Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.Т. Твардовский. Лирика

Великая Отечественная война

14.04.2024
1394
0

А.Т. Твардовский. Лирика

План урока

  • Из биографии поэта
  • «Братья»
  • «Снега потемнеют синие»
  • «Июль – макушка лета...»

Цели урока

  • Познакомить с биографией поэта и его творчеством
  • Подчеркнуть любовь поэта к родной природе, выразительность и простоту языка, выражающего глубину чувств Твардовского. Проследить
  • Проанализировать стихотворения разного периода

Разминка

Какие произведения Твардовского вы уже читали в предыдущих классах?

Из биографии поэта

Александр Трифонович Твардовский (1910–1971)

Рис. 1. А.Т. Твардовский.

Александр Твардовский родился на хуторе Загорье Починковского района Смоленской области в семье сельского кузнеца. Как известно, кузнецы были всегда одними из самых уважаемых людей на селе. По линии отца предки Твардовского были земледельцами, кузнецами, по линии матери – военными, владели поместьями, разорялись, становились однодворцами. 

 

Загорье и Починок, речка Лучеса, Борки – эти названия являются составляющими малой родины Твардовского. Дом, в котором родился поэт, не сохранился до наших дней. Годы репрессий и войны стерли с лица земли Загорье. Осенью 1943 года Твардовский вместе с частями 32-й кавалерийской дивизии оказался около родного хутора и был потрясен увиденным: «Я не узнал даже пепелище отцовского дома. Ни деревца, ни сада, ни кирпичика или столбика от построек – все занесено дурной, высокой, как конопля, травой, что обычно растет на пепелищах. Не нашел вообще ни одной приметы того клочка земли, который, закрыв глаза, могу представить себе до пятнышка, с которым связано все лучшее, что есть во мне».

Но не всем известно, что хутор погиб не в войну, а значительно раньше, когда семья Твардовских была выселена в Зауралье. Сейчас на этом месте располагается музей «Хутор Загорье».

 

Твардовский вошёл в историю русской литературы как автор поэмы «Василий Тёркин» и как редактор журнала «Новый мир». Во время Отечественной войны был военным корреспондентом. Лауреат множества премий и орденоносец.  Он был искренним, самостоятельным человеком, который никогда не придерживался общепринятого русла, был независим в мыслях.

 

Одна из главных тем лирики Твардовского – смена времён года, которая отмечает вечные законы изменений жизни природы.  В своем раннем творчестве поэт воспевал новую деревенскую жизнь, колхозное строительство. Поворотными для поэта стали годы Великой Отечественной войны. Стихи Твардовского военных лет – это хроника фронтовой жизни, состоявшей не только из героических подвигов, но и из армейского, фронтового быта.


Это интересно 

 

Из автобиографии А.Т. Твардовского: 

 

«Стихи писать я начал до овладения первоначальной грамотой. Хорошо помню, что первое мое стихотворение, обличающее моих сверстников, разорителей птичьих гнезд, я пытался записать, еще не зная всех букв алфавита и, конечно, не имея понятия о правилах стихосложения. С того времени я и пишу...

 

По-разному благосклонно и по-разному с тревогой относились мои родители к тому, что я стал сочинять стихи. Отцу, человеку очень честолюбивому, это было лестно, но из книг он знал, что писательство не сулит больших выгод, что писатели бывают и не знаменитые, безденежные, живущие на чердаках и голодающие. Мать, видя мою приверженность к таким необычным занятиям, чуяла в ней некую печальную предназначенность моей судьбе и жалела меня».


Стихотворение «Снега потемнеют синие…»

В творчестве Твардовского есть множество лирических произведений, посвященных очарованию природы. Пейзажная лирика всегда была одной из его любимых тем.

 

Стихотворение «Снега потемнеют синие…» написано в 1965 году, когда поэту пришлось пережить тяжелую утрату – смерть своей матери. Уход из жизни самого дорогого человека стал для Александра Трифоновича глубоким потрясением, с которым он справился при помощи творчества.

 

Центральная тема произведения – описание природы, которая скоро скинет с себя зимние оковы и раскроется навстречу долгожданной весне. Весна – символ обновления природы, возрождения человеческой души.

 

В стихотворении поэт проводит параллель между природой и собственной жизнью: в весне он видит обновление, начало перемен, ожидание светлых и радостных дней. Горечь утраты уйдёт, словно талый снег, оставив место новым мечтам и надеждам.

 

Композиционно произведение делится на две условные части:

  • 1 часть: лирический герой предвкушает скорое наступление весны. Он рисует яркую картину весеннего пейзажа.
  • 2 часть: лирический герой сопоставляет перемены в природе с изменениями в жизни человека. Смену времён года он отождествляет с естественным ходом жизни человека, когда на смену грусти и печали приходит радость.

 

Поэт с большой любовью описывает все изменения, которые происходят в природе с приходом весны. Земля, освобождающаяся из-под снежного покрывала, стремительные ручьи, чистая, сверкающая зелень волнует поэта, наполняет его душу новыми, живительными силами.

 

Момент встречи зимы и весны, когда «листву прошивая старую, пойдёт строчить трава», является очень важным для лирического героя. Это яркое образное описание можно применить не только к природе, но и к жизни человека, поскольку очень точно передаёт идею преемственности поколений.


Какие средства выразительности использует поэт в стихотворении?


Стихотворение «Июль – макушка лета…»

Стихотворение «Июль — макушка лета» было создано А.Т. Твардовским в 1966 году. В этом произведении поэт искусно обыгрывает древнюю русскую поговорку «Июль – макушка лета», превращая её в весёлое, озорное стихотворение. 

 

Стихотворение Александра Твардовского посвящено середине лета, когда появляются первые неотвратимые признаки и приметы того, что осень уже не за горами. Хотя её наступление и происходит каждый год, это вызывает легкое чувство печали и грусти по уходящему обилию света и тепла.

 

А.Т. Твардовский говорит о том, что жизненный цикл человека неразрывно связан с временами года. Время бежит очень быстро, самые радостные дни проходят незаметно. Но этот факт не расстраивает лирического героя, а подчёркивает значимость момента, заставляет его ценить настоящее, наблюдать за тем, что происходит вокруг.

 

Стихотворение имеет кольцевую композицию: оно обрамлено строкой, являющейся народной приметой – «июль – макушка лета». Именно так начинается и заканчивается произведение. Этот рефрен используется автором, чтобы подчеркнуть главную мысль, выделить самое важное.

 

Жизненный цикл человека неразрывно связан с временами года, именно эту связь рассматривает автор стихотворения. Время бежит настолько быстро, что самые тёплые, самые приятные летние денёчки проходят незаметно. В какой-то момент лирический герой понимает, что лето не вечно, оно достигло пика и скоро пойдёт на убыль. Этот факт не расстраивает его, а подчёркивает значимость момента, заставляет заметить, что лучшее время – то, которое ты проживаешь осознанно.


  1. Определите главную идею стихотворения?
  2. Каким размером написано это стихотворение?


 

Это стихотворение А.Т. Твардовский написал в 1967 году, когда ему было 57 лет. Прожив больше половины века, поэт начал все чаще задумываться над тем, что скоро покинет этот мир.

 

Стихотворение А.Т. Твардовского – размышления об итогах жизни. Стихотворение имеет форму монолога лирического героя. Под образом лирического героя скрывается зрелый человек, который повидал многое на своем веку и знает, что его жизнь почти закончена. В конце жизненного пути он задумывается о том, что ему хочется провести остаток своих дней наедине с природой, в гармонии с окружающим миром и самим собой.


  1. Каким настроением проникнуто стихотворение «На дне моей жизни…»?
  2. Можно ли отнести данное стихотворении к философской лирике? Почему?


Из интервью журналиста с художником О. Г. Верейским, которого связывала с А.Т. Твардовским почти 30-летняя дружба...

 

«— Какие черты личности Твардовского могли бы вы назвать главными, определяющими?

 

— Искренность, непосредственность поведения и самостоятельность мышления — он никогда не придерживался общепринятого русла, был независим в мыслях...

 

— Доводилось ли вам присутствовать при рождении стихов?

 

— Творческая кухня поэта была скрыта от посторонних глаз. И только однажды, во время грибной прогулки по лесу, я оказался случайным свидетелем этого процесса. Случай описан мною в очерке „К двум портретам“. Позвольте процитировать его концовку: „Продираясь сквозь заросли, я время от времени видел Александра Трифоновича, который, к моему удивлению, смотрел не под ноги, а прямо перед собой и что-то бормотал невнятно, нараспев. Я отошёл, чтобы не мешать, но мой спутник меня уже не замечал. Он говорил всё громче, всё отчётливее... „И чью-то душу отпустила боль“. И снова и снова одну и ту же фразу. И потом: „И чьё-то сердце отпустила боль“... Через несколько дней я услышал всё стихотворение:

 

 

К обидам горьким собственной персоны
Не призывать участья добрых душ.
Жить, как живёшь, своей страдой бессонной,
Взялся за гуж — не говори: не дюж.
1С тропы своей ни в чём не соступая,
Не отступая — быть самим собой.
Так со своей управиться судьбой,
Чтоб в ней себя нашла судьба любая
И чью-то душу отпустила боль.

 

 

Эти строки, одни из последних, могли бы стать эпиграфом к его судьбе или эпитафией на его памятнике...»


Контрольные вопросы

 

  1. Какие темы и проблемы поднимаются в произведениях А.Т. Твардовского?
  2. Какие изобразительно выразительные средства использует А.Т. Твардовский при описании природы?
  3. Можно ли отнести данные стихотворения А.Т. Твардовского только к пейзажной лирике? Почему?


Предыдущий урок
Е.И. Носов. «Кукла», «Живое пламя»
Великая Отечественная война
Следующий урок
Поэзия Р. Бёрнса, Дж. Байрона. Хокку
Зарубежная литература
Урок подготовил(а)
teacher
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
Поделиться:
  • А. Конан Дойл. «Голубой карбункул»

    Литература

  • Пользовательский интерфейс

    Информатика

  • Обмен, торговля, реклама

    Обществознание

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке