- узнаем приёмы деления на двузначное число в случае, когда цифра частного находится в результате нескольких проб
- научимся делить многозначные числа на двузначное число, когда в записи частного есть нули
- научимся решать задачи, выполняя действия с многозначными числами
Как выполнить деление?
492 : 82 266 : 38 1 872 : 24
Деление многозначного числа на двузначное число
Деление в таком случае выполняется по общему алгоритму. Но не всегда пробная цифра сразу подходит. Её надо проверять. Разделим 492 на 82. Для этого разделим десятки: 49 разделим на 8, получим приближённо 6. Это пробная цифра, её нельзя сразу записать в частном — сначала надо проверить, подходит ли цифра 6.
Умножаем 82 на 6, получится 492, значит, цифра 6 подходит. Теперь её можно записать в частном.
Не всегда пробная цифра сразу подходит, тогда её заменяют. Разделим 266 на 38. Для этого разделим десятки: 26 : 3, получим 8. Это первая пробная цифра. Проверим, подходит ли цифра 8.
Умножим 38 на 8, получим 304. Это больше, чем 266, значит, в частном цифра должна быть меньше, чем 8.
Пробуем, подходит ли цифра 7.
Умножаем 38 на 7, получаем 266. Частное — 7.
Встречаются случаи деления, когда в частном получается многозначное число. И одну или несколько цифр находят в результате нескольких проб.
Разделим 1 872 на 24. Первое неполное делимое 187. В частном будет две цифры. Делим десятки: 18 : 2 = 9. Проверяем: 24 9 = 216. Это больше, чем 187. Значит, нужно подбирать меньшую пробную цифру. Возьмём 8, проверим: 24 8 = 192. Это больше, чем 187. Значит, нужно подбирать меньшую пробную цифру. Возьмём 7, проверим: 24 7 = 168. Это меньше, чем 187. Значит, цифра 7 подходит. Ищем остаток: 187 - 168 = 19. Сносим 2, получаем 192.
Обратите внимание: при подборе цифры частного помогают предыдущие вычисления. Так, при подборе пробной цифры мы уже получали 192. Для этого умножали на 8. Значит, последняя цифра в частном — 8. Ищем остаток: 192 - 192 = 0. Ответ: 78.
Как выполнить деление с остатком?
Деление многозначного числа на двузначное число с остатком
Деление в таком случае происходит по общему алгоритму. Определяем первое неполное делимое, количество цифр в частном, делим, подбирая пробные цифры. Ищем остаток.
Как выполнить деление случая: 16 912 : 28?
Деление многозначного числа на двузначное число, когда в частном есть нули
Такое деление также происходит по общему алгоритму. Если второе и другие неполные делимые меньше делителя, то в частном пишем ноль. Затем сносим следующую цифру. Если в этом случае неполное делимое меньше, то в частном пишем ноль. Сносим ещё одну цифру.
Как решать задачи с многозначными числами? Зависит ли ход решения от числа?
При решении задач логика рассуждения не зависит от числа. Однотипные задачи решаются одинаково, вне зависимости от того, многозначные или однозначные числа используются в задаче.
В записи решения задачи следуют такому алгоритму:
- Записать выражение;
- Под ним в столбик вычислить значение;
- Приписать ответ к выражению, записать пояснение.
Упражнение 1
Выполните деление с объяснением.
Упражнение 2
Выполните деление с объяснением. Решение записывайте в тетради, оформляя вычисления столбиком.
5 561 : 67 1 862 : 49
Упражнение 3
Выполните деление с объяснением. Решение записывайте в тетради, оформляя вычисления столбиком. Соедините выражение и результат.
Упражнение 4
Вычислите.
Упражнение 5
Вычислите значение выражения.
12 636 : 27 : 18
Упражнение 6
Запишите условие. Решите задачу.
В хозяйстве заготовили для коров 15 216 ц сена из расчёта 24 ц на корову и 10 738 ц сена для телят, по 13 ц на каждого телёнка. Сколько всего коров и телят в хозяйстве?
Упражнение 7
Запишите условие. Решите задачу.
Длина водохранилища на 200 км больше его ширины. Поездка на катере с одинаковой скоростью через водохранилище по его длине занимает 30 ч, а по ширине — 20 ч. Найди длину и ширину этого водохранилища.
Выберите, как вы сегодня поработали. Какое у вас настроение после урока?
Упражнение 1
Упражнение 2
Упражнение 3
Упражнение 4
Упражнение 5
12 636 : 27 : 18 = 26
Упражнение 6
На 1 животное
|
Количество животных
|
Всего ц
|
Корова — 24 ц
|
|
15 216 ц
|
Теленок — 13 ц
|
10 738 ц
|
1) 15 216 : 24 = 634 (шт.) — коров.
2) 10 738 : 13 = 826 (шт.) — телят.
3) 634 + 826 = 1 460 (шт.) — всего.
Ответ: 1 460 штук всего.
Упражнение 7
|
Скорость
|
Время
|
Расстояние
|
Длина
|
одинаковая
|
30 ч
|
на 200 км больше, чем ш.
|
Ширина
|
20 ч
|
? км
|
1) 30 - 20 = 10 (ч) — разница во времени.
2) 200 : 10 = 20 (км/ч) — скорость.
3) 20 30 = 600 (км) — длина.
4) 20 20 = 400 (км) — ширина.
Ответ: 600 км, 400 км.