Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Г.Р. Державин. Лирика

Русская литература XVIII века

18.01.2025
1850
0

Г.Р. Державин. Лирика

План урока

  • Слово о Г.Р. Державине
  • Стихотворение «Признание»

Цели урока

  • Знать основные сведения из жизни Г.Р. Державина, особенности его лирики
  • Уметь анализировать лирические произведения

Разминка

  • Что такое «эпоха Просвещения»?
  • В чем заключается теория трех стилей М.В. Ломоносова?
  • Какие жанры относятся к высокому стилю?

Слово о Г.Р. Державине

Рис. 1. В. Боровиковский. Г.Р. Державин. 1811.

Гавриил Романович Державин (1743–1816)

 

Имя Гавриила Романовича Державина не раз упоминал в своих стихах А.С. Пушкин. В стихотворении «К другу стихотворцу» есть следующие строки:

 

Хорошие стихи не так легко писать...

Меж тем, как Дмитриев, Державин, Ломоносов,

Певцы бессмертные, и честь, и слава россов,

Питают здравый ум и вместе учат нас...

 

Главное в поэзии М.В. Ломоносова – гражданственность, вера в великое будущее России и ее народа – было подхвачено и развито Г.Р. Державиным.

 

Гавриил Романович Державин родился в Казанской губернии в небогатой дворянской семье. Родители поэта, небогатые мелкопоместные дворяне, не мечтали ни о славе, ни о роскоши для сына. Отец поэта служил в разных гарнизонных полках, и раннее детство Г.Р. Державина прошло в разъездах. Оно напоминает во многом детство И.А. Крылова: его первой учительницей была мать, рано умер отец, так же много мытарств выпало на долю матери с сыном. Наделенный той же выносливостью вышел в путь человек с врожденным умом и талантом.

 

Обучался он в казанской гимназии, окончить которую не удалось. В 1762 году прибыл в Преображенский полк, через 10 лет был произведен в прапорщики. Стихи писал уже давно. Но настоящая поэтическая работа началась в Петербурге, когда в 1777 году он был переведен в статскую службу.

 

Г.Р. Державин был назначен правителем сначала Олонецкой, затем Тамбовской губернии. Решительность, с которой он преследовал злоупотребления, прямой и крутой нрав часто мешали его служебной карьере. В 1791 году Екатерина II сделала его кабинет-секретарем, но вскоре перевела в сенаторы.

 

Воцарившийся на престоле Павел I в 1798 году призвал его на службу и назначил государственным казначеем, но быстро отказался от его услуг. Так же поступил и Александр I, сделавший Г.Р. Державина министром юстиции, но освободивший поэта от этой обязанности через год.

 

Выйдя в отставку, Г.Р. Державин всецело посвятил себя литературным трудам. Державин-гражданин увидел, а Державин-поэт предал позору продажность сильных мира сего, открывших дорогу «злодейству и неправде», и призвал на их голову страшную кару:

 

Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!

(«Властителям и судиям»)

 

 

Новое содержание поэзии требовало новых форм выражения. Соединяя слова «высокие» и «низкие» не только в рамках одного произведения, но и ставя их часто рядом, добиваясь при этом художественной выразительности, поэт открывал дорогу развитию реалистического языка. Художественные открытия поэта обогатили русскую поэзию и преобразовали ее.

 

В отставке поселился в своем имении Званка в Новгородской губернии. В последние годы своей жизни занимался литературной деятельностью. Г.Р. Державин скончался в 1816 году. Чувствуя себя последнее время плохо, он тем не менее продолжал оставаться на ногах и вел привычный образ жизни.

 

Стихотворения Г.Р. Державина отличаются от стихов М.В. Ломоносова. Впервые в русской поэзии высокий штиль был заменен ясным, народным, понятным языком. 

 

Поэтическое творчество Г.Р. Державина обширно, в основном представлено одами. Среди них можно выделить следующие типы:

  • гражданские,
  • победно-патриотические,
  • философские,
  • анакреонтические.

 

Гражданские оды Г.Р. Державина адресованы лицам, наделенным политической властью: монархам, вельможам. Их пафос не только хвалебный, но и обличительный, вследствие чего некоторые из них В.Г. Белинский называет сатирическими. К лучшим одам из этого цикла относится «Фелица», посвященная Екатерине II.

 

Положение придворного вельможи и светского человека обязывало поэта иногда сочинять хвалебные стихи. Своё недовольство этим и желание свободы творчества поэт выразил в коротком стихотворении «На птичку»:

 

Поймали птичку голосисту
И ну сжимать её рукой.
Пищит бедняжка вместо свисту,
А ей твердят: «Пой, птичка, пой!»


  1. Почему Г.Р. Державину не удалось долго продержаться на государственно службе?
  2. В чём проявилось новаторство Г.Р. Державина в литературе?


Стихотворение «Признание»

Стихотворение «Признание» было написано в 1807 году. Выдержано оно в лучших традициях классицизма, и в нем автор открыто говорит о своей жизни и достижениях в литературном творчестве.

 

Тема – анализ прожитой жизни, подведение итогов. Лирический герой, к которому близок сам автор, словно со стороны оценивает свое творчество, поступки. Он сравнивает себя с близким окружением, дает оценку собственной нравственной позиции, которой придерживался на протяжении всей жизни.

 

Стихотворение относится к философской лирике, так как Г.Р. Державин размышляет о смысле человеческой жизни, об основных жизненных принципах, которым должен следовать каждый.

 

Произведение можно разделить на три условные части:

  • 1 часть. Лирический герой признается в том, что он никогда не умел «важным чином надуваться». Все, что он ценил в людях и старался развивать в себе, – это искренность, честность, душевность.
  • 2 часть. Лирический герой делает особый акцент на честности и отсутствии лицемерия при написании своих произведений. Самое главное для него – верой и правдой служить Отчизне, смело говорить правду в глаза народу и самым высокопоставленным вельможам.
  • 3 часть. В финальной части лирический герой признается, что он далеко не идеальный человек и подвержен слабостям. Однако в этом мире нет людей идеальных, безгреховных. Нужно лишь стараться жить честно, по совести.

 

Разрушение жанровой иерархии, соединение «высокого» и «низкого», серьезного и шутливого осуществлялось в поэзии Г.Р. Державина за счет «вторжения» в нее просторечных слов и выражений. Поэт опирался не на правила, а на разговорную речь. «Державин, – указывал Г.А. Гуковский, – пишет не так, как учит школьная теория языка, а так, как говорит в жизни он сам... А поскольку он... человек не из ученых, человек простой, прямолинейный, не салонный, – он и говорит соответственным образом».


  1. Определите размер, которым написано стихотворение Г.Р. Державина «Признание».
  2. Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт в стихотворении?
  3. К какому виду лирики относится стихотворение «Признание»?
  4. Каким жизненным принципам старался следовать лирический герой стихотворения?


Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил…

 

Так говорит А.С. Пушкин о первых шагах своей музы, о знаменательной сцене на публичном экзамене в лицее, которую он так описывает: «Державин был очень стар. Он был в мундире и плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил: он сидел, поджавши голову рукой: лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвисли... Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен русской словесности. Тут он оживился: глаза заблистали, он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостью необыкновенною. Наконец, вызвали меня. Я прочел мои "Воспоминания в Царском Селе", стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей, когда я дошел до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении: он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли».


Контрольные вопросы

 

  1. Назовите художественные открытия поэта.
  2. Как в стихотворении «Признание» отразились черты характера поэта и его взгляды на жизнь?
  3. В чем необычность языка стихотворения «Признание»?


Предыдущий урок
М.В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…» (1747 г.)
Русская литература XVIII века
Следующий урок
Ю.П. Казаков. «Тихое утро»
Великая Отечественная война
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение

    Информатика

  • М. Горький. «Детство»

    Литература

  • М.Ю. Лермонтов. Лирика

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке