Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.Т. Твардовский. Лирика

Великая Отечественная война

А.Т. Твардовский. Лирика

План урока

  • Из биографии поэта
  • «Братья»
  • «Снега потемнеют синие»
  • «Июль – макушка лета...»

Цели урока

  • Познакомить с биографией поэта и его творчеством
  • Подчеркнуть любовь поэта к родной природе, выразительность и простоту языка, выражающего глубину чувств Твардовского. Проследить
  • Проанализировать стихотворения разного периода

Разминка

Какие произведения Твардовского вы уже читали в предыдущих классах?

 

Из биографии поэта

 

Александр Трифонович Твардовский (1910–1971)

Рис. 1. А.Т. Твардовский. Рис. 1. А.Т. Твардовский.

Александр Твардовский родился на хуторе Загорье Починковского района Смоленской области в семье сельского кузнеца. Как известно, кузнецы были всегда одними из самых уважаемых людей на селе. По линии отца предки Твардовского были земледельцами, кузнецами, по линии матери – военными, владели поместьями, разорялись, становились однодворцами. 

 

Загорье и Починок, речка Лучеса, Борки – эти названия являются составляющими малой родины Твардовского. Дом, в котором родился поэт, не сохранился до наших дней. Годы репрессий и войны стерли с лица земли Загорье. Осенью 1943 года Твардовский вместе с частями 32-й кавалерийской дивизии оказался около родного хутора и был потрясен увиденным: «Я не узнал даже пепелище отцовского дома. Ни деревца, ни сада, ни кирпичика или столбика от построек – все занесено дурной, высокой, как конопля, травой, что обычно растет на пепелищах. Не нашел вообще ни одной приметы того клочка земли, который, закрыв глаза, могу представить себе до пятнышка, с которым связано все лучшее, что есть во мне».

Но не всем известно, что хутор погиб не в войну, а значительно раньше, когда семья Твардовских была выселена в Зауралье. Сейчас на этом месте располагается музей «Хутор Загорье».

 

Твардовский вошёл в историю русской литературы как автор поэмы «Василий Тёркин» и как редактор журнала «Новый мир». Во время Отечественной войны был военным корреспондентом. Лауреат множества премий и орденоносец.  Он был искренним, самостоятельным человеком, который никогда не придерживался общепринятого русла, был независим в мыслях.

 

Одна из главных тем лирики Твардовского – смена времён года, которая отмечает вечные законы изменений жизни природы.  В своем раннем творчестве поэт воспевал новую деревенскую жизнь, колхозное строительство. Поворотными для поэта стали годы Великой Отечественной войны. Стихи Твардовского военных лет – это хроника фронтовой жизни, состоявшей не только из героических подвигов, но и из армейского, фронтового быта.


Это интересно 

 

Из автобиографии А.Т. Твардовского: 

 

«Стихи писать я начал до овладения первоначальной грамотой. Хорошо помню, что первое мое стихотворение, обличающее моих сверстников, разорителей птичьих гнезд, я пытался записать, еще не зная всех букв алфавита и, конечно, не имея понятия о правилах стихосложения. С того времени я и пишу...

 

По-разному благосклонно и по-разному с тревогой относились мои родители к тому, что я стал сочинять стихи. Отцу, человеку очень честолюбивому, это было лестно, но из книг он знал, что писательство не сулит больших выгод, что писатели бывают и не знаменитые, безденежные, живущие на чердаках и голодающие. Мать, видя мою приверженность к таким необычным занятиям, чуяла в ней некую печальную предназначенность моей судьбе и жалела меня».


Стихотворение «Снега потемнеют синие…»

 

В творчестве Твардовского есть множество лирических произведений, посвященных очарованию природы. Пейзажная лирика всегда была одной из его любимых тем.

 

Стихотворение «Снега потемнеют синие…» написано в 1965 году, когда поэту пришлось пережить тяжелую утрату – смерть своей матери. Уход из жизни самого дорогого человека стал для Александра Трифоновича глубоким потрясением, с которым он справился при помощи творчества.

 

Центральная тема произведения – описание природы, которая скоро скинет с себя зимние оковы и раскроется навстречу долгожданной весне. Весна – символ обновления природы, возрождения человеческой души.

Рис. 2. А.Т. Твардовский с матерью (справа), сестрой Марией (слева) и дочерь Валентиной. Рис. 2. А.Т. Твардовский с матерью (справа), сестрой Марией (слева) и дочерь Валентиной.

В стихотворении поэт проводит параллель между природой и собственной жизнью: в весне он видит обновление, начало перемен, ожидание светлых и радостных дней. Горечь утраты уйдёт, словно талый снег, оставив место новым мечтам и надеждам.

 

Композиционно произведение делится на две условные части:

  • 1 часть: лирический герой предвкушает скорое наступление весны. Он рисует яркую картину весеннего пейзажа.
  • 2 часть: лирический герой сопоставляет перемены в природе с изменениями в жизни человека. Смену времён года он отождествляет с естественным ходом жизни человека, когда на смену грусти и печали приходит радость.

 

Поэт с большой любовью описывает все изменения, которые происходят в природе с приходом весны. Земля, освобождающаяся из-под снежного покрывала, стремительные ручьи, чистая, сверкающая зелень волнует поэта, наполняет его душу новыми, живительными силами.

 

Момент встречи зимы и весны, когда «листву прошивая старую, пойдёт строчить трава», является очень важным для лирического героя. Это яркое образное описание можно применить не только к природе, но и к жизни человека, поскольку очень точно передаёт идею преемственности поколений.


Какие средства выразительности использует поэт в стихотворении?


Стихотворение «Июль – макушка лета…»

 

Стихотворение «Июль — макушка лета» было создано А.Т. Твардовским в 1966 году. В этом произведении поэт искусно обыгрывает древнюю русскую поговорку «Июль – макушка лета», превращая её в весёлое, озорное стихотворение. 

Рис. 3. Музей-усадьба А.Т. Твардовского - хутор Загорье. Восстановлен братьями поэта. Рис. 3. Музей-усадьба А.Т. Твардовского - хутор Загорье. Восстановлен братьями поэта.

Стихотворение Александра Твардовского посвящено середине лета, когда появляются первые неотвратимые признаки и приметы того, что осень уже не за горами. Хотя её наступление и происходит каждый год, это вызывает легкое чувство печали и грусти по уходящему обилию света и тепла.

 

А.Т. Твардовский говорит о том, что жизненный цикл человека неразрывно связан с временами года. Время бежит очень быстро, самые радостные дни проходят незаметно. Но этот факт не расстраивает лирического героя, а подчёркивает значимость момента, заставляет его ценить настоящее, наблюдать за тем, что происходит вокруг.

 

Стихотворение имеет кольцевую композицию: оно обрамлено строкой, являющейся народной приметой – «июль – макушка лета». Именно так начинается и заканчивается произведение. Этот рефрен используется автором, чтобы подчеркнуть главную мысль, выделить самое важное.

 

Жизненный цикл человека неразрывно связан с временами года, именно эту связь рассматривает автор стихотворения. Время бежит настолько быстро, что самые тёплые, самые приятные летние денёчки проходят незаметно. В какой-то момент лирический герой понимает, что лето не вечно, оно достигло пика и скоро пойдёт на убыль. Этот факт не расстраивает его, а подчёркивает значимость момента, заставляет заметить, что лучшее время – то, которое ты проживаешь осознанно.


  1. Определите главную идею стихотворения?
  2. Каким размером написано это стихотворение?


 

Это стихотворение А.Т. Твардовский написал в 1967 году, когда ему было 57 лет. Прожив больше половины века, поэт начал все чаще задумываться над тем, что скоро покинет этот мир.

 

Стихотворение А.Т. Твардовского – размышления об итогах жизни. Стихотворение имеет форму монолога лирического героя. Под образом лирического героя скрывается зрелый человек, который повидал многое на своем веку и знает, что его жизнь почти закончена. В конце жизненного пути он задумывается о том, что ему хочется провести остаток своих дней наедине с природой, в гармонии с окружающим миром и самим собой.


  1. Каким настроением проникнуто стихотворение «На дне моей жизни…»?
  2. Можно ли отнести данное стихотворении к философской лирике? Почему?


Из интервью журналиста с художником О. Г. Верейским, которого связывала с А.Т. Твардовским почти 30-летняя дружба...

 

«— Какие черты личности Твардовского могли бы вы назвать главными, определяющими?

 

— Искренность, непосредственность поведения и самостоятельность мышления — он никогда не придерживался общепринятого русла, был независим в мыслях...

 

— Доводилось ли вам присутствовать при рождении стихов?

 

— Творческая кухня поэта была скрыта от посторонних глаз. И только однажды, во время грибной прогулки по лесу, я оказался случайным свидетелем этого процесса. Случай описан мною в очерке „К двум портретам“. Позвольте процитировать его концовку: „Продираясь сквозь заросли, я время от времени видел Александра Трифоновича, который, к моему удивлению, смотрел не под ноги, а прямо перед собой и что-то бормотал невнятно, нараспев. Я отошёл, чтобы не мешать, но мой спутник меня уже не замечал. Он говорил всё громче, всё отчётливее... „И чью-то душу отпустила боль“. И снова и снова одну и ту же фразу. И потом: „И чьё-то сердце отпустила боль“... Через несколько дней я услышал всё стихотворение:

 

 

К обидам горьким собственной персоны
Не призывать участья добрых душ.
Жить, как живёшь, своей страдой бессонной,
Взялся за гуж — не говори: не дюж.
1С тропы своей ни в чём не соступая,
Не отступая — быть самим собой.
Так со своей управиться судьбой,
Чтоб в ней себя нашла судьба любая
И чью-то душу отпустила боль.

 

 

Эти строки, одни из последних, могли бы стать эпиграфом к его судьбе или эпитафией на его памятнике...»


Контрольные вопросы

 

  1. Какие темы и проблемы поднимаются в произведениях А.Т. Твардовского?
  2. Какие изобразительно выразительные средства использует А.Т. Твардовский при описании природы?
  3. Можно ли отнести данные стихотворения А.Т. Твардовского только к пейзажной лирике? Почему?


Предыдущий урок
Ю.П. Казаков. «Тихое утро»
Великая Отечественная война
Следующий урок
Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади»
Великая Отечественная война
  • Решение задач с помощью систем уравнений

    Алгебра

  • Стили и типы речи

    Русский язык

  • Индия, Китай и Япония. Начало европейской колонизации

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке