Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

  • Все предметы
  • 4 класс
  • Математика
  • Умножение числа на сумму. Устное и письменное умножение многозначного числа на двузначное. Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям

Конспект урока: Умножение числа на сумму. Устное и письменное умножение многозначного числа на двузначное. Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям

Умножение и деление

08.09.2024
2150
0

[header]Умножение числа на сумму. Устное и письменное умножение многозначного числа на двузначное. Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям[/header]

[flex column='true'][row title='Цели урока' final='true']

  • рассмотрим свойство умножения числа на сумму
  • узнаем приёмы устного и письменного умножения многозначного числа на двузначное число
  • научимся решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям

[/row][/flex]

[line][/line]

[section icon='questionPrimary']

Вспомните, как умножить сумму на число. Предположите, как умножить число на сумму. Объясните, как подсчитали разными способами общее количество кружков.

 

[img url='/upload/AZTleXLyFyTM_1.png' width='70' alt='Картинка']

3 · (5 + 2)

[/img]

[/section]

[line][/line]

[section icon='theory']

Умножение числа на сумму

 

Умножить число на сумму можно разными способами.

 

1. Вычислить сумму и умножить на неё число: 3 · (5 + 2) = 3 · 7 = 21.

2. Умножить число на каждое слагаемое и полученные произведения сложить: 3 · (5 + 2) = 3 · 5 + 3 · 2 = 15 + 6 = 21.

[/section]

[line][/line]

[section icon='questionPrimary']

Объясните, как выполнить умножение, используя знания об умножении числа на сумму и числа на произведение.

 

11 · 15                            20 · 32 

[/section]

[line][/line]

[section icon='theory']

Устное умножение двузначного числа на двузначное число

 

Если двузначные числа небольшие, то можно выполнить умножение устно. Для этого надо один из множителей представить в виде суммы разрядных слагаемых. Далее умножать число на сумму любым удобным способом. 

 

11 · 15 = 11 · (10 + 5) = 11 · 10 + 11 · 5 = 110 + 55 = 165

 

20 · 32 = 32 · 20 = 32 · (2 · 10) = (32 · 2) · 10 = 64 · 10 = 640

[/section]

[line][/line]

[section icon='questionPrimary']

Объясните, как выполнить умножение, используя знания об умножении числа на сумму.

 

36 · 73                   1 246 · 84                  526 · 19

[/section]

[line][/line]

[section icon='theory']

Письменное умножение многозначного числа на двузначное число

 

Умножение многозначных чисел на двузначное выполняется по такому же принципу, что и умножение двузначных на двузначные: один из множителей представляем как сумму разрядных слагаемых. Далее вычисляем удобным способом.

 

36 · 73 = 36 · (70 + 3) = 36 · 70 + 36 · 3 = 2 520 + 108 = 2 628

 

Как видно из примера равенства, такое умножение длинное в записи. Для более удобного умножения используют запись в столбик.

 

 

Алгоритм умножения многозначного числа на двузначное

 

1. Пишем первый множитель. Второй записываем под первым: каждый разряд под своим разрядом.

2. Умножаем единицы второго множителя на каждую цифру первого множителя (т. е. 3 умножаем на 6, на 3; 4 умножаем на 6, 4, 2, 1; 9 умножаем на 6, 2, 5).

3. Записываем первое неполное произведение.

4. Умножаем десятки второго множителя на каждую цифру первого множителя (т. е. 7 умножаем на 6, на 3; 8 умножаем на 6, 4, 2, 1; 1 умножаем на 6, 2, 5).

5. Записываем второе неполное произведение, начиная с десятков.

6. Складываем два неполных произведения.

7. Получаем ответ.

 

[center][img url='/upload/o2udenHeu9lG_2.png' width='70' alt='Картинка'][/img][/center]

[/section]

[line][/line]

[section icon='questionPrimary']

Как решить задачи?

 

1. В мастерской сшили одинаковые плащи из двух кусков ткани. В одном куске было на 4 м ткани больше, и из него сшили на 2 плаща больше. Сколько метров ткани расходовали на 1 плащ? На 6 плащей? 

 

2. В мастерской сшили одинаковые плащи из двух кусков ткани длиной 6 м и 10 м. Из большего куска сшили на 2 плаща больше. Сколько метров ткани израсходовали на 8 плащей?

[/section]

[line][/line]

[section icon='theory']

Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям

 

Данные задачи также похожи на задачи с пропорциональными величинами. Однако здесь нам неизвестны ни расход ткани на 1 плащ, ни количество плащей, ни общий расход. Но нам известны сравнения между данными, их разница. 

 

Задача № 1

 

[table][tr][td width='20']

Куски

[/td][td width='27']

Расход на 1 плащ

[/td][td width='27']

Количество плащей

[/td][td width='27']

Общий расход

[/td][/tr][tr][td]

1

[/td][td]

? м =

[/td][td]

? пл.

[/td][td]

? м

[/td][/tr][tr][td]

2

[/td][td]

= ? м =

[/td][td]

? пл., на 2 пл. больше, чем 1

[/td][td]

? м, на 4 м больше, чем 1

[/td][/tr][tr][td]

3

[/td][td]

 = ? м

[/td][td]

6 пл.

[/td][td]

? м

[/td][/tr][/table]

 

Если из второго куска сшили плащи и ещё 2 плаща, то потратили на это несколько метров ткани и ещё 4 метра. Из этого следует: чтобы сшить 2 плаща нам надо 4 м ткани. Зная такую информацию, мы сможем найти расход ткани на 1 плащ. А так как расход на 1 плащ везде одинаковый, то сможем решить задачу по общим формулам.

 

Решение 

 

1) 4 : 2 = 2 (м) — на 1 плащ.

3) 2 · 6 = 12 (м) — расход на 6 плащей.

 

Ответ: 2 м.

 

 

Задача № 2

 

[table][tr][td width='20']

Куски

[/td][td width='27']

Расход на 1 плащ

[/td][td width='27']

Количество плащей

[/td][td width='27']

Общий расход

[/td][/tr][tr][td]

1

[/td][td]

? м =

[/td][td]

? пл.

[/td][td]

6 м

[/td][/tr][tr][td]

2

[/td][td]

= ? м =

[/td][td]

? пл., на 2 больше, чем 1

[/td][td]

10 м

[/td][/tr][tr][td]

3

[/td][td]

 = ? м

[/td][td]

8 пл.

[/td][td]

? м

[/td][/tr][/table]

 

Иногда разница между данными не всегда дана. Разница между плащами известна, а разницу между общим расходом надо найти. Далее решаем задачу по схожему алгоритму с первой задачей.

 

Решение

 

1) 10  6 = 4 (м) — пошло на 2 плаща.

2) 4 : 2 = 2 (м) — на 1 плащ.

3) 2 · 8 = 16 (м) — пошло на 8 плащей.

 

Ответ: 16 м. 

[/section]

[line][/line]

[section icon='exercisePrimary']

Упражнение 1

 

1. Вычислите значения выражений двумя способами.

 

9 · (6 + 3) 

9 · (6 + 3) 

 

8 · (3 + 4) 

8 · (3 + 4) 

 

2. Вычислите удобным способом.

 

7 · (10 + 4) 

6 · (20 + 5) 

12 · (17 + 3)

[/section]

[line][/line]

[section icon='exercisePrimary']

Упражнение 2

 

Сравните, поставьте знак < , > или = .
 

15 · 10 + 15 · 7                   15 · 70
 

18 · 6 · 10                       18 · 16

[/section]

[line][/line]

[section icon='exercisePrimary']

Упражнение 3

 

1. Выполните вычисления с устным объяснением.

 

15 · 42                    60 · 25 

 

2. Ученик выполнял сравнение выражений. Проверьте, верно ли он выполнил задание.

[img url='/upload/vP4C4KrpK2Jy_3.png' width='70' alt='Картинка'][/img]

[/section]

[line][/line]

[section icon='exercisePrimary']

Упражнение 4

 

Выполните умножение с объяснением. Решение запишите столбиком в тетрадь.

 

68 · 41              437 · 36             1 756 · 92

[/section]

[line][/line]

[section icon='exercisePrimary']

Упражнение 5

 

Запишите условие в виде таблицы. Решите задачу. Решение запишите в тетради.

 

В одну столовую привезли 7 одинаковых ящиков фруктов, в другую — 4 таких же ящика. В первую столовую привезли на 24 кг фруктов больше, чем во вторую. Сколько килограммов фруктов привезли в каждую столовую? 

[/section]

[line][/line]

[section icon='reflection']

Выберите смайлик, соответствующий вашей работе на уроке. 

 

[img url='/upload/LZjLwccU2MuI_4.png' width='70' alt='Картинка'][/img]

[/section]

[line][/line]

[flex column='true'][row title='Ответы' final='true'][/row][/flex]

Упражнение 1

 

9 · (6 + 3) = 9 · 9 = 81

9 · (6 + 3) = 9 · 6 + 9 · 3 = 54 + 27 = 81

 

8 · (3 + 4) = 8 · 7 = 56

8 · (3 + 4) = 8 · 3 + 8 · 4 = 24 + 32 = 56

 

7 · (10 + 4) = 7 · 10 + 7 · 4 = 70 + 28 = 98

6 · (20 + 5) = 6 · 20 + 6 · 5 = 120 + 30 = 150

12 · (17 + 3)= 12 · 20 = 240

 

 

Упражнение 2

 

15 · 10 + 15 · 7        <           15 · 70
 

18 · 6 · 10          >             18 · 16

 

 

Упражнение 3

 

1. 15 · 42 = 630

60 · 25 = 1 500

 

2. [img url='/upload/CvNNRtrqkheR_5.png' width='60' alt='Картинка'][/img]

 

 

Упражнение 4

[img url='/upload/ZgWmMAaWJS1Z_6.png' width='60' float='left' alt='Картинка'][/img]

 

Упражнение 5

 

[table][tr][td width='20']

Куски

[/td][td width='27']

Масса в 1 ящике

[/td][td width='27']

Количество ящиков

[/td][td width='27']

Общая масса

[/td][/tr][tr][td]

1

[/td][td]

? кг =

[/td][td]

7 ящ.

[/td][td]

? кг, на 24 кг больше, чем во 2

[/td][/tr][tr][td]

2

[/td][td]

= ? кг

[/td][td]

4 ящ.

[/td][td]

? кг

[/td][/tr][/table]

 

1) 7  4 = 3 (ящ.) в них 24 кг.

2) 24 : 3 = 8 (кг) в 1 ящике.

3) 8 · 7 = 56 (кг) в 1-ю столовую.

4) 8 · 4 = 32 (кг) во 2-ю столовую.

 

Ответ: 56 кг и 32 кг.

[line][/line]

Предыдущий урок
Письменное деление многозначного числа на двузначное с остатком и без
Умножение и деление
Следующий урок
Письменное деление многозначного числа на трёхзначное
Умножение и деление
Урок подготовил(а)
teacher
Анна Николаевна
Начальная школа
Опыт работы: 7 лет
Поделиться:
  • My room

    Английский язык

  • Равнины и горы России. Моря, озера и реки России

    Окружающий мир

  • Е. А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..», И. С. Никитин «В синем небе над полями…», И. А. Бунин. «Листопад».

    Литературное чтение

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке