- Как называли главу уезда приграничного города?
- Как называлась административно-территориальная единица, часть уезда?
- Какой вид земледелия был наиболее распространён в Российском государстве?
- Служилые люди
- Требования дворянства
- Служилые люди «по прибору»
- Духовное сословие
- познакомить с сословной структурой российского общества в XVII в.
- знать права и обязанности каждого из сословий
- уметь находить особенности положения каждого из сословий по сравнению с XVI в.
До XVI в. боярство было высшим сословием в российском обществе. Именно бояре занимали руководящие государственные должности. В XVI в. появились дворяне — господствующий слой служилых людей. Какие изменения в социальной структуре высших сословий принёс XVII в.?
Служилые люди
Служилые люди — это категория лиц, состоящих на службе государю, они существовали с начала XIV по XVIII вв. Другое их название — государевы люди. Служба была военной или административной, имела особые привилегии: вознаграждение земельными наделами, титулами, позднее некоторым стали выдавать поместное жалование (рис. 1).
Вспомним, что такое сословие.
Сословие — это большая группа людей, чьи права и обязанности передаются по наследству. Обычно в обществе существуют сословия привилегированные и непривилегированные.
К первому, господствующему, сословию в Российском государстве относятся бояре и дворяне. Причём роль вторых на протяжении XVI–XVII вв. существенно возросла. И в конце концов дворяне были приравнены к боярам после окончательной отмены местничества в 1682 г. Первоначально термин «дворянин» в России означал чин, а не титул, как «боярин». Ввиду этого структура российского дворянства XVII в. была достаточно сложной.
Служилые люди в целом делились на два вида: служилые «по прибору» и служилые «по отечеству». Служилые люди «по отечеству» — бояре и дворяне — получали землю с крестьянами по наследству или за военную службу. Служилые люди «по прибору» — стрельцы, пушкари, казаки — получали за службу денежное жалованье, могли заниматься торгово-ремесленной деятельностью. Все они не платили налоги.
Привилегированные сословия
Таблица 1. Верхи общества
Сословие
|
Правовое положение
|
Состав
|
Обязанности
|
Изменения в положении
|
Первое сословие (феодалы)
|
Бояре
|
Владельцы вотчин (владели и распоряжались землей по наследству)
|
Обязаны служить царю как вассалы
|
Укрепление прав на землю и подвластных крестьян. К концу XVII в. владели 10 % земли
|
Первое сословие (феодалы)
|
Дворяне
|
Владельцы поместий (владели поместьем за исполнение государевой службы)
|
Несли государственную службу за жалование землёй
|
Закрепление прав на землю и подвластных крестьян. К концу XVII в. владели 60 % земли
|
За период XVII в. значение родового боярства в России уменьшается. Многие старые боярские роды сильно пострадали в ходе опричнины и Смуты. Так же к концу XVII в. многие знатные боярские роды просто вымерли. Ещё в XVI в. возникает звание боярина — высший чин среди служилых людей, то есть среди дворян. Постепенно дворянство наделяется правами, схожими с родовыми боярами (см. табл. 1 и рис. 1).
Главной обязанностью служилых людей по отечеству являлась пожизненная военная служба. Это было сложное и опасное дело. Служили обычно до глубокой старости, даже порой находясь в седле в 70–75-летнем возрасте. В документах разрядного приказа находилось немало свидетельств о том, что служили по «60 лет и больше», израненные, лишившись ушей, носа. Если можешь сидеть в седле и держать саблю или копьё, значит, можешь служить. Всё это обеспечивала поместная система, которая не позволяла дворянину оставить службу из-за боязни конфискации поместья. Порой дворянина меняли его дети. Тогда престарелый отец мог попросить «отставить его от службы за старостью и увечьями». При этом вместо себя написать на службу сына. Но и боязнь потерять поместье не всегда удерживала дворянина от неявки на службу. Таких дворян называли нетчиками. Неявка на службу каралась по-разному. Это могло быть наказание батогами и лишение поместья или уменьшение денежного оклада.
Среди служилых людей по отечеству тоже существовала своя иерархия. Низшую ступень занимали городовые (уездные) дворяне с небольшим жалованием и количеством земли. Высшую ступень занимали дворяне, составлявшие Государев двор. Их жалование и размеры земельных владений были значительно выше.
Требования дворянства
Служилые люди всегда были опорой государства, так как именно они отвечали за его безопасность и исполняли все административные функции, позволяющие стране жить и работать. Поэтому к требованиям служилых людей необходимо было прислушиваться. Чего же требовали дворяне? Прежде всего — новых поместий и вотчин. И обеспечить дворян этой землёй должно было государство. Кроме того, дворяне жаждали быть полными хозяевами в своих имениях. Это было достижимо для вотчинника и труднее для помещика, который владел поместьем до тех пор, пока служил. Помещик был ограничен в праве продажи земли или передачи её по наследству. Существование двух форм собственности (поместной и вотчинной) разъединяло правящий слой. Дворянство мечтало об уравнении в правах помещиков и вотчинников.
На той земле, которой владели дворяне, должны были трудиться крестьяне, иначе земля теряла свою ценность. А значит, первое сословие стремилось к полному закрепощению крестьян.
Ещё одно фундаментальное требование возникало из-за противоречий внутри дворянского сословия.
Дворяне жаждали уравняться в правах, получать доступ к высшим чинам и прибыльным должностям. Провинциальные служилые люди жаждали уравняться в правах с московским дворянством, получить доступ к высшим чинам и прибыльным должностям.
Необходимо отметить, что в условиях абсолютной монархии служилые люди были бесправны. Не случайно в своих челобитных знатные люди уничижительно называли себя «государевыми холопами». Но «государев холоп» в своей деревне сам превращался в настоящего государя. Внутри своих владений феодал судил и наказывал принадлежащих ему крестьян. Исключение делалось лишь в случае совершения крестьянином особо тяжких преступлений. Таким образом, каждая вотчина и поместье в миниатюре повторяли общественное устройство.
Служилые люди «по прибору»
Это категория людей, добровольно пошедших на военную службу. Служилые люди «по прибору» составляли главное ядро русского войска. Набирались из свободных людей: городского населения, обнищавших дворянских семей и частично из крестьянства.
В число служилых «по прибору» входили: стрельцы, пушкари и затинщики, воротники, казаки (рис. 2). Служилые люди «по прибору» несли военную службу, были лично свободными и освобождёнными от большинства государственных налогов и повинностей. Селились в городах слободами и наделялись мелкими земельными участками казённой земли, причём их земельные наделы весьма схожи были с тяглыми наделами посадских людей.
Служилые «по прибору, будучи землевладельцами, но не имея крестьян или холопов-работников, сами обрабатывали землю и промышляли своими руками. Часть их обладала некоторыми привилегиями в торгово-ремесленных занятиях. За службу служилые люди «по прибору» получали от правительства жалование: денежное, земельное и, в районах колонизации, натуральное («хлебное»).
Самой многочисленной группой служилых «по прибору» были стрельцы (рис. 3).
Стрельцы были московскими и городовыми. Придворное положение московских стрельцов определяло и их служебные обязанности. Стремянные стрельцы несли ежедневно охрану царского дворца. Пешие стрельцы несли в Москве караульную службу, переменяясь по неделям. Московские стрельцы посылались также в другие города для усиления местных гарнизонов. В военное время стрельцы принимали участие в походах и боевых действиях в составе войска. Городовые стрельцы располагались гарнизонами численностью от 20 до 1 000 человек преимущественно в пограничных городах.
Особым военным сословием России XVII в. было казачество. В нём состояло население ряда окраин страны. Основной задачей казаков была охрана границ государства. За это они получали ряд привилегий. Среди них — cамоуправление. Казаки были полностью свободны в организации своего управления, внешней политики, суда (рис. 4).
Казацкая община решала важные вопросы на общем собрании, который назывался круг. Там же выбирался глава общины — атаман — и старшина: фактически, аппарат управления общиной.
Основную часть доходов казачество получало от государства — это жалование и снаряжение, а от военных походов были добыча и трофеи.
Духовное сословие
Важным сословие российского общества являлось духовенство (рис. 5). Его численность превышала 100 тысяч человек.
В России XVII в. насчитывалось около 15 тысяч церквей. Роль церковнослужителей была очень серьёзной. Православие считалось одной из основ самодержавия, поэтому русские цари нуждались в поддержке церкви. В связи с этим предоставляли духовенству множество привилегий и во многом шли на уступки.
Духовенство было разделено на чёрное и белое. Последнее составляли священники, которые не принимали монашеский обет. Иными словами, белые священники могли жениться и заводить детей. Представители чёрного духовенства — монахи — этой возможности лишались. Подобное решение духовное лицо принимало самостоятельно и перед принятием сана окончательно утверждалось в своих намерениях. У белого и чёрного духовенства имелись определённые права и обязанности. Белое духовенство по численности преобладало над чёрным.
Также к концу XVII в. сложилась строгая иерархическая лестница в духовном сословии.
Для белого духовенства она выглядит так:
Для чёрного духовенства так:
Духовенство всех типов было освобождено от уплаты налогов и прочих повинностей. Важная черта этого сословия: его нельзя было судить.
Привилегированные сословия
Таблица 2. Духовенство
Сословие
|
Состав
|
Правовое положение
|
Обязанности
|
Изменения в положении
|
Духовенство
|
Белое
|
Служили в приходах
|
Церковь — самостоятельная организация, ей принадлежало около 15 % земли в стране
|
Увеличение численности — около 110 тыс. человек
|
Первое сословие (феодалы)
|
Чёрное
|
Проживали в монастырях
|
Увеличение численности — около 8 тыс. монахов в монастырях. Запрет на увеличение церковных земельных владений
|
Неоднородное по происхождению, духовенство было неоднородным и по своему положению. Высшее духовенство сильно отличалось от низшего и по доходам, и по образу жизни. Многие архиереи вели себя как настоящие вельможи, самоуправно распоряжаясь многочисленными слугами и подчинённым им духовенством. В их распоряжении были немалые средства, складывающиеся из доходов епархий и владычьих сёл. Современники не без основания обвиняли таких пастырей в забвении своих обязанностей и христианских заповедей.
Православная церковь являлась крупным феодалом. Поэтому государство стремилось ограничить её влияние и могущество (см. табл. 2).
Контрольные вопросы
1. Какое сословие становилось главной опорой царской власти в XVII в.?
2. Какой священнослужитель возглавлял иерархию Русской Православной Церкви?
3. Как называлась система замещения высших должностей по знатности рода, отменённая в 1682 г.?
- Дворянство
- Патриарх
- Местничество