Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

М.В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…»

Русская литература XVIII века

М.В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…»

 

План урока

  • Жизнь и творчество Михаила Васильевича Ломоносова
  • К статуе Петра Великого
  • Ода на день восшествия… (1747 год)

План урока

  • Знать: биографию М. В. Ломоносова, понятие о жанре оды

Вступление

Многими славными именами по праву гордится Россия, но имя Михаила Васильевича Ломоносова стоит особняком. Он по истине был одним из выдающихся интеллектуальных деятелей XVIII века. Изменения, происшедшие в начале эпохи в общественной жизни страны и в сознании русских людей, требовали нововведений и в литературе. Наиболее ярко и последовательно они выразились в деятельности ученого и поэта Михаила Васильевича Ломоносова, которого Белинский назвал «Петром Великим русской словесности».

 

Жизнь и творчество Михаила Васильевича Ломоносова

 

Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинская Куростровской волости Двинского уезда Архангельской области в крестьянской зажиточной семье. Крепостного права Русский Север не знал, трудолюбивые поморские крестьяне активно занимались промыслами, промышленником был и отец Ломоносова, Василий Дорофеевич. Мать Ломоносов потерял рано (она умерла примерно в 1720 г.), с мачехами (а их было две: вторая жена Василия Дорофеевича вскоре после брака умерла, и хозяин женился в третий раз) у мальчика отношения не складывались. С детских лет Ломоносов начал помогать отцу в его предприятиях и побывал во многих северных городах. Впечатления от северорусской жизни глубоко врезались в сознание Ломоносова. И не одни впечатления внешние, от поездок и промыслов: Север повлиял и на культурный облик отрока – точнее сказать, именно он его и сформировал.

 

Уже в детские годы он выучился грамоте, умел читать и писать. В декабре 1730 года без ведома отца ушел в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Крестьяне не получали в нее доступа, но Ломоносов скрыл свое низкое происхождение. За пять лет он прошел восьмилетний курс обучения, овладел латынью и успешно усвоил другие науки. В 1736 году после завершения обучения он был послан в Германию для изучения механики, физики, химии, горного дела и языков, в июне 1741 года вернулся в Петербург.

 

В Германии Ломоносов провел около четырех с половиной лет. Домой он отправился (из Любека) лишь в июне 1741 году женатым человеком: он женился на Елизавете Христине Цильх.

 

По возвращении домой, в Россию, закончились и ученические годы Ломоносова, и годы его странствий: из Петербурга и его окрестностей Ломоносов выезжал редко и ненадолго. Началась пора созидания.

 

Смыслом жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины. Тем же пафосом просвещения проникнута его филологическая и поэтическая деятельность. Многостороннее дарование ученого проявилось в этих областях с исключительной силой и подлинным новаторством. В 1757 году Ломоносов написал предисловие к собранию сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», в котором изложил знаменитую теорию «трех штилей»: 

 

  1. «Высокий» – церковно-славянские слова и русские
  2. «Средний» – русские слова с небольшой примесью церковно-славянских
  3. «Низкий» – русские слова разговорного языка с добавлением простонародных и малого числа церковно-славянских.

Каждому «штилю» соответствуют свои жанры: «высокому» героические поэмы, оды, трагедии, «среднему» – драмы, сатиры, эклоги, дружеские письма, элегии, «низкому» – комедии, эпиграммы, песни, басни.

 

Ломоносов вступил в литературу в тот момент, когда древняя русская письменность, связанная с церковнославянским языком, с устоявшейся системой жанров, уходила в прошлое, а на смену ей шла новая светская культура. В связи с обмирщением сознания основой литературного языка становился русский язык. Ломоносов написал первую «Российскую грамматику» (1757), которая открывалась восторженным дифирамбом русскому языку: «Карл пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятельми, италиянским с женским полом говорить прилично... Но если бы он российскому языку был искусен, то... нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверьх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

 

Заслуги Ломоносова были признаны за границей – он был избран почетным членом Стокгольмской и Болонской академий наук. Однако напряженная работа истощала силы немолодого уже человека. В марте 1765 года Ломоносов тяжело простудился и скончался 4 апреля, не завершив многих начинаний и не успев реализовать множество идей. Эти идеи впоследствии реализовывались российской наукой на протяжении более чем 100 лет.

 

Пожалуй, самый известный почитатель таланта Ломоносова – А. С. Пушкин. Однажды писал: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

 

К статуе Петра Великого

 

Петр I всегда был для Ломоносова идеалом государя: он был, прежде всего, работником на благо России. Ломоносов ценил в императоре то, что он «царствуя служил», «свои законы сам примером утвердил», «монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки» (Петр, под видом простого офицера обучался в Голландии корабельному делу). Также Ломоносов относит к великим деяниям то, Петр I «строил град», «художников сбирал и обучал солдат». Ломоносов посвятил Петру и Полтавской битве огромное мозаичное полотно, которое было ярким художественным произведением.

 

Отливка статуи была выполнена в 1745–1747 годах. Однако памятник не был установлен и хранился на складах Канцелярии строений. Памятник красив по силуэту и благодаря высокому цоколю выделяется на фоне неба. Светлый оттенок мрамора пьедестала контрастирует с темной бронзой монумента. Пьедестал памятника, облицованный олонецким мрамором белого, розового и зеленого оттенков, украшен бронзовыми барельефами «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте», а также аллегорической композицией с трофеями.

 

Надписи «К статуе Петра Великого» были написаны Ломоносовым в период с 1743 по 1747 годы. Впервые надписи «К статуе Петра Великого» были изданы в корпусе «Собрания разных сочинений в стихах и прозе Михайла Ломоносова» в 1751 году.

 

Ломоносов намеревался поместить первую надпись «непосредственно под статуей, а четыре остальных на четырех сторонах пьедестала», но это маловероятно, поскольку все надписи слишком пространны. Скорее, они могли украшать гравюру с изображением памятника. Такая гравюра была отпечатана в 1753 году. Это «План столичного города Санкт-Петербурга», но никакой надписи на ней не значится. Надписи Ломоносова отражают разные этапы работы над памятником и постаментом, которому придавалось большое значение.

 

Смысл изложенного текста, изобилующего сложными распространенными предложениями, трудно понять без объяснения ряда слов и оборотов.  Мафусаил – библейский персонаж, прославившийся долголетием. Его имя стало нарицательным и стало обозначать долгожителя. Стихотворение «К статуе Петра Великого» написано Ломоносовым в высоком штиле. В стихотворении поэт использовал много старославянизмов, устаревших слов. Именно такая лексика, по мнению Ломоносова, должна придавать произведению торжественность.

 

                                 Покрытый флотом понт, среди волн грады новы

                                 И прочие дела увидев смерть Петровы

                                 Рекла: «Сей человек предел мой нарушил

                                 И доле в мире сем Мафусаила жил.

  

Устаревшая частица «се» употребляется в значении «вот», местоимение «сей» – в значении «этот», «един от смертных» имеет значение «единственный из смертных», «Россы» – обобщенное название подданных Российской империи (как и Перс, Турок, Гот, Сармат – обобщенные названия исконных народов других госуларств), «претит» – «запрещает, препятствует», «сносил (переносил, выдерживал) труды», «гласит» (говорит, провозглашает).

 

Образ же самого Петра поэт превозносит и доводит его чуть ли не до уровня Бога: «Но в жизнь его уже за бога почитали».

 

Он подчеркивает сильный дух, волевой характер, принципиальность, трудолюбие и многие другие положительные качества первого Императора Российской Империи:

 

                                 Се образ изваян премудрого героя,

                                 Что, ради подданных лишив себя покоя,

                                 Последний принял чин и царствуя служил,

                                 Свои законы сам примером утвердил,

                                 Рожденны к скипетру простер в работу руки,

                                 Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.

                                 Когда он строил град, сносил труды в войнах,

                                 В землях далеких был и странствовал в морях,

                                 Художников сбирал и обучал солдатов,

                                 Домашних побеждал и внешних сопостатов;

                                 И, словом, се есть Петр, отечества Отец.

                                 Земное божество Россия почитает,

                                 И столько олтарей пред зраком сим пылает,

                                 Коль много есть ему обязанных сердец.

 

Это произведение является попыткой увековечить бессмертный лик одного из главных героев не только своего времени, но и своей страны, всю красоту его души, которую невозможно передать созданием каменной бездушной статуи, как это признает сам поэт: «Но если бы его душевны красоты изобразить могло притом раченье наше, то был бы образ сей всего на свете краше». Таким образом, Ломоносов стремился передать словами то, что невозможно уловить лишь по чертам лица, так как поставить памятник такому человеку – это слишком малая благодарность за то, что он сделал.

 

«Одна на день вошествия…» (1747 год)

 

Ода – наиболее важный жанр в литературе XVIII века. Тогда считалось, что поэзия должна служить во благо государства, а не выражать чувства и мысли отдельного человека. Оды обычно были очень объемными, предназначались для громкого и торжественного чтения в зале. Для одического стиля Ломоносова характерны высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приемов (обращение, риторический вопрос). «Ода на день восшествия...» – не столько прославление Екатерины, сколько изложение программы действий идеального монарха. Ломоносов верил в то, что новая императрица действительно будет продолжательницей дел своего великого отца – Петра I.

 

В 1747 году Елизавета утвердила новый устав и новые штаты Академии наук, вдвое увеличила ее финансирование. В этом же году русское правительство собиралось вступить в войну на стороне Австрии, Англии и Голландии, воевавших тогда против Франции и германских государств. Эти обстоятельства и определяют содержание оды Ломоносова. Он приветствует Елизавету как поборницу просвещения, восхваляет мир и тишину как залог преуспевания наук. Свои основные мысли Ломоносов развивает в строгом и стройном плане. Ода начинается вступлением, содержащим хвалу тишине – мирным временам, которые способствуют процветанию государства и благополучию народа:

 

                                 Царей и царств земных отрада,

                                 Возлюбленная тишина,

                                 Блаженство сел, градов ограда,

                                 Коль ты полезна и красна!

                                 Вокруг тебя цветы пестреют

                                 И класы на полях желтеют;

                                 Сокровищ полны корабли

                                 Дерзают в море за тобою;

                                 Ты сыплешь щедрою рукою

                                 Свое богатство по земли.

 

В следующих строках строках поэт также обращает внимание читателей на то, что русская земля способна дать умы, равные тем, «каких зовет от стран чужих!».

 

                                 О вы, которых ожидает

                                 Отечество от недр своих

                                 И видеть таковых желает,

                                 Каких зовет от стран чужих,

                                 О, ваши дни благословенны!

                                 Дерзайте ныне ободренны

                                 Раченьем вашим показать,

                                 Что может собственных Платонов

                                 И быстрых разумом Невтонов

                                 Российская земля рождать.

 

Ломоносов рисует огромные пространства ее державы, дает географически точную картину России с ее морями, реками, лесами и богатейшими земными недрами. Этими огромными богатствами страны нужно овладеть и обратить их на пользу государства и народа. Сделав это могут люди науки, ученые. Он дает понять, что Россия богата не только природными ресурсами, но и талантливыми людьми. Естественным продолжением оды становятся строки:

 

                                 Науки юношей питают,

                                 Отраду старым подают,

                                 В счастливой жизни украшают,

                                 В несчастной случай берегут;

 

Читая эти строки, нельзя не согласиться с автором. Не имея знаний, человек не способен развиваться духовно, поэтому, воспевая науку, автор воспевает и человеческую душу. Наука и знание связывают не только поколения, но и народы. Знание – основополагающий принцип всего.

 

Ода Ломоносова есть нечто большее, чем просто литературное произведение – это послание. Послание не только императрице и современникам, но и потомкам. Прекрасный пример того, что потомки следовали его заветам, – государственный университет имени Ломоносова.


Контрольные вопросы

 

  1. Какие стихи Ломоносова вы знаете? Как они связаны с его биографией и научной деятельностью?
  2. Какие достоинства Петра отмечает поэт?
  3. К чему Ломоносов призывает молодых соотечественников в оде «На день восшествия...»?
  4. Почему А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «первым нашим университетом»?
  5. Какие черты характерны для жанра оды?


Задание

 

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам «от недр», «дерзайте», «ободренны», «раченье», «Платон», «Невтон», «случай», «утеха», «пользовать».


Г.Р. Державин. Лирика

Русская литература XVIII века

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика