Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Письменное деление многозначного числа на двузначное с остатком и без

Умножение и деление

Деление на двузначное число. Изменение пробной цифры. Деление на двузначное число, когда в частном есть нули. Решение задач

Цели урока

  • узнаем приемы деления на двузначное число в случае, когда цифра частного находится в результате нескольких проб
  • научимся делить многозначные числа на двузначное число, когда в записи частного есть нули
  • научимся решать задачи, выполняя действия с многозначными числами


Как выполнить деление? 

 

492 : 82                266 : 38                1 872 : 24


Деление многозначного числа на двузначное число

Деление в таком случае выполняется по общему алгоритму. Но не всегда пробная цифра сразу подходит. Ее надо проверять. Разделим 492 на 82. Для этого разделим десятки: 49 разделить на 8, получим приближенно 6. Это пробная цифра, её нельзя сразу записать в частном — сначала надо проверить, подходит ли цифра 6.

 

Умножаем 82 на 6, получится 492, значит, цифра 6 подходит. Теперь её можно записать в частном.

Не всегда пробная цифра сразу подходит, тогда ее заменяют. Разделим 266 на 38. Для этого разделим десятки: 26 : 3, получим 8. Это первая пробная цифра. Проверим, подходит ли цифра 8.

 

Умножим 38 на 8, получим 304. Это больше, чем 266, значит, в частном цифра должна быть меньше, чем 8. 

 

Пробуем, подходит ли цифра 7.

 

Умножаем 38 на 7, получаем 266. Частное — 7.

Встречаются случаи деления, когда в частном получается многозначное число. И одну или несколько цифр находят в результате нескольких проб.

Разделим 1 872 на 24. Первое неполное делимое 187. В частном будет две цифры. Делим десятки: 18 : 2 = 9. Проверяем: 24 · 9 = 216. Это больше, чем 187. Значит нужно подбирать меньшую пробную цифру. Возьмем 8, проверим: 24 · 8 = 192. Это больше, чем 187. Значит нужно подбирать меньшую пробную цифру. Возьмем 7, проверим: 24 · 7 = 168. Это меньше, чем 187. Значит, цифра 7 подходит. Ищем остаток: 187 - 168 = 19. Сносим 2, получаем 192. 


Обратите внимание, при подборе цифры частного помогают предыдущие вычисления. Так, при подборе пробной цифры мы уже получали 192. Для этого умножали на 8. Значит последняя цифра в частном - 8. Ищем остаток: 192 - 192 = 0. Ответ: 78.


Как выполнить деление с остатком? 


Деление многозначного числа на двузначное число с остатком

 

Деление в таком случае происходит по общему алгоритму. Определяем первое неполное делимое, количество цифр в частном, делим, подбирая пробные цифры. Ищем остаток.

 


Как выполнить деление случая: 16 912 : 28


Деление многозначного числа на двузначное число, когда в частном есть нули

 

Такое деление также происходит по общему алгоритму. Если второе и другие неполные делимые меньше делителя, то в частном пишем ноль. Затем сносим следующую цифру. Если в этом случае неполное делимое меньше, то в частном пишем нуль. Сносим еще одну цифру.

 


Как решать задачи с многозначными числами? Зависит ли ход решения от числа?


При решении задач логика рассуждения не зависит от числа. Однотипные задачи решаются одинаково, вне зависимости от того многозначные или однозначные числа используются в задаче.

 

В записи решения задачи следуют такому алгоритму:

  1. записать выражение,
  2. под ним в столбик вычислить значение,
  3. приписать ответ к выражению, записать пояснение.


Упражнение 1

 

Выполните деление с объяснением.

 


Упражнение 2

 

Выполните деление с объяснением. Решение записывайте в тетради, оформляя вычисления столбиком.

 

5 561 : 67                        1 862 : 49 


Упражнение 3

 

Выполните деление с объяснением. Решение записывайте в тетради, оформляя вычисления столбиком. Соедините выражение и результат.

 

           876 · 12  =                        73      

 

         3 791 : 17  =                       967    

 

        14 505 : 15  =                      223    


Упражнение 4

 

Вычислите.

 


Упражнение 5

 

Вычислите значение выражения.

 

12 636 : 27 : 18 


Упражнение 6

 

Запишите условие. Решите задачу.

 

В хозяйстве заготовили для коров 15 216 ц сена из расчёта 24 ц на корову и 10 738 ц сена для телят, по 13 ц на каждого телёнка. Сколько всего коров и телят в хозяйстве?


Упражнение 7

 

Запишите условие. Решите задачу. 

 

Длина водохранилища на 200 км больше его ширины. Поездка на катере с одинаковой скоростью через водохранилище по его длине занимает 30 ч, а по ширине — 20 ч. Найди длину и ширину этого водохранилища.


Выберите, как вы сегодня поработали. Какое у вас настроение после урока?

 


Ответы

Упражнение 1

 

296 : 37 = 8 

162 : 27 = 6

329 : 47 = 7

 

 

Упражнение 2

 

5 561 : 67 = 83

1 862 : 49 = 38

 

 

Упражнение 3

 

 

 

Упражнение 4

 

74 222 : 37 = 2 006     

 

57 816 : 72 = 803           

 

 

Упражнение 5

 

12 636 : 27 : 18 = 26

 

 

Упражнение 6

 

На 1 животное

Количество животных

Всего ц

Корова — 24 ц

? ж. ? ж. ? ж.

15 216 ц

Теленок — 13 ц

10 738 ц

 

1) 15 216 : 24 = 634 (шт.) — коров.

 

2) 10 738 : 13 = 826 (шт.) — телят.

 

3) 634 + 826 = 1 460 (шт.) — всего.

 

 

Упражнение 7

 

Скорость

Время

Расстояние

Длина

одинаковая

30 ч

на 200 км больше, чем ш.

Ширина

20 ч

? км

 

1) 30  20 = 10 (ч) — разница во времени. 

2) 200 : 10 = 20 (км/ч) — скорость.

3) 10 · 20 = 200 (км) — ширина.

4) 10 · 30 = 400 (км) — длина.

 

Ответ: 200 км., 400 км


Умножение. Умножение с числами 0 и 1

Умножение и деление
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Век демократизации. «Великие идеологии»

    История