- Чем отличаются служилые люди «по прибору» от служилых «по отечеству»?
- Почему дворянство — это привилегированное сословие?
- На какие два типа можно разделить духовное сословие?
- Податные сословия
- Ужесточение вотчинного режима
- Город и его население
- Торговые люди
- познакомить с сословной структурой российского общества в XVII веке
- знать права и обязанности каждого из сословий
- уметь находить особенности положения каждого из сословий по сравнению с XVI веком
Податные сословия
В отличие от «верхов» общества в XVII в., «низы» не относились к привилегированному сословию, так как несли «государево тягло».
Тя́гло — система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — начале XVIII вв. В древних грамотах использовалось слово «тягость», позже — тягло, несущий его — тяглый крестьянин. Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой.
Бремя тягло несли посадские люди и крестьяне. В Российском государстве последние составляли 90 % населения (см. табл. 1).
Непривилегированные сословия
Таблица 1. Непривилегированные сословия
Сословие
|
Состав
|
Правовое положение
|
Обязанности или повинности
|
Изменения в положении
|
Крестьяне
|
Владельческие (крепостные)
|
Полная собственность феодалов, царя или духовенства
|
Работали на барщине, платили натуральный или денежный оброк. Несли государственные повинности
|
Полностью закрепощены. Можно было продать, обменять или подарить. В XVII в. к барщине приравняли работу на мануфактурах
|
Черносошные
|
Лично свободны. Владели общинными землями и личными наделами
|
Несли государственные повинности
|
Сохранили личную свободу
|
|
Дворцовые крестьяне
|
Принадлежали лично царю и членам царской семьи. Занимали промежуточное положение
|
Снабжение царского двора продовольствием
|
Использовались для вознаграждения дворянства
|
|
Холопы
|
Принадлежали своим господам
|
Выполняли домашние работы
|
Становились приказчиками, посыльными, конюхами, портными и т. д.
|
Чтобы прожить, крестьяне шли в отход, в «батраки», на заработки. Обедневшие крестьяне переходили в категорию бобылей. У феодалов, особенно крупных, было много холопов, иногда по нескольку сот человек. Это приказчики и слуги для посылок, конюхи и портные, сторожа и сапожники, сокольники и «певчие ребята». К концу века произошло слияние холопства с крестьянством. Крестьяне были возмущены своим положением, поэтому довольно распространённым явлением в те времена было писание челобитных, которые широко представлены в сборнике крестьянских челобитных XVII в., выпущенном в 1994 г. Лучше жилось государственным, или черносошным, крестьянам. Над ними не висел дамоклов меч непосредственного подчинения частному владельцу. Но они зависели от феодального государства: в его пользу вносили налоги, несли разные повинности. В XVII в. стираются грани между отдельными категориями крестьянства, т. к. всех их уравнивало крепостное право. Однако некоторые различия всё-таки оставались. Так, помещичьи и дворцовые крестьяне принадлежали одному лицу, в то время как монастырские — учреждениям: патриаршему дворцовому приказу либо монастырской братии. Но, несмотря на все тяготы и лишения крестьянской жизни, культурно-бытовой аспект продолжал развиваться. XVII в. привносит в жизнь крестьян некоторые изменения, пускай даже не значительные.
Владельческие или крепостные крестьяне делились на барщинных, оброчных и дворовых. Основной доход помещикам приносили барщинные и оброчные повинности крепостных. Отбывая барщину, крестьянин собственными орудиями обрабатывал помещичью землю, разумеется, бесплатно; по закону — три дня в неделю, хотя иные помещики продлевали барщину до шести дней. Крестьяне обрабатывали помещичью землю, убирали урожай, косили луга, возили дрова из леса, очищали пруды, строили и ремонтировали барские хоромы. Помимо барщины, они обязаны были доставлять господам «столовые запасы» — определённое количество мяса, яиц, сухих ягод, грибов и др.
Находясь на оброке, крестьянин занимался различными промыслами, торговлей, ремеслом, извозом или нанимался на мануфактуру; часть заработка — оброк — он выплачивал помещику. Оброчные крестьяне отпускались за пределы имения только по специальному документу — паспорту, выписанному помещиком. Объём работ на барщине или сумма денег по оброку определялись по тяглам; тяглом называлось крестьянское хозяйство (семья), имеющая упряжку, а также норма отработки с такой единицы. Таким образом, барщина была более выгодна помещикам, владевшим плодородными землями, а оброк больше предпочитался на малоплодородных, то есть в нечерноземных губерниях. Вообще оброк, позволяющий свободно распоряжаться своим временем, был для крестьянина легче, нежели изнурительная барщина.
Помещичьи крестьяне обкладывались ещё и государственными податями. Эти подати собирались обычно старостами. Помимо государственных податей сам помещик не гнушался взимать с крестьян подати, но при этом ему необходимо было предусматривать, с кого и сколько брать.
Помимо тягловых крестьян, существовали бестягольные — престарелые и больные, используемые по мере необходимости на различных посильных работах. Содержание такого рода крестьян было не выгодно помещикам.

Дворовыми назывались крепостные крестьяне, оторванные от земли и обслуживавшие барский дом и двор. Жили они обычно в людских или дворовых избах, расположенных возле господского дома. Помещение для дворовых в господском доме называлось людской. Кормились дворовые люди в людской, за общим столом, либо получали жалованье в виде месячины — ежемесячного продовольственного пайка, который иногда назывался отвесным («отвесное»), так как отпускался на вес, и небольшой суммы денег — «на башмаки». К хозяевам приезжали гости, прислуга была на виду; поэтому дворовые одевались лучше, чем барщинные, носили форменную одежду, часто донашивали барское платье (рис. 1). Мужчин заставляли брить бороду. Хотя дворовые были теми же крепостными крестьянами, но так их не называли.
Ужесточение вотчинного режима
В XVII в. положение российских крестьян заметно ухудшилось. В ходе Смуты сельское хозяйство было разорено, на его восстановление потребовалось долгое время. Крестьяне, принадлежащие феодалу, должны были в большинстве случаев отрабатывать барщину и выплачивать оброк. За неисполнение своих обязанностей землевладелец мог наказать крестьянина, как материально, лишив его земельного надела, так и физически. Ввиду развития рыночных отношений с крестьян всё чаще стали требовать денежный оброк.

В этот период видоизменилась барщина. Помимо основной работы на земле феодала (2–4 дня в неделю), к барщине приравняли работу на мануфактурах (рис. 2).
Претерпела изменение налоговая система. Теперь вместо поземельной подати (в зависимости от размера обрабатываемого участка земли) с крестьян стали взымать подворный налог (определённая сумма с каждого двора). На это крестьяне ответили своей хитростью: семьи прекратили разделяться и под одной крышей могли уживаться несколько поколений.
Основные вехи закрепощения крестьян
Таблица 2. Основные вехи закрепощения крестьян
1551 год
|
Введение заповедных лет. Временный запрет переходить крестьянам от помещика к помещику
|
1592 год
|
Издан царский указ об окончательном прикреплении крестьян к земле
|
1597 год
|
Указ об урочных летах. Установлен 5-летний срок поиска беглых крестьян
|
1607 год
|
Установление 15-летнего срока поиска беглых крестьян
|
1649 год
|
Соборное уложение. Окончательное закрепощение крестьян
|
Город и его население
XVII в. стал временем появления и роста многих российских городов.

К концу века в России их было более 250. Крупным городом считался тот, в котором насчитывалось более 500 дворов. Такими городами были Москва, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Астрахань, Архангельск, Соль Вычегодская, Вологда, Тула, Великий Новгород, Псков, Соль Камская.
Общее количество городского населения не превышало 3 % (около 300 тысяч человек). В число горожан (или посадских людей) входили ремесленники, торговцы, купцы, стрельцы, знать со слугами, духовенство (рис. 3).
До принятия в 1649 г. Соборного уложения территория города делилась на части.
Белые слободы — земли феодалов. Их население зависело от феодалов, но освобождалось от государственных налогов.
Чёрные слободы — их население было свободным, но платило в казну налоги и отрабатывало повинности.
После 1649 г. белые слободы были ликвидированы. Их население также стало платить налоги государству.
Города в основном состояли из посадского населения. Если в городе такого населения не было, то он служил исключительно в военных целях. Посадское население делилось на торговцев, ремесленников и простых рабочих. Однако чаще всего население города делилось по богатству.
- Лучшие — богатые горожане. Указывалось полное имя с приставкой «сын». Например, Иван Васильев сын Панкратова.
- Средние — зажиточные горожане. Таких людей называли по собственному имени и имени отца. Например, Петр Васильев или Николай Фёдоров.
- Молодшие — бедные горожане. Им давали уничижительное имя и прозвище. Например, Петька Портной или Николаша Хромой.

Горожане объединялись в общины, куда входили все слои населения. Общины были разнородными, поэтому часто возникали конфликты. Однако, как только речь заходила о внешней опасности, община выступала единым фронтом. Причина кроется в том, что благополучие и жизнь каждого горожанина зависела от целостности города и других его жителей. Поэтому «чужих» в город не пускали (рис. 4).
Торговые люди
Расширение промышленного производства и появление первых мануфактур создавали условия для развития внутреннего торгового рынка. Оживлению рыночной торговли также способствовала промысловая, ремесленная и производственная специализация. Но, к сожалению, правительство Романовых долго не прислушивалось к требованиям торговых людей, коих уже было немало.
Наивысшее положение в купеческой среде занимали Строгановы, оказавшие царскому роду и всей России в целом в годы Смуты и в годы восстановления страны после лихолетья столь большие заслуги, о которых говорилось выше, что они получили звание «именитых людей».
Элиту купечества России составляли также гости, гостиная и суконная сотни, права и обязанности которых в начале века фиксировались жалованными грамотами царя, а позже — Соборным Уложением и другими актами правительства.
Малочисленная привилегированная корпорация наиболее богатых промышленников и торговых людей попадала в разряд государевых гостей. Звание «гостя» жаловалось лично царём, непременным условием выдачи грамоты на подобное звание были значительные услуги, оказанные государству или лично царю. Гости обладали исключительным правом на ведение заграничной торговли, могли владеть вотчинами и получать поместья, свободно выезжать за границу для ведения торговых дел. Они освобождались от постоя, податей и общинной службы, могли в любое время топить избы и мыльни (бани), варить пиво и держать питье, были подсудны лишь суду царя или назначенного им лица. Гости были экономическими советниками царя, выступали в роли торговых агентов казны, выполняли дипломатические поручения правительства в разных странах. Вместе с тем гости были обязаны нести государственные службы, важнейшими из которых были пять: в Московской большой таможне, в Архангельской таможне, на соболиной оценке в Сибирском приказе, на Монетном дворе и у соляного промысла на Урале. Позже к ним добавились вопросы налаживания торговых операций с шёлком-сырцом из Персии. В круг обязанностей гостей входило также исполнение должностей управителей рыбных и других промыслов царя, руководство казёнными предприятиями, разбор, оценка и сбыт сибирской пушнины и многое другое. Купцы при этом договаривались, кто какую службу будет нести и составляли своеобразное «расписание» на пять лет. За выполнение царских служб купцы, безусловно, получали немалые выгоды лично для себя, но и ответственность была большой.
Ступенькой ниже в торговой иерархии стояли купцы Гостиной сотни (объединение московских торговых людей) и Суконной сотни (первоначально объединение провинциального купечества, которое вело торговлю сукном с зарубежными странами). Торговые люди, вступавшие в сотни, также как и гости, освобождались от посадского тягла, исключались из юрисдикции местных властей и могли держать в доме питьё, но, в отличие от гостей, не имели права выезда за границу и не могли приобретать вотчины. Они тоже выполняли различные государственные службы и поручения, но при этом занимали менее ответственные должности. Торговые люди гостиной сотни были помощниками (или «товарищами») гостей, а купцы суконной сотни помогали представителям гостиной сотни.

Наконец, в 1653 г. был принят Торговый устав, который ликвидировал великое множество мелких торговых и таможенных сборов и установил единую рублевую пошлину — 5 % с цены товара.
В 1667 г. был принят Новоторговый устав, который ещё больше ограничил конкуренцию со стороны иноземных купцов.
Несмотря на принятие данных нормативно-правовых документов, кардинальных изменений в правовом статусе купечества не произошло (рис. 5). Такое положение дел в России можно связать как с общей экономической отсталостью, так и с несовершенством правовой базы и системы органов государственной власти, в целом по своей организации оказавшейся не готовой к развитию предпринимательства. Отсутствие кредитных учреждений дополнительно являлось сдерживающим фактором и значительно усугубляло развитие купечества, что, в свою очередь, отражалось на возможности закупать большие партии товаров.
Контрольные вопросы
1. Как назывались крестьяне, сохранявшие личную свободу, владевшие обширными землями и нёсшие государственные повинности?
2. Какая система налогообложения была введена в конце XVII в.?
3. Входили ли крестьяне в состав посадского населения?
- Черносошные
- Подворная
- Нет