Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Культура России XVII в.

История России в 16-17 веках

09.12.2024
3995
0

Культура России XVII в.

Разминка

  • В каком году была создана на основе Боярской думы Расправная палата — орган власти, способный быстро принимать исполнительные решения?
  • В каком году было отменено местничество?
  • Как вы думаете, является ли Фёдор Алексеевич государем-реформатором?

План урока

  • Литература
  • Архитектура
  • Изобразительное искусство
  • Просвещение и образование

Цели урока

  • познакомить с новыми чертами в культурной жизни России XVII в.
  • характеризовать факторы, влияющие на развитие культуры в XVII в.
  • знать определение понятия «парсуна», уметь объяснять причины обмирщения российской культуры

Вступление

В. О. Ключевский писал о царе Алексее Михайловиче: «Он принял в преобразовательном движении позу, соответствующую такому взгляду на дело: одной ногой он ещё крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за её черту, да так и остался в этом нерешительном переходном состоянии». Некоторое переходное состояние было характерно и для российской культуры XVII в.

Литература

 

В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С развитием ремесла и торговли и ростом городов связано проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских элементов.

 

Происходит так называемое обмирщение культуры.


Обмирщение культуры — это отход культуры от церковных традиций и придание ей светского, гражданского характера.


По мнению многих авторов (И. Еремин, В. Андрианова-Перетц, Д. Лихачёв), самыми важными новшествами в русской литературе того периода стали: 

  • распространение светского, личностного начала;
  • становление и развитие новых литературных жанров.

 

В XVII в. созданы последние официальные летописные сочинения. «Новый летописец» (30-е гг.) излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени. В нём доказывались права новой династии Романовых на царский престол. Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.) была откликом на события Смутного времени начала XVII в. 

 

Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII в. жанра сатирической повести, где действуют уже вымышленные герои. В «Службе кабаку», «Повести о куре и лисе», «Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в «Повести о Ерше Ершовиче» — судебная волокита и взяточничество. 

Рис. 1. Титульный лист Синопсиса Иннокентия Гизеля. Киев, 1680 год

Новыми жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий). Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первого русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России, которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII — первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как учебник русской истории (рис. 1).
 

Новым явлением в литературе стало становление силлабического стихосложения, или виршей. Наиболее яркими представителями этого жанра являлись:

 

1. Симеон Полоцкий (1629–1680) — богослов, духовный писатель, учитель старших детей Алексея Михайловича, автор таких поэтических сборников, как «Обед душевный», «Вечеря душевная», «Венец веры», «Орёл Российский», «Гусль доброгласная», «Вертоград многоцветный», «Рифмологион, или Стихослов» и «Псалтырь рифмотворная», а также двух пьес — «Комедия-притча о блудном сыне» и «О Навуходоносоре-царе».

 

2. Сильвестр Медведев (1641–1691), перу которого принадлежали вирши «Епитафион», «Приветство брачное Фёдору Алексеевичу», «Плач и утешение на смерть Фёдора Алексеевича», «Подписи к портрету царевны Софьи», «Вирши на Великую субботу», «Поздравление царевне Софье по случаю Пасхи» и полемические и исторические трактаты «Хлеб животный» и «Известие истинное», «Созерцание краткое…» и «Оглавление книг и кто их сложил».

 

3. Карион Истомин (1640–1717)  автор таких сочинений, как «Катехизис», «Летописец великия земля Российская», «Книга вразумления», «Едем», «Еклессиа» «Стихи на воскресение господа нашего Иисуса Христа», «Книга стамна духоносная» и энциклопедический трактат в стихах «Град царства небесного» или «Полис».

 

Архитектура

Рис. 2. Новоиерусалимский монастырь

Архитектурные сооружения XVII в. отличаются большой живописностью. Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле. Однако в этой кажущейся беспорядочности архитектурных объёмов есть и цельность, и единство. Здания XVII в. многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна зданий. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные «солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли каменным узорочьем, дивным узорочьем. Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в Новоиерусалимском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Никоном (рис. 2).

Рис. 3. Храм Иоанна Предтечи в Ярославле

Близки к ним по стилю знаменитые храмы Ярославля — церковь Ильи Пророка и ансамбли в Коровниках и Толчкове (рис. 3). Как пример наиболее известных в Москве зданий XVII в. можно назвать церковь Николы в Хамовниках (у станции метро «Парк культуры»), церковь Рождества Богородицы в Путинках (недалеко от Пушкинской площади), церковь Троицы в Никитниках (неподалёку от метро «Китай-город») (рис. 4). Декоративное начало, знаменовавшее собой обмирщение искусства, нашло отражение и при строительстве или перестройке крепостных сооружений. 


Рис. 4. Церковь Троицы в Никитниках

К середине века крепости утратили своё военное значение, и четырёхскатные крыши сначала на Спасской, а затем и на других башнях Московского Кремля уступили место великолепным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и торжественную мощь сердца столицы России. 

 

В Ростове Великом в форме кремля была сооружена резиденция опального, но властного митрополита Ионы. Этот кремль не являлся крепостью, а его стены имели чисто декоративный характер. 

 

Стены крупных русских монастырей, возведённые после польско-литовско-шведской интервенции (Троице-Сергиева монастыря, Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирилло-Белозерского монастыря под Вологдой, московских монастырей), следуя общей моде, также украшались декоративными деталями. 

Рис. 5. Церковь Покрова в Филях

Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название нарышкинского (по фамилии главных заказчиков), или московского барокко. В этом стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др. (рис. 5). Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Чётко прослеживаются этажность построек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капителей и т. п. Наконец, почти во всех зданиях нарышкинского барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, которые впервые были возведены ещё в XVI в. итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского Кремля.

Рис. 6. Дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Гравюра

Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на своеобразие, развивалась в рамках общеевропейской культуры. В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. «Восьмым чудом света» назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Он имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Дворец был построен русскими мастерами Семёном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости (рис. 6).


Изобразительное искусство

В XVII в. дальнейшее развитие получила техника фресковой и темперной росписи. Среди наиболее известных произведений этого направления следует назвать фрески Княжина монастыря во Владимире (1648), Архангельского собора Московского кремля (1652), Преображенского собора Спасо-Евфимьего монастыря в Суздале (1689) и другие.

 

Российская живопись XVII в. в основном продолжала оставаться церковной. Но изменения затрагивают и её. В своих произведениях художники стараются сделать упор на изображение реальных персонажей и бытовых сцен, сохраняя при этом религиозную тематику.

 

Вместе с тем появились и определённые новшества: живописцы стали более точно изображать пространство и начали активно использовать приёмы светотехники. По мнению большинства авторов (И. Грабарь, А. Муравьев), высший этап в развитии живописного искусства XVII в. связан с именем выдающегося русского художника Семёна Фёдоровича Ушакова, возглавлявшего артель живописцев Оружейной палаты Московского Кремля, которой руководил боярин Богдан Матвеевич Хитрово. 

Рис. 7. С. Ушаков.  Спас нерукотворный. 1658 год. Третьяковская галерея, Москва

С. Ушаков отдал дань уважения фресковой живописи, принимая активное участие в росписи Грановитой палаты, Архангельского и Успенского соборов Московского кремля (1660). Но в историю русского искусства С. Ушаков всё же вошёл как блестящий мастер станковой живописи. Самыми знаменитыми его иконами являются «Спас Великий Архиерей» (1656–1657), «Спас Нерукотворный» (1657–1658) «Троица» (1671), «Насаждение древа государства Российского» или «Владимирскую богоматерь» (1668), «Архангел Михаил, попирающий диавола» (1676) (рис. 6) и «Тайная Вечеря» (1685). С. Ушаков оказал огромное влияние на развитие русской живописи и создал блестящую школу живописцев, яркими представителями которой были его ученики Григорий Зиновьев, Тихон Филатьев, Никита Половец, Фёдор Зубов и многие другие (рис. 7).

Рис. 8. Парсуна царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной.  Конец 17 века. Неизвестный художник

Кроме того, С. Ушаков вошёл в историю русского искусства и как крупный теоретик, написавший два трактата «Слово к люботщательному иконному писанию» (1667) и «Алфавит художеств» (1673).

 

Наряду с традиционными формами изобразительного искусства, в начале XVII в. зарождается жанр портретов-парсун (рис. 8).

 

Именно в такой живописной манере были написаны парсуны с изображением Ивана Грозного, Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, Алексея Михайловича (Ерофеей Елин, 1675), Фёдора Алексеевича (Лука Смолянин, 1686), Натальи Кирилловны Нарышкиной, Льва Кирилловича Нарышкина, Григория Петровича Годунова, Бориса Ивановича Репнина и ряд других.



Парусна — это (от латинского persona — личность, лицо) условное наименование произведений русской портретной живописи XVII в.


Просвещение и образование

Рис. 9. Земская школа в Московской Руси

К концу XVII в. количество грамотных среди различных категорий российского населения значительно возросло. Среди белого духовенства процент грамотности приближался к ста. Чёрного — около 70.

 

Грамотой владело большинство купцов. Уровень грамотности среди дворянства и бояр составлял 65 %. Среди горожан, по разным данным, грамоте было обучено от 20 до 30 %. Грамотных среди черносошных крестьян было порядка 15 %. Зависимые крестьяне в основном были неграмотны.

Чёткой государственной системы образования до второй половины XVII в. в России не было.

 

Самым распространённым было начальное образование. Преподавание велось чаще всего на дому или в небольших частных школах, существовали школы при церквях. В таких заведениях могли получать знания представители всех сословий. Учителями были представители духовенства, грамотные члены семьи, у знатных людей часто приглашались иностранцы. На начальном этапе образования изучались чтение, письмо, счёт, основы религии (рис. 9). 


Более углублённые знания человек мог получить самостоятельно, изучая интересующую его литературу. Получить образование за границей было почти невозможно. Государство и церковь этого не допускали, так как считали, что западные идеи могут «испортить» русского человека. Однако развитие страны требовало повышение качества и уровня знаний. Во второй половине XVII в. появляется ряд «профессиональных» учебных заведений: школы при аптекарском, печатном, посольском приказах.

Рис. 10. Славяно-Греко-Латинская академия

При содействии приглашённого из Беларуси деятеля восточнославянского просвещения Симеона Полоцкого, в 1665 г. была открыта специальная школа для подготовки служащих приказов.

 

В 1648 г. была открыта школа боярина Ртищева для дворянских детей. В ней обучали иностранным языкам, частично свободным искусствам. После вхождения в состав России Киева, по образцу существовавшей там высшей школы — Киево-Могилянской академии — в Москве было открыто первое высшее учебное заведение России — Славяно-Греко-Латинская академия (рис. 10). Датой её основания принято считать 1687 г. Академия готовила высшее духовенство и государственных чиновников.


Таким образом, к концу XVII в. в России стала складывать система образования. Она состояла из трёх основных ступеней: начальной, средней и высшей.

Большую роль в развитии образования сыграло и книгопечатание. К XVII в. бумага окончательно вытеснила дорогой пергамент. Печатные издания стали массовыми и доступными широким слоям населения.

 

За вторую половину XVII в. было издано около 300 тысяч букварей (стоили одну копейку) и более 150 тысяч церковных книг. Они пользовались большим спросом.


Контрольные вопросы

 

1. Как называется форма портрета, переходная между иконой и светским произведением?

2. Как называлась первая печатная история Российского государства, написанная Иннокентием Гизелем?

3. Какие новые жанры в литературе появились в XVII в.?


 

Ответы

  1. Парсуна
  2. Синопсис
  3. Сатирическая повесть, мемуары, любовная лирика, вирши


 

Предыдущий урок
Реформы Избранной рады. Внешняя политика Ивана IV
История России в 16-17 веках
Следующий урок
Опричнина. Россия в конце правления Ивана IV
История России в 16-17 веках
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Рельеф и полезные ископаемые

    География

  • Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации»

    Информатика

  • Применение условий равновесия твёрдого тела. Решение задач

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке