities

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке