Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Е.И. Носов. «Кукла», «Живое пламя»

Великая Отечественная война

18.01.2025
1807
0

Е.И. Носов. «Кукла». «Живое пламя»

План урока

  • Слово об Е.И. Носове
  • Рассказ «Кукла»
  • Рассказ «Живое пламя»

Цели урока

  • Знать биографию Е.И. Носова, особенности его творчества
  • Уметь анализировать художественные тексты

Разминка

  • Какие произведения о Великой Отечественной войне вам знакомы?
  • Как вы понимаете выражение «душа глуха»?

Слово о Е.И. Носове

Евгений Иванович Носов (1925–2002) 

 

Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в поселке Толмачево Курской губернии. Отец его был высокопрофессиональным кузнецом, мать – домохозяйкой. Между членами семьи царило взаимное уважение и взаимовыручка. Привычка помогать выработалась у Носова с детства. Поскольку семья жила небогато, он с ранних лет занимался сбором целебных трав, ягод, ловил рыбу, чтобы помочь отцу прокормить немалочисленное семейство.

 

В 1933 году мальчик поступил в первый класс одной из Курских школ. Учился он неплохо, но начавшаяся война не позволила ему продолжать обучение. Фашистские войска оккупировали город, и Евгений с матерью и младшей сестренкой чудом смогли укрыться в Толмачеве. В осенний призыв 1943 года Евгений ушел на фронт. Е.И. Носов попал в артиллерийскую батарею и отважно сражался наравне с другими бойцами. В одном из боев его все-таки настигла пуля, Евгений получил тяжелое ранение. Весть о Победе застала его в госпитале.

 

В середине 1945 года Е.И. Носов вернулся на родину. Встреча с родными, которую он так часто он себе представлял, оказалась совсем иной. Атмосфера в доме была напряженной. Отец, также вернувшийся с фронта с тяжелым ранением, не смог восстановиться и оказался нетрудоспособным. Ему приходилось буквально придумывать, как прокормить семью.

 

Евгений экстерном сдал экзамены за десятый класс и уехал в казахстанский город Талды-Курган. Вскоре он женился и устроился на работу в областную газету художником-оформителем. В 1951 году вернулся в Курск и начал работать в редакции газеты «Молодая гвардия».

 

В 1957 году — первая публикация: рассказ «Радуга». В 1958 году выходит его первая книга рассказов «На рыбачьей тропе».

 

С 1956 по 1962 год в журналах «Новый мир», «Наш современник», «Огонек» одно за другим печатаются произведения Е.И. Носова. Отдельным изданием выходит сборник «Тридцать зерен». Этот период творчества явил на свет множество коротких рассказов, посвященных рыбакам и природе в целом. Некоторые исследователи творчества писателя считают произведения этого этапа автобиографическими.

 

За выдающиеся заслуги в развитии советской литературы и плодотворную общественную деятельность Евгению Ивановичу Носову в 1990 году присвоено звание Героя Социалистического Труда.

 

Писатель умер 14 июня 2002 года.


  1. Каким ремеслом занимался отец писателя?
  2. Что характерно для произведений Е.И. Носова в период с 1956 по 1962 год? Какой профессии посвящены эти рассказы?


Рассказ «Кукла»

Рис. 1. И. Пчелко. «Кукла».

В 1959 году Е.И. Носов написал ставший впоследствии широко известным рассказ «Кукла». Изначально рассказ назывался «Акимыч» – по имени главного героя. 

 

Тема войны в произведениях Е.И. Носова звучит нередко, хотя и отрывочно, фрагментарно: то в воспоминаниях фронтовиков, то в обстоятельствах их сегодняшней жизни, как бы за пределами сюжета. Воспоминание о военных событиях в рассказе «Кукла» занимает несколько строк: «Тогда же выяснилось, что мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии, участвовали в «Багратионе», вместе ликвидировали Бобруйский, а затем и Минский котлы, брали одни и те же белорусские и польские города. И даже выбыли из войны в одном и том же месяце. Правда, госпиталя нам выпали разные: я попал в Серпухов, а он – в Углич».

 

Главный герой рассказа – одинокий нелюдимый старик. Акимыч был тяжело ранен в бою, контужен. Для него контузия не прошла бесследно. Когда он начинал сильно волноваться, то терял способность говорить. Именно в такой момент встретил рассказчик Акимыча. Этот повидавший ужасов войны человек не очерствел душой. Напротив – стал сострадательным, чутким к жестокости и безобразию.

 

Объяснить Акимыч ничего не мог, но привел рассказчика к школьной ограде: «В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой».

 

Взгляд его привлекает сломанная, изуродованная кукла, валяющаяся в грязном овраге. Показывая ее читателю глазами Акимыча, автор олицетворяет куклу с человеком, которого также можно растоптать, унизить, уничтожить.

 

Поэтому и хоронит ее Акимыч по-человечески. Он воспринимает ее не как неодушевленную игрушку, а видит в ней то, чего не замечают другие – что-то живое и близкое. Старик, повидавший на своем веку немало людских страданий, видевший раненых и убитых во время войны, не может понять, кому было нужно так издеваться над ни в чем не повинной, дорогой кому-то игрушкой. Он не может спокойно смотреть на равнодушие людей, и хоронит куклу, глубоко вздыхая и думая о чем-то своем.

 

Таким образом, Евгений Носов предлагает читателю «кинуть взор вокруг себя» и посмотреть на то, что он уже уничтожил — песчаные излучины, омут, где жила рыба, берега, которые покрылись илом и заросли обильной травой, силу которой дают удобрения, сносимые дождями с полей. И подумать о том, что нужно сделать, чтобы сохранить то, что еще осталось! С человеческой душой будет потруднее: не камень — не обточишь, не трава — не вырубишь, жестокость, отсутствие милосердия, сострадания. Но бездействие пагубно: сорняк растет быстро.

 

В произведении можно выделить две основные темы: экологическую и нравственную. Экологическая тема раскрывается в первой части рассказа – описание реки Сейм и её обмеления. Во второй части рассказа раскрывается нравственная тема – история с изуродованной куклой. Обе темы объединены общей идеей – всему виной человеческая черствость, безразличие.

 

Экологическая катастрофа в первой части объясняется человеческим равнодушием, что следует из второй части. Кукла – не случайно испорченная ребенком игрушка, а специально изуродована взрослым. Такой человек, надругавшийся над куклой, сможет надругаться и над человеком – это главная мысль рассказа.


  1. Какой след в жизни Акимыча оставила война?
  2. Согласны ли вы с идеей Е.И. Носова, высказанной в рассказе «Кукла»?
  3. Какие чувства вызывает этот рассказ?


Особенности рассказа «Живое пламя»

Рассказ «Живое пламя» написан в 1958 году. Е.И. Носов выбрал достаточно поэтичный образ красивого цветка. Маки – невероятно яркие цветы, притягивающие внимание. Их бутоны внезапно «вспыхивают» и также внезапно «затухают». Отвести от них взгляд сложно. Именно маки в произведении Евгения Носова ассоциируются с дыханием жизни. 

 

Сюжет рассказа незамысловат. В нем два героя: тетя Оля, пережившая страшную трагедию – потерю любимого сына – и безымянный герой-рассказчик. Повествование ведется от первого лица. Герой, не сказав тете Оле ничего, высадил на ее клумбе маки. Женщине не нравились эти цветы. По ее мнению, маки быстро увядали.

 

«Живое пламя» – это метафора войны. Смысл заглавия произведения заключается в том, что наша жизнь, несмотря на проблемы, горе, тревоги, наполнена радостью, счастьем, приятными моментами. Кажется, простая клумба с маками. Но она принесла много пользы и положительных эмоций женщине, которая потеряла самого близкого человека – сына.

 

Они напоминали ей жизнь, которая также угасает. Но когда посаженные семена выросли, зацвели, тетя Оля не могла насмотреться на яркое живое пламя. Клумба каждый день поднимала ей настроение, наполняя ее существование невероятными эмоциями. 

 

«Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться – сразу опалят!»

 

В рассказе автор сравнивает недолгую, но яркую жизнь цветка с судьбой сына тети Оли, Алексея. Идея произведения – жизнь быстротечна, но прожить ее нужно «без оглядки, в полную силу».


Найдите метафоры, которые использует автор в рассказе при описании маков?


Творчество Е.И. Носова характеризуется тонким восприятием мира, любовью к простому крестьянскому труду, жизнью в согласии с природой. Такая самобытность позволяет поставить писателя в один ряд с И.С. Тургеневым, Н.С. Лесковым, И.А, Буниным.


Контрольные вопросы

 

  1. Как вы думаете, почему Е.И. Носов переименовал рассказ «Кукла»?
  2. Как связаны события в рассказах с воспоминаниями о войне?


Предыдущий урок
А.Т. Твардовский. Лирика
Великая Отечественная война
Следующий урок
Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади»
Великая Отечественная война
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Умножение одночлена на многочлен

    Алгебра

  • Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. Эталон килограмма

    Физика

  • М.Ю. Лермонтов. Лирика

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке