Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Внутренняя политика царя Фёдора Алексеевича

История России в 16-17 веках

Внутренняя политика царя Федора Алексеевича

Разминка

  • Кто в XVI в. открыл путь в Сибирь?
  • Кто открыл в середине XVII в. Берингов пролив между Азией и Северной Америкой?
  • Какая часть Украины вошла в состав России?

План урока

  • Царь Фёдор Алексеевич
  • Административные реформы
  • Военные и социально-экономические изменения
  • Духовная и культурная жизнь российского общества

Цели урока

  • охарактеризовать личность и правление царя Фёдора Алексеевича
  • знать предпринятые им реформы
  • уметь объяснять понятия: даточные люди, перепись, подворное налогообложение, местничество

Вступление

Первым царям из династии Романовых досталось очень непростое время начала правления. Выводить страну из экономической, политической и социальной разрухи было непросто. Но уже к середине века ситуация начала стабилизироваться. Политика, проводимая Фёдором Алексеевичем Романовым, этому подтверждение.

Царь Фёдор Алексеевич

 

Федор Алексеевич правил с 1676 по 1682 гг. (рис. 1).

Рис. 1. Царь Фёдор Алексеевич Рис. 1. Царь Фёдор Алексеевич

Это было очень важное время в истории России. У его отца, царя Алексея Михайловича, было достаточно много детей. Он был женат дважды, и от первой жены, Марии Милославской, у него было 13 сыновей и дочерей. После того как она умерла, царь женился на Наталье Нарышкиной, которая родила троих детей, в том числе будущего императора Петра I. После смерти Алексея Михайловича претендентов на престол было мало. У Алексея Михайловича было много дочерей, а женщин к престолу тогда не допускали. К сожалению, высокая рождаемость в те времена сопровождалась такой же высокой детской смертностью. Сыновей к 1676 г. оставалось всего трое: Фёдор, Иван и Петр. Разумеется, править стал старший сын Фёдор. В момент восшествия на престол ему было всего 15 лет. 

 

Царь Фёдор отличался очень слабым здоровьем, он страдал от цинги — эта болезнь связана с недостатком в организме витамина С. И к тому же не мог сидеть на лошади, а для царя это было губительно, ведь в первую очередь правитель должен быть военным вождём.

Рис. 2. Симеон Полоцкий Рис. 2. Симеон Полоцкий

Но даже при таком слабом состоянии здоровья Фёдор был весьма образованным для своего времени человеком. Его отец очень заботился об обучении и воспитании своих детей, их учителем он сделал известного в стране поэта и богослова Симеона Полоцкого (рис. 2).


Из Европы царь Алексей Михайлович для детей выписывал книги и даже игрушки. Фёдор Алексеевич знал латынь, говорил по-польски, писал стихи. Совсем немногие люди в то время могли похвастаться подобными умениями и талантами.

Административные реформы

 

Несмотря на свое слабое здоровье и невысокий уровень готовности к занятию престола, царь Фёдор Алексеевич почти сразу же после коронации начал реформы.

 

В 1680 г. на основе Боярской Думы была создана Расправная палата — орган власти, который должен был быстро принимать судебные решения. Царь сократил количество приказов, самолично установил время работы центральных ведомств, требуя решать дела безволокитно.

 

Царь провёл перепись населения: государство решило узнать, сколько народа проживает в стране. Перепись населения проводились не из любопытства: узнав количество жителей, государство обложило их налогами. 

 

При царе Фёдоре Алексеевиче был введён так называемый подворный налог. Он взимался с каждого двора, то есть с каждой отдельной избы.

Рис. 3. Сожжение разрядных книг Рис. 3. Сожжение разрядных книг

В 1682 г. прошёл последний в истории нашей страны Земский собор. Земские соборы были созданы в 1549 г. по распоряжению царя Ивана Грозного и представляли собой орган, в котором были представлены практически все слои населения страны, кроме крепостных крестьян.

На Земском соборе 1682 г. было принято важнейшее решение об отмене местничества , а разрядные книги, в которых была записана знатность бояр, торжественно сожжены (рис. 3). Произошла значительная перемена в истории: теперь должности можно было получать не по знатности, а по объёму своих знаний. Дворяне получили шанс приблизиться к царю и занять важнейшие государственные посты (вспомните, что такое местничество).

Военные и социально-экономические изменения

Рис. 4. Полки нового строя Рис. 4. Полки нового строя

При Фёдоре Алексеевиче началось реформирование армии. Комплектовались полки нового строя (рис. 4), появились девять территориальных военных округов. Каждый из них располагал полками, которые в случае необходимости вливались в единую российскую армию. Здесь же в армию определяли и даточных людей, их были обязаны поставить из своих поместий дворяне (рис. 5). 


Рис. 5. Русский полковой офицер Рис. 5. Русский полковой офицер

Военными делами ведал глава объединённых военных приказов. Это была подлинная централизация военного дела в стране. При сохранении дворянской конницы и стрелецких частей большинство дворян в округах зачисляли в рейтарские полки, даточных людей — в солдатские полки. Стрелецкие части, по сути, приближались к регулярным войскам. Появились новые воинские звания: полковники, подполковники, капитаны. Были сформированы первые выборные (ударные) полки, ставшие прообразом российской гвардии. По указу царя дворяне, уклонившиеся от полковой службы, лишались поместий. 

 

В то же время правительство Фёдора Алексеевича поддерживало собственность дворян на землю и право на крестьянский труд. Ряд указов сближал поместья с вотчинами. Царь приказал создать новую засечную черту, продвинув её на юг, а оставшиеся в тылу земли заселить людьми и отдать помещикам. Усилился сыск беглых крестьян. В финансовой области правительство Фёдора Алексеевича вместо множества налогов ввело уменьшенный по общему размеру единый налог — стрелецкие деньги. Их исчисляли подворно, в зависимости от достатка людей. Прежние льготники были обложены налогом. Старые долги и недоимки прощались, а уклонившимся от единого налога грозили великая опала и жестокое наказание без пощады.

Реформировал Фёдор Алексеевич и местное управление. Власть воевод на местах и их ответственность перед центром были усилены. Многие функции упразднённых учреждений передавались воеводам.

 

Царь, конечно, знал, что воеводы грабят народ, берут взятки, расхищают государственную казну. Поэтому в указе о воеводском управлении говорилось, что если кто-либо из воевод будет замечен в самом малом — взятке или корысти — им быть за то в наказании. И всё же круг взяточников сократился. Но таможенные сборы и другие пошлины были изъяты из воеводского ведомства. Их собирали головы и целовальники, выбранные миром (см. схема 1).

Схема 1. Военно-окружная реформа Схема 1. Военно-окружная реформа

Духовная и культурная жизнь российского общества

Рис. 6. Славяно-греко-латинское училище Рис. 6. Славяно-греко-латинское училище

При Фёдоре Алексеевиче осуществлялся поворот страны в сторону западной культуры, западной цивилизации.

 

Некоторые историки считают, что если бы Фёдор Алексеевич не умер так рано, в возрасте 20 лет, то реформы Петра I не понадобились бы, и России с царем Фёдором суждено было стать европейским государством.

  • Был разработан проект государственно-административного переустройства страны.
  • Предполагалось создать ряд учреждений, которые бы сократили влияние Боярской думы и власть патриарха.
  • Разрабатывался принцип распределения государственных служащих по степеням, соответствовавшим должностям.
  • Намечалось разделение страны на наместничества (будущие губернии).
  • В церковном управлении речь шла о повышении роли митрополитов и ограничении власти Патриарха.
  • Началась разработка плана создания технических училищ для бедных детей. В Москве открылось Славяно-латинское училище, где преподавалась латынь. Обсуждался проект создания Российской академии (рис. 6).

 

Этот поворот в сторону новых цивилизационных ценностей отразился и в быту. Царь приветствовал убранство домов по западным образцам — с картинами и зеркалами. Он запретил являться во дворец в долгополой одежде и приказал сменить её на кафтаны западного образца. Традиционные одежды, по его мнению, приличны женскому платью, а служилому и дорожному времени не потребны. Начинания и проекты царя встретили яростное сопротивление и патриарха, и Боярской думы.

 

Несмотря на то что Фёдор Алексеевич был дважды женат, наследников он так и не оставил после себя. Его единственный сын Илья, от первого брака с Агафьей Семёновной Грушецкой, умер во младенчестве на 10-й день, чуть ранее умерла и жена, на 3-й день после рождения сына от родовой горячки 14 июля 1681 г.

 

Через 7 месяцев царь вновь женился. Его супругой стала Марфа Матвеевна Апраксина, сестра Фёдора Матвеевича Апраксина (в дальнейшем он станет сподвижником Петра I). Детей от второго брака не было, так как через два месяца царь Фёдор умер в возрасте 20 лет, 27 апреля 1682 г., не успев сделать распоряжения относительно престолонаследия. Вероятной причиной его смерти называют цингу, что не умели лечить в те времена.

 

Собравшиеся думные люди при поддержке патриарха провозгласили царём Петра Алексеевича…


Контрольные вопросы

 

1. Назовите годы правления Фёдора Алексеевича.

2. В каком году было отменено местничество?

3. Кто был учителем и духовным наставником царя Фёдора Алексеевича? 

4. Кто был автором проекта первого в России высшего учебного заведения?


Ответы

  1. 1676–1682 гг.
  2. 1682 г.
  3. Симеон Полоцкий
  4. Симеон Полоцкий


Предыдущий урок
Борьба за власть в 1530—1540-е гг. Начало правления Ивана IV
История России в 16-17 веках
Следующий урок
Мир человека XVII в.
История России в 16-17 веках
  • Стихи о родной природе

    Литература

  • М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

    Литература

  • Защита Отечества

    Обществознание

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке