Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Г.Р. Державин. Лирика

Русская литература XVIII века

Г.Р. Державин. Лирика

 

План урока

  • Державин – поэт и гражданин
  • Поэтический путь Державина
  • Ода «Фелица»
  • «Властителям и судиям»
  • Стихотворение «Признание»

Цели урока

  • Знать: биографию Г. Р. Державина, особенности его лирики
  • Уметь: анализировать программные произведения поэта

Вступление

Творчество Гавриила Романовича Державина сыграло огромную роль в развитии русской литературы конца XVIII – начала XIX века, так как способствовало ее освобождению от отжившего к тому времени классицизма и формированию нового прогрессивного литературного направления – реализма. Творчество Державина тесно связано с общеевропейскими и русскими передовыми идеями и течениями конца XVIII века.

 

Русский критик Виссарион Григорьевич Белинский так писал про творчество Державина: «С Державина начинается новый период русской поэзии, и как Ломоносов был первым ее именем, так Державин был вторым. <...> Державин <...> чисто художническая натура, поэт по призванию; произведения его преисполнены элементов поэзии как искусства».

 

Державин – поэт и гражданин

 

Гавриил Романович Державин (1743–1816)

 

Имя Гавриила Романовича Державина не раз упоминал в своих стихах А. С. Пушкин. В стихотворении «К другу стихотворцу» мы читаем:

 

            Хорошие стихи не так легко писать...

            Меж тем, как Дмитриев, Державин, Ломоносов,

            Певцы бессмертные, и честь, и слава россов,

            Питают здравый ум и вместе учат нас...

 

Главное в поэзии Ломоносова, предшественника Державина, – гражданственность, вера в великое будущее России и ее народа – было подхвачено и развито Г. Р. Державиным.

 

Гавриил Романович Державин родился в Казанской губернии в небогатой дворянской семье. Родители поэта, небогатые мелкопоместные дворяне, не мечтали ни о славе, ни о роскоши для сына. Отец поэта служил в разных гарнизонных полках, и раннее детство Державина прошло в разъездах. Оно напоминает во многом детство Крылова: его первой учительницей была мать, рано умер отец, так же много мытарств выпало на долю матери с сыном. Наделенный той же выносливостью вышел в путь человек с врожденным умом и талантом.

 

Обучался он в казанской гимназии, закончить которую, однако, не удалось. В 1762 году прибыл в Преображенский полк, через 10 лет был произведен в прапорщики. Стихи писал уже давно. Но настоящая поэтическая работа началась в Петербурге, когда в 1777 году он был переведен в статскую службу.

 

Державин был назначен правителем сначала Олонецкой, затем Тамбовской губернии. Решительность, с которой он преследовал злоупотребления, прямой и крутой нрав часто мешали его служебной карьере. В 1791 году Екатерина IIсделала его кабинет-секретарем, но вскоре перевела в сенаторы. 

 

Воцарившийся на престоле Павел I в 1798 году призвал его на службу и назначил государственным казначеем, но быстро отказался от его услуг. Так же поступил и Александр I, сделавший Державина министром юстиции, но освободивший поэта от этой обязанности через год.

 

Выйдя в отставку, Державин всецело посвятил себя литературным трудам. Державин-гражданин увидел, а Державин-поэт предал позору продажность сильных мира сего, открывших дорогу «злодейству и неправде», и призвал на их голову страшную кару:

 

                                                 Воскресни, Боже! Боже правых!

                                                 И их молению внемли:

                                                 Приди, суди, карай лукавых,

                                                 И будь един царем земли!

                                                 («Властителям и судиям»)

 

Новое содержание поэзии требовало новых форм выражения. Соединяя слова «высокие» и «низкие» не только в рамках одного произведения, но и ставя их часто рядом, добиваясь при этом художественной выразительности, поэт открывал дорогу развитию реалистического языка. Художественные открытия поэта обогатили русскую поэзию и преобразовали ее. Вот почему его наследие не уходит из нашей жизни.

 

В отставке поселился в своем имении Званка в Новгородской губернии. В последние годы своей жизни занимался литературной деятельностью. Державин скончался в 1816 году. Чувствуя себя последнее время плохо, он тем не менее продолжал оставаться на ногах и вел привычный образ жизни. 

 

Поэтический путь Державина

 

Как считал сам Державин, его поэтическая деятельность началась в 1779 году, когда он окончательно отказался от попыток подражания своим поэтическим кумирам. В 1805 году, создавая автобиографическую записку и называя себя в ней в третьем лице, Державин так определил смысл происшедшего в его позиции перелома: «Он в выражении и стиле старался подражать г. Ломоносову, но, хотев парить, не мог выдержать постоянно, красивым набором слов, свойственного единственно российскому Пиндару велелепия и пышности. А для того с 1779 года избрал он совсем другой путь».

 

Поэтическое творчество Державина обширно, в основном представлено одами. Среди них можно выделить следующие типы: 

 

  • Гражданские
  • Победно-патриотические
  • Философские
  • Анакреонтические

Гражданские оды Державина адресованы лицам, наделенным политической властью: монархам, вельможам. Их пафос не только хвалебный, но и обличительный, вследствие чего некоторые из них В. Г. Белинский называет сатирическими. К лучшим одам из этого цикла относится «Фелица», посвященная Екатерине II.

 

Ода «Фелица»

 

Сам образ Фелицы, мудрой и добродетельной киргизской царевны, взят Державиным из «Сказки о царевиче Хлоре», написанной Екатериной II. Ода была напечатана в 1783 году в журнале «Собеседник любителей российского слова». Ода имела большой успех. Известный до этого лишь узкому кругу читателей, Державин сделался самым популярным поэтом России. «Фелица» продолжает традицию похвальных од М. В. Ломоносова и вместе с тем резко отличается от них новой трактовкой образа просвещенного монарха.

 

Ода «Фелица» отражает новый этап просветительства в России. Просветители видят теперь в монархе человека, которому общество поручило заботу о благе граждан. Поэтому право быть монархом налагает на правителя многочисленные обязанности по отношению к народу. На первом месте стоит законодательство, от которого, по мнению просветителей, прежде всего зависит судьба подданных. И державинская Фелица, выступает как милостивая монархиня-законодательница:

 

                                                 Не дорожа твоим покоем,

                                                 Читаешь, пишешь пред налоем

                                                 И всем из твоего пера

                                                 Блаженство смертным проливаешь…

 

Державин восхвалял императрицу (он верил в ее доброту, справедливость, потому что не знал ее близко), вельмож же он изобразил иначе, причисляя и себя к ним, чтобы снять отчасти с себя обвинение:

 

                                                 А я, проспавши до полудни,

                                                 Курю табак и кофий пью,

                                                 Преобращая в праздник будни,

                                                 Кружу в химерах мысль мою.

                                                 То плен от персов похищаю,

                                                 То стрелы к туркам обращаю;

                                                 То возмечтав, что я Султан,

                                                 Вселенну устрашаю взглядом...

 

Кого же имеет в виду Державин?Г. А. Потемкина – всесильного фаворита императрицы. Гурман и чревоугодник, любитель пиров и увеселений. Избалованный властью, Потемкин не придерживался четкого распорядка, необходимого для государственного деятеля, и повиновался в своих действиях минутным прихотям и причудам.

 

А вот еще строки из оды, которые поразили жителей столицы своей смелостью:

 

 

                                                 Или музыкой и певцами,

                                                 Органом и волынкой вдруг,

                                                 Или кулачными бойцами

                                                 И пляской веселю мой дух;

                                                 Или о всех делах заботу

                                                 Оставя, езжу на охоту

                                                 И забавляюсь лаем псов;

                                                 Или над Невскими брегами

                                                 Я тешусь по ночам рогами

                                                 И греблей удалых гребцов.

 

А в этих строках задеты другие «сильные мира сего»: граф А. Г. Орлов, любивший кулачные бои; враг Державина Н. И. Панин, забывший службу ради охоты; С. К. Нарышкин – хозяин крепостного оркестра роговой музыки. Что поразило читателей оды, познакомившихся с этими строками? Смелость поэта, резко критикующего вельмож. 

 

«Властителям и судиям»

 

К гражданским одам Державина относится и «Властителям и судиям» (1787), которое любил декламировать Ф. М. Достоевский на литературных чтениях. Рукописный сборник с этим произведением в 1795 года Державин преподнес императрице. Однако вместо благодарности последовала немилость. Екатерина перестала замечать Державина, придворные избегали с ним встречи. Поэт напоминает царям о том, что они так же смертны, как и их подданные, и, следовательно, рано или поздно предстанут перед божьим судом. Но загробный суд кажется поэту слишком далеким, и в последнем четверостишии он умоляет бога покарать виновных, не дожидаясь их смерти:

 

                                                 Ваш долг есть: сохранять законы,

                                                 На лица сильных не взирать,

                                                 Без помощи, без обороны

                                                 Сирот и вдов не оставлять.

                                                 Ваш долг: спасать от бед невинных,

                                                 Несчастливым подать покров;

                                                 От сильных защищать бессильных,

                                                 Исторгнуть бедных из окон.

 

Не только современников, но и нас поражают прямота и смелость Державина, служившего при трех монархах: Екатерине II, Павле I и Александре I.

 

Стихотворение «Признание»

 

Стихотворение «Признание» было написано в 1807 году. Выдержано оно в лучших традициях классицизма, и в нем автор открыто говорит о своей жизни и достижениях в литературном творчестве.

 

ПРИЗНАНИЕ

 

                                                            Не умел я притворяться,

                                                            На святого походить,

                                                            Важным саном надуваться

                                                            И философа брать вид;

                                                            Я любил чистосердечье,

                                                            Думал нравиться лишь им:

                                                            Ум и сердце человечье

                                                            Были гением моим.

                                                            Если я блистал восторгом,

                                                            С струн моих огонь летел, —

                                                            Не собой блистал я, Богом:

                                                            Вне себя я Бога пел.

                                                            Если звуки посвящались

                                                            Лиры моея царям, —

                                                            Добродетельми казались

                                                            Мне они равны богам.

                                                            Если за победы громки

                                                            Я венцы сплетал вождям, —

                                                            Думал перелить в потомки

                                                            Души их и их детям.

                                                            Если где вельможам властным

                                                            Смел я правду брякнуть вслух, —

                                                            Мнил быть сердцем беспристрастным

                                                            Им, царю, отчизне друг.

                                                            Если ж я и суетою

                                                            Сам был света обольщен, —

                                                            Признаюся, красотою

                                                            Был плененным, пел и жен.

                                                            Словом: жег любви коль пламень,

                                                            Падал я, вставал в мой век. —

                                                            Брось, мудрец! на гроб мой камень,

                                                            Если ты не человек.

 

Поэт был искренним, не умел притворяться, лицемерить, казаться лучше, чем он есть, и умнее. Любил «чистосердечье» –  ценил и уважал людей за ум и доброе сердце. Если блистал делами, стихами, то не кичился этим, все это было дано ему Богом. Поэт признавался, что хвалу за громкие победы пел вождям-полководцам, чтобы их потомки были такими же великими. Не скрывал поэт, что говорил правду вельможам, потому что он друг отчизне, царю и им самим. Признавался Державин и в своих недостатках: проводил время в свете, в суете. 

 

Разрушение жанровой иерархии, соединение «высокого» и «низкого», серьезного и шутливого осуществлялось в поэзии Державина за счет «вторжения» в нее просторечных слов и выражений. Поэт опирался не на правила, а на разговорную речь. «Державин, – указывал Г. А. Гуковский, – пишет не так, как учит школьная теория языка, а так, как говорит в жизни он сам... А поскольку он... человек не из ученых, человек простой, прямолинейный, не салонный, – он и говорит соответственным образом».


Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил…

 

Так говорит Пушкин о первых шагах своей музы, о знаменательной сцене на публичном экзамене в лицее, которую он так описывает: «Державин был очень стар. Он был в мундире и плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил: он сидел, поджавши голову рукой: лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвисли... Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен русской словесности. Тут он оживился: глаза заблистали, он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостью необыкновенною. Наконец, вызвали меня. Я прочел мои "Воспоминания в Царском Селе", стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей, когда я дошел до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении: он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли».


Контрольные вопросы

 

  1. Назовите художественные открытия поэта.
  2. Как в стихотворении «Признание» отразились черты характера поэта и его взгляды на жизнь?
  3. Какая главная мысль отражена в оде «Фелица». Против чего выступал поэт?


А.С.Пушкин. Особенности творчества. «Медный Всадник» (вступление). Лирика. «Зимний вечер». «Во глубине сибирских руд…»

Русская литература XIX века

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика