- Слово о Ф.А. Абрамове
- Рассказ «О чём плачут лошади»
- Знать: биографию Ф.А. Абрамова, особенности рассказа «О чем плачут лошади»
- Уметь анализировать прозаическое произведение
Как вы понимаете термин «деревенская проза»?
Слово о Ф.А. Абрамове
Абрамов Федор Александрович (1920–1983)
Биография писателя берет свое начало в деревеньке Веркола, что находится в Архангельской области. Фёдор Александрович Абрамов родился 29 февраля 1920 в селе Веркола Архангельской губернии в многодетной семье. Глава семейства Абрамовых, Александр Степанович, зарабатывал на жизнь извозом в областном центре, а мать Степанида Павловна была крестьянкой староверческого толка.
Большой трагедией для семьи Абрамовых стала смерть кормильца через год после рождения пятого ребенка – Федора. Соседи считали семью обреченной, но за 10 лет Ф.А. Абрамовы смогли радикально поправить свое положение и забыли о голоде. Сам Федор начал косить сено уже в 6-летнем возрасте.
В 1938 году с отличием окончил среднюю школу и без экзаменов был зачислен на филологический факультет Ленинградского университета.
В начале Великой Отечественной войны Ф.А. Абрамов записался добровольцем в формируемое ополчение. Он был зачислен пулеметчиком в 337 артиллерийско-пулеметный батальон. В начале осени 1941 года получил пулевое ранение в руку, но за короткое время оправился от ранения и вернулся в строй. В один из ноябрьских дней того же года одной пулей ему перебило одновременно две ноги.
Согласно краткой биографии Ф.А. Абрамова, зиму 1941–1942 годов провел в окруженном фашистами Ленинграде, откуда был эвакуирован в апреле 1942 года.
Сразу после войны вернулся к учебе и в 1948 году с отличием окончил филологический факультет Ленинградского государственного университета. Поступил в аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию.
С 1960 года становится профессиональным писателем. Много славных произведений Ф.А. Абрамов посвятил сельской жизни: «Пелагея», «Безотцовщина», «Деревянные кони».
Большое количество произведений Фёдора Абрамова с трудом проходили цензуру и редко шли в многотиражную печать, потому что показывали всю правду деревенской жизни. Его произведения критиковали, но писатель продолжал работать и публиковать свои произведения.
В 1975 году получил Государственную премию СССР. В 1980 году получил орден Ленина, и вместе с ним всеобщее признание.
Умер Фёдор Абрамов 14 мая 1983 года в Ленинграде.
В своих произведениях писатель без прикрас показывает правду деревенской жизни, поэтому его творчество можно отнести к «деревенской прозе».
Деревенская проза — направление в русской литературе 1950—1980-х годов. В произведениях описывалась современная деревенская жизнь и ее ценности.
Течение началось с описания колхозной жизни – наиболее распространенной в те времена формы предприятий сельскохозяйственного производства.
Произведения деревенской прозы имеют огромное значение для сохранения национально русской культуры и исторической памяти.
Творчество Федора Абрамова принадлежит к реализму.
Реализм — направление в литературе и искусстве, которое стремилось к правдивому воспроизведению действительности в её типичных чертах.
В 20 веке появилось отдельное направление – социалистический реализм. Термин появился в 1932 году. Направление стало основным методом советской художественной литературы. Ставило задачей идейную переделку и воспитание в духе социализма.
- Каким было детство писателя?
- За что критиковали творчество Ф.А. Абрамова?
Рассказ «О чем плачут лошади»
Самый большой сборник рассказов Ф.А. Абрамова для школьников называется «О чем плачут лошади». Жизнь и творчество писателя — это рассказ о проблемах деревни, о человеке – труженике. Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в данном рассказе, являются одними из главных в русской классической литературе.
Рассказ написан в 1973 году. Повествование ведется от первого лица. Читатель воспринимает историю глазами мальчика, который любит лошадей и часто приходит их кормить. Он знает все до мелочей о жизни этих животных, тонко чувствует их натуру, пытается понять, о чем они думают.
В какой-то момент, автор перешагивает фантастический рубеж, и лошадь… начинает говорить. Сказочный прием так естественен в произведении, что воспринимается, как реальность.
В рассказе по-особому раскрыта тема природы и человека, их взаимоотношений. Лошади плачут оттого, что люди перестали ценить их, заботиться о животных. В тексте упоминается история о коне, которого звали Карько, – он наравне с людьми служил в годы войны. Лошади всегда были преданы человеку, но настало время – и люди забыли об этом. Неухоженные, голодные, измученные работой лошади всех мастей смотрят в глаза повествователя, надеясь узнать, почему так вышло.
Важное место в рассказе отводится описанию природу и ностальгии по детским впечатлениям.
«Всякий раз, когда я спускался с деревенского угора на луг, я как бы вновь и вновь попадал в свое далекое детство – в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек и, конечно же, в мир лошадей, которые паслись на привязи, каждая возле своего кола».
Природа ассоциируется с детством – самым чудесным временем в жизни. Уважительное отношение к природе, единство существования с нею утверждается как норма жизни людей.
Человек стал далек от земли, природы, потерял исконную многовековую связь с ней. А это означает, что безвозвратно потеряны былые ценности. Остались лишь воспоминания и песни о тех временах, когда люди соблюдали негласные законы, жили в ладу с природой. Раньше лошади предано служили человеку, помогали ему в работе, использовались как транспортное средство, поэтому они очень ценились. Сейчас, с развитием современных технологий, лошади стали не нужны. Люди позабыли о том, как преданы им были эти животные.
Писатель раскрывает в рассказе следующие проблемы:
- Проблема небрежного, даже жестокого отношения к домашним животным. Лошади в рассказе содержатся в нечеловеческих условиях, они заморенные и павшие духом.
- Проблема предательства. Человек предал лошадей, которые служили ему веками верой и правдой, променял их на технику и выкинул на задворки жизни за ненадобностью.
- Проблема горькой правды. Герой не смог сказать лошадям, что действительно в прошлом они жили лучше. Не подумал или не сообразил, что мог своим ответом взбодрить лошадей, подарить им надежду. Потому что знать о том, что не всегда было так плохо, уже значит обрести веру в то, что не всегда так плохо будет.
- Проблема конфликта со своей совестью. Герой понимает, что люди относятся к лошадям неправильно, и испытывает муки совести оттого, что и сам ничего не делает, чтобы исправить эту ситуацию.
Таким образом, во времена коллективизации стали обрабатывать поля трактором, грузы перевозили на машинах, и лошади стали почти не нужны в хозяйстве. Лошадь вызывает у автора острое чувство жалости. Потому что это не бездушный механизм, каким является трактор. Человек приручил лошадь, она тысячелетиями была верным другом и помощником человека, и вот теперь лошади оставлены без ухода. Получается, что человек предал существа, которые он сам же приручил.
Рассказ Ф.А. Абрамова обращен к нам, людям, живущим сегодня. Автор призывает заботиться о тех, кого мы когда-то приручили. Забота о тех, кто нуждается в помощи и защите, способна возвысить душу, освободить совесть от оков и сделать человека счастливым.
- Сравните жизнь лошадей и крестьян-хозяев. Чем они похожи и различны? Какой приём использует автор, противопоставляя эти образы?
- Какие чувства вызывают лошади у героя произведения?
- Почему рассказчик не сказал Рыжухе правды о хорошей жизни лошадей?
Фёдор Абрамов необыкновенно ярко изобразил прелести русской природы. Читая рассказ «О чем плачут лошади», читатель буквально вдыхает аромат трав, слышит, как порхают бабочки и летают стрекозы, чувствует, как лошади касаются нас мягкими и теплыми губами.
Рассказ затрагивает чрезвычайно важную и острую тему. В этом произведении автор рассуждает о нужности, полезности человека и всякого живого существа, занимающего какое-то место в жизни.
Контрольные вопросы
- Как вы думаете, почему автор назвал рассказ «О чем плачут лошади»?
- Кто из писателей поднимал в своем произведении подобную проблему?