Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади»

Великая Отечественная война

15.01.2025
1678
0

Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади»

План урока

  • Слово о Ф.А. Абрамове
  • Рассказ «О чём плачут лошади»

Цели урока

  • Знать: биографию Ф.А. Абрамова, особенности рассказа «О чем плачут лошади»
  • Уметь анализировать прозаическое произведение

Разминка

Как вы понимаете термин «деревенская проза»?

Слово о Ф.А. Абрамове

Абрамов Федор Александрович (1920–1983)

 

Биография писателя берет свое начало в деревеньке Веркола, что находится в Архангельской области. Фёдор Александрович Абрамов родился 29 февраля 1920 в селе Веркола Архангельской губернии в многодетной семье. Глава семейства Абрамовых, Александр Степанович, зарабатывал на жизнь извозом в областном центре, а мать Степанида Павловна была крестьянкой староверческого толка.

 

Большой трагедией для семьи Абрамовых стала смерть кормильца через год после рождения пятого ребенка – Федора. Соседи считали семью обреченной, но за 10 лет Ф.А. Абрамовы смогли радикально поправить свое положение и забыли о голоде. Сам Федор начал косить сено уже в 6-летнем возрасте.

 

В 1938 году с отличием окончил среднюю школу и без экзаменов был зачислен на филологический факультет Ленинградского университета.

 

В начале Великой Отечественной войны Ф.А. Абрамов записался добровольцем в формируемое ополчение. Он был зачислен пулеметчиком в 337 артиллерийско-пулеметный батальон. В начале осени 1941 года получил пулевое ранение в руку, но за короткое время оправился от ранения и вернулся в строй. В один из ноябрьских дней того же года одной пулей ему перебило одновременно две ноги.

 

Согласно краткой биографии Ф.А. Абрамова, зиму 1941–1942 годов провел в окруженном фашистами Ленинграде, откуда был эвакуирован в апреле 1942 года.

 

Сразу после войны вернулся к учебе и в 1948 году с отличием окончил филологический факультет Ленинградского государственного университета. Поступил в аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию.

 

С 1960 года становится профессиональным писателем. Много славных произведений Ф.А. Абрамов посвятил сельской жизни: «Пелагея», «Безотцовщина», «Деревянные кони».  

 

Большое количество произведений Фёдора Абрамова с трудом проходили цензуру и редко шли в многотиражную печать, потому что показывали всю правду деревенской жизни. Его произведения критиковали, но писатель продолжал работать и публиковать свои произведения.

 

В 1975 году получил Государственную премию СССР. В 1980 году получил орден Ленина, и вместе с ним всеобщее признание.

 

Умер Фёдор Абрамов 14 мая 1983 года в Ленинграде.

 

В своих произведениях писатель без прикрас показывает правду деревенской жизни, поэтому его творчество можно отнести к «деревенской прозе».


Деревенская проза — направление в русской литературе 1950—1980-х годов. В произведениях описывалась современная деревенская жизнь и ее ценности.

 

Течение началось с описания колхозной жизни – наиболее распространенной в те времена формы предприятий сельскохозяйственного производства.

 

Произведения деревенской прозы имеют огромное значение для сохранения национально русской культуры и исторической памяти.


Творчество Федора Абрамова принадлежит к реализму.


Реализм — направление в литературе и искусстве, которое стремилось к правдивому воспроизведению действительности в её типичных чертах.

 

В 20 веке появилось отдельное направление – социалистический реализм. Термин появился в 1932 году. Направление стало основным методом советской художественной литературы. Ставило задачей идейную переделку и воспитание в духе социализма.


  1. Каким было детство писателя?
  2. За что критиковали творчество Ф.А. Абрамова?


Рассказ «О чем плачут лошади»

Рис. 1. А. Саврасов. Ночное. 1871.

Самый большой сборник рассказов Ф.А. Абрамова для школьников называется «О чем плачут лошади». Жизнь и творчество писателя — это рассказ о проблемах деревни, о человеке – труженике. Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в данном рассказе, являются одними из главных в русской классической литературе. 

 

Рассказ написан в 1973 году. Повествование ведется от первого лица. Читатель воспринимает историю глазами мальчика, который любит лошадей и часто приходит их кормить. Он знает все до мелочей о жизни этих животных, тонко чувствует их натуру, пытается понять, о чем они думают.

 

В какой-то момент, автор перешагивает фантастический рубеж, и лошадь… начинает говорить. Сказочный прием так естественен в произведении, что воспринимается, как реальность.

 

В рассказе по-особому раскрыта тема природы и человека, их взаимоотношений. Лошади плачут оттого, что люди перестали ценить их, заботиться о животных. В тексте упоминается история о коне, которого звали Карько, – он наравне с людьми служил в годы войны. Лошади всегда были преданы человеку, но настало время – и люди забыли об этом. Неухоженные, голодные, измученные работой лошади всех мастей смотрят в глаза повествователя, надеясь узнать, почему так вышло.

Важное место в рассказе отводится описанию природу и ностальгии по детским впечатлениям.

 

«Всякий раз, когда я спускался с деревенского угора на луг, я как бы вновь и вновь попадал в свое далекое детство – в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек и, конечно же, в мир лошадей, которые паслись на привязи, каждая возле своего кола».

 

Природа ассоциируется с детством – самым чудесным временем в жизни. Уважительное отношение к природе, единство существования с нею утверждается как норма жизни людей.

 

Человек стал далек от земли, природы, потерял исконную многовековую связь с ней. А это означает, что безвозвратно потеряны былые ценности. Остались лишь воспоминания и песни о тех временах, когда люди соблюдали негласные законы, жили в ладу с природой. Раньше лошади предано служили человеку, помогали ему в работе, использовались как транспортное средство, поэтому они очень ценились. Сейчас, с развитием современных технологий, лошади стали не нужны. Люди позабыли о том, как преданы им были эти животные.

Писатель раскрывает в рассказе следующие проблемы:

  • Проблема небрежного, даже жестокого отношения к домашним животным. Лошади в рассказе содержатся в нечеловеческих условиях, они заморенные и павшие духом.
  • Проблема предательства. Человек предал лошадей, которые служили ему веками верой и правдой, променял их на технику и выкинул на задворки жизни за ненадобностью.
  • Проблема горькой правды. Герой не смог сказать лошадям, что действительно в прошлом они жили лучше. Не подумал или не сообразил, что мог своим ответом взбодрить лошадей, подарить им надежду. Потому что знать о том, что не всегда было так плохо, уже значит обрести веру в то, что не всегда так плохо будет.
  • Проблема конфликта со своей совестью. Герой понимает, что люди относятся к лошадям неправильно, и испытывает муки совести оттого, что и сам ничего не делает, чтобы исправить эту ситуацию.

 

Таким образом, во времена коллективизации стали обрабатывать поля трактором, грузы перевозили на машинах, и лошади стали почти не нужны в хозяйстве. Лошадь вызывает у автора острое чувство жалости. Потому что это не бездушный механизм, каким является трактор. Человек приручил лошадь, она тысячелетиями была верным другом и помощником человека, и вот теперь лошади оставлены без ухода. Получается, что человек предал существа, которые он сам же приручил.

 

Рассказ Ф.А. Абрамова обращен к нам, людям, живущим сегодня. Автор призывает заботиться о тех, кого мы когда-то приручили. Забота о тех, кто нуждается в помощи и защите, способна возвысить душу, освободить совесть от оков и сделать человека счастливым.


  1. Сравните жизнь лошадей и крестьян-хозяев. Чем они похожи и различны? Какой приём использует автор, противопоставляя эти образы?
  2. Какие чувства вызывают лошади у героя произведения?
  3. Почему рассказчик не сказал Рыжухе правды о хорошей жизни лошадей?


Фёдор Абрамов необыкновенно ярко изобразил прелести русской природы. Читая рассказ «О чем плачут лошади», читатель буквально вдыхает аромат трав, слышит, как порхают бабочки и летают стрекозы, чувствует, как лошади касаются нас мягкими и теплыми губами.

 

Рассказ затрагивает чрезвычайно важную и острую тему. В этом произведении автор рассуждает о нужности, полезности человека и всякого живого существа, занимающего какое-то место в жизни.


Контрольные вопросы

 

  1. Как вы думаете, почему автор назвал рассказ «О чем плачут лошади»?
  2. Кто из писателей поднимал в своем произведении подобную проблему?


Предыдущий урок
Г.Р. Державин. Лирика
Русская литература XVIII века
Следующий урок
Ю.П. Казаков. «Тихое утро»
Великая Отечественная война
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Предлог как часть речи. Разряды предлогов

    Русский язык

  • Преобразование целого выражения в многочлен

    Алгебра

  • Тождества. Тождественные преобразования выражений

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке