- В каком году было издано Соборное Уложение?
- Какое его положение можно назвать самым значительным в отношении крестьянства?
- Почему Земские соборы стали созываться всё реже?
- Священство и царство
- Патриарх Никон
- Никониане и старообрядцы
- Осуждение Никона
- Гонения на старообрядцев
- охарактеризовать положение Русской православной церкви после Смутного времени
- знать причины церковной реформы
- уметь объяснять понятия: анафема, старообрядцы, значение Раскола
Патриарх Никон в XVII в. провёл ряд церковных преобразований, которые изменили привычный религиозный уклад жизни. Эти события послужили началу церковного раскола. Каким образом происходили данные события и какие последствия они за собой повлекли, узнаем на этом уроке.
Священство и царство
В XVII в. в России нарастали противоречия между церковью и государством. Вопрос: чья власть выше — патриарха или царя? — шёл из глубины веков. По образцу Византийской империи митрополиты, а потом патриархи подчинялись светской власти. Высших иерархов церкви ставили на свои посты великие князья, а позднее цари. Но со временем церковь в России получила огромную силу. Государство нуждалось в ней во время борьбы с иноземными захватчиками и в период централизации государства. Крестом и молитвой церковь освящала великие свершения народа. Но чем сильнее, крепче становилась в России самодержавная власть монарха, тем меньше отводилось места церкви в этой системе. Царская власть не желала мириться с существованием этого государства в государстве, с мощным политическим влиянием церкви, с различного рода судебными и налоговыми льготами. Дворянское сословие с вожделением поглядывало на безбрежные церковные, монастырские и патриаршие земли, на которых можно было бы поместить тысячи служилых людей. К середине XVII в. церковь лишилась многих своих преимуществ: специально созданный Монастырский приказ (светское учреждение) ведал всеми населёнными церковными землями, кроме патриарших, и вершил суд над населением этих земель; судебные и налоговые льготы также остались лишь за патриаршими владениями. Соборное уложение 1649 года также установило запрет отдавать вотчины монастырям. Все эти перемены вызвали недовольство высшего духовенства церкви. И всё же Русская православная церковь оставалась по-прежнему одним из крупнейших земельных собственников в России.
Патриарх Никон

На защиту интересов церкви встал патриарх Никон, человек незаурядный. Патриарх Никон в миру был известен под именем Никита Минов (рис. 1).
В начале 1630-х годов будущий патриарх отправился в Анзерскую пустынь, расположенную рядом с Соловецким монастырём, где принял монашеский постриг. В тридцатилетнем возрасте будущий патриарх перешёл в Новоспасский монастырь в Москве. Именно здесь он и познакомился с молодым российским царём Алексеем Романовым. Взгляды двух людей были достаточно схожими. В 1649 году при содействии царя Алексея Михайловича Никон занимает пост митрополита Новгородского и Великолуцкого. Алексей Михайлович благоволит к Никону, надеясь получить в его лице поддержку и опору своим государственным начинаниям. В личной переписке, завязавшейся между царем и Никоном, Алексей Михайлович называет его «собинным (особенным) другом». В 1652 году освобождается патриарший престол и по желанию царя на него возводят Никона.
Патриарх Никон, как отмечают очень многие историки, отличался не столько своими познаниями, сколько жестокостью и властностью. Он буквально бредил идеей получения безграничной власти, которая была, например, патриарха Филарета.
В патриархе Никоне сочетались именно те качества, которые были необходимы реформатору: властолюбивость, решительность и даже жестокость. Патриарх начал проводить в жизнь грандиозную церковную реформу.
Никониане и старообрядцы
По заверениям многих историков, которые занимаются изучением XVII века, в России в это время сложилась уникальная ситуация, когда религиозные обряды в стране очень сильно отличались от общемировых, в том числе и от греческих обрядов, откуда и пришло христианство на Русь. Кроме того, часто говорится, что религиозные тексты, а также иконы, имели искажение. Поэтому в качестве основных причин церковной реформы в России можно выделить следующие явления:
- книги, которые вручную переписывались веками, имели опечатки и искажения;
- отличие от мировых религиозных обрядов. В частности, в России до XVII века все крестились двумя перстами, а в других странах — тремя;
- ведение церковных обрядов. Обряды велись по принципу «многоголосья», который выражался в том, что одновременно службу вели и священник, и дьяк, и певчие, и прихожане. В результате образовалась многоголосие, в котором тяжело было что-то разобрать.
Русский царь одним из первых указал на эти проблемы, предлагая принять меры для наведения порядка в религии. Реформа патриарха Никона начала реализацию в 1653–1655 гг. Эта реформа несла в себе коренные изменения в религию, которые выразились в следующем:
- крещение тремя перстами вместо двух;
- поклоны следовало совершать до пояса, а не до земли, как было раньше;
- внесены изменения в религиозные книги и иконы;
- введено понятие «православие»;
- изменено имя Бога, в соответствии с общемировым написанием. Теперь вместо «Исус» писалось «Иисус»;
- замена христианского креста. Патриарх Никон предлагал заменить его четырёхконечный крестом;
- изменение обрядов церковной службы. Теперь Крестный ход совершался не по часовой стрелке, как было раньше, а против часовой стрелки;
- начались исправления богослужебных книг — «книжная справа».
Всё это подробно описывается в церковном Катехизисе. Реформы были кардинальными. Они перечеркивали всё, что было до этого. Естественно, что многие священнослужители были не готовы к подобным изменениям, осуждали и не принимали их. Неслучайно эти реформы также называются церковным расколом российской церкви. Само слово «раскол» указывает на кардинальные изменения.
После начала реализации реформы по всей стране прокатились массовые народные восстания, направленные против изменений церковного уклада. Часть людей открыто высказывала своё недовольство, другие просто уходили в леса.
Сторонников старого обряда, не желавших принять реформу Никона, стали называть старообрядцами.
Старообрядчество — это совокупность религиозных течений и организаций, направленных против церковных реформ патриарха Никона.
Осуждение Никона
Никон видел в противниках реформ непослушание церковных властям. И открыто проявлял свою своевольность и даже жестокость.
Вскоре после реформ Никон обратился к Алексею Михайловичу с предложением разделить с ним управление государством. Однако Алексей Михайлович не пожелал ни с кем делить свою власть. Отношения между царём и патриархом разладились. Никон попробовал поставить «священство выше царства» и потерпел в этом крах.
Алексей Михайлович отказался посещать патриаршие богослужения в Успенском соборе и перестал приглашать Никона на государственные приёмы. В надежде, что царь вернёт его, Никон в 1658 году заявил о сложении с себя полномочий и удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Однако добился обратного результата. Алексей Михайлович начал подготовку церковного суда над Никоном. Для этого царь пригласил в Москву православных патриархов из других государств.
В 1666 году был созван Церковный собор, чтобы провести суд над Никоном. На суде Алексей Михайлович дал понять, кто всё-таки является главой государства. Он заявил, что Никон «самовольно и без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрёкся».
Участники собора высказались в поддержку царя и осудили Никона. Он был лишён сана патриарха и отправлен в монастырь на вечное заточение. Также на соборе высказались в поддержку церковной реформы, а все несогласные с ней были преданы анафеме.
Анафема — это отлучение христианина от церкви, проклятие.
На соборе было решено передать лидеров старообрядцев светским властям. По Соборному уложению 1649 года им грозила смертная казнь на костре.
Гонения на старообрядцев
После церковного раскола впервые в истории России по стране прокатились массовые религиозные выступления. Они продолжались вплоть до конца XVII века. Среди приверженцев старых традиций и обрядов были представители различных слоёв населения.
Протест старообрядцев принимал различные формы: самосожжение, голодная смерть, уклонение от повинностей, неподчинение властям, вооружённое сопротивление царским воеводам. Самым распространенным явлением стало самосожжение. В период с 1675 по 1695 год так погибло до 20 тысяч борцов за старую веру.
Яростным деятелем старообрядцев был протопоп Аввакум (Аввакум Петров).
Протопоп — это обиходное название старшего православного священника (протоиерея).

Аввакум был активным приверженцем и проповедником благочестивого образа жизни. Аввакум считал, что за основу православной веры следует брать русские первоисточники, поэтому он отвергал реформы патриарха Никона.
За свои убеждения Аввакум был арестован и заключён в монастырь. А позже вовсе сослан с семьёй в Сибирь, где провёл 10 лет. Однако где бы не находился, Аввакум везде проповедовал старообрядческие идеи и принципы.
В 1663 году Аввакум был возвращён в Москву, где стал продолжать борьбу с церковной реформой.
На Церковном соборе 1666–1667 гг. его лишили духовного сана и отлучили от церкви. После этого он был сослан в Пустозёрск. Там он провёл 15 лет в земляной тюрьме.
Находясь в Пустозерске, он занимался литературной деятельностью. Там им было написано знаменитое произведение «Житие» и множество других работ. По царскому указу 11 апреля 1682 года «неистовый протопоп Аввакум» и его сподвижники были заживо сожжены (рис. 2).

В числе старообрядцев были и представители высшего сословия. Широко известна боярыня Морозова, не оступившаяся от своей веры (рис. 3).
Были и вооруженные выступления старообрядцев: Соловецкое восстание 1668–1676 годов, движение раскольников во время Московского восстания 1682 года, выступление на Дону в 1670–1680-х годах (рис. 4).

Таким образом, во время Смуты Русская православная церковь также была вовлечена в политическую борьбу. При патриархе Филарете укрепились царская власть и положение церкви в государстве. Реформа патриарха Никона изменила обрядовую сторону православия. После церковной реформы произошёл раскол верующих на никониан и старообрядцев. Борьба раскольников за старую веру стала одной из форм сопротивления народа против притеснения властей.
Контрольные вопросы
1. Какой термин, связанный с жизнью Русской православной церкви, появился при царе Алексее Михайловиче?
2. Что было результатом церковных реформ патриарха Никона?
3. Назовите термин, обозначающий высшее церковное проклятие и отлучение от церкви.
- Старообрядцы
- Изменения в церковных обрядах
- Анафема