- Освоение территории
- Государственное управление
- Укрепление верховной власти
- Положение сословий в уездах
- ознакомить обучающихся с системой управления государством в первой трети XVI в.
- дать оценку значению образования единого государства
- раскрыть характерные черты политического и общественного строя Российского государства
- Что такое самодержавие? Какие особенности у этого строя?
- Удалось ли Василию III продолжить внутреннюю и внешнюю политику своего отца?
- Приведите конкретные примеры завершения централизации Российского государства?
Освоение территории
Границы Российского государства к началу XVI в. расширились, хотя и не превзошли размеры Киевской державы: значительная часть западнорусских земель продолжала оставаться в составе Великого княжества Литовского. На значительной по площади территории проживало недостаточное в количественном отношении число людей. Население достигало, по самым смелым предположениям историков, 6–6,5 млн чел. Таким образом, плотность населения в среднем составляла 2,15–2,3 чел. на 1 км2 (в Европе тогда на 1 км2 приходилось по 10–30 чел.), что, конечно, не стимулировало ускоренное развитие земледелия. К тому же трудовые ресурсы были размещены неравномерно: основная часть населения в России была сосредоточена в северо-западных и центральных районах страны, что сказывалось на уровне развития различных российских регионов.
В начале ХVI в. дальнейшее развитие получило ремесленное производство, которое существовало в двух основных формах:
1) вотчинного ремесла, которое носило в основном натуральный характер и обслуживало конкретного феодала и зависимое от него население;
2) городского ремесла, отличительной чертой которого стала работа не на заказ, а на рынок.
Кроме того, дальнейшее развитие получает процесс специализации городского ремесла, что чётко выразилось в появлении городских ремесленных слобод (кадашевской, хамовной, кузнечной, гончарной). Но при этом следует особо подчеркнуть, что, в отличие от стран Западной Европы, в России отсутствовала цеховая система ремесленного производства.
Несмотря на политическое объединение Руси, экономически она оставалась раздробленным государством. Доказательством этого служит всего один, но очень показательный факт: вплоть до 1754 г. в России существовали внутренние таможенные пошлины, когда при пересечении границ бывших удельных княжеств, уже давно ставших уездами единого государства, необходимо было заплатить таможенную пошлину за любой товар. А это соответствующим негативным образом сказывалось и на развитии внутренней торговли, и на процессе первоначального накопления капитала, и в целом на экономическом развитии страны.
Государственное управление
Собрав русские земли под своей властью, Василий III начал проводить централизацию. Это установление единой системы управления страной, введение единого законодательства и административного деления, создание общего войска.
Ещё при Иване III начала складываться новая система управления. Главой государства был великий князь и государь всея Руси. Он издавал законы, вёл переговоры с другими странами, объявлял войну и заключал мир, чеканил монету.
Представители знатных родов вошли в Боярскую думу — высший законосовещательный орган при государе. Состав Боярской думы был небольшим. В её состав входили пять–десять бояр и окольничих. Они обсуждали все самые важные вопросы жизни государства.
Боярская дума — высший совещательный орган при государе, в который входили «думные чины» — бояре, окольничие, думные дворяне.
Представители менее родовитых семей становились думными дворянами. Ранее дворянами называли служилых людей князя и бояр, которые заменили дружинников. В период существования единого русского государства они стали привилегированным сословием, получавшим на период службы поместье от государя.
Дворяне — в удельный период — служилые люди князя и бояр, которые заменили дружинников; в условиях единого Российского государства — привилегированное служилое сословие, получавшее на период службы поместье от государя.
Одним из первых, кто получил этот титул, был Иван Шигона-Поджогин. Думцы были послами и воеводами.
Опорой для правителя был государев двор. Это институт социальной организации землевладельцев. В него входила правящая верхушка общества — старые боярские семьи (такие, например, как Шереметевы и Морозовы), а также перешедшие на московскую службу князья.
Государев двор — институт социальной организации землевладельцев в России. Возник в конце XII в. на базе княжеской дружины.
Из представителей государева двора назначали наместников, дворецких, послов, воевод. Также они занимали высшие придворные должности. Казна занималась ведением архивов и сбором налогов.
Были созданы специальные учреждения — дворцы. Они управляли личным хозяйством великого князя, его дворцовыми землями и ранее независимыми княжествами. В XVI в. на основе дворцов возникли приказы — органы центрального управления, которые имели судебную функцию.
Государственную документацию вели дьяки и подьячие. Дворецкие занимались судом, обменом и определением границ земель. Также они вели контроль за наместниками, стоявшими во главе уездов — крупнейших территориальных единиц России.
Уезды делились на волости и станы. Волость была низшей административной единицей. А стан занимал промежуточное положение между волостью и уездом.
Уезд — крупнейшая территориальная единица в объединённом Российском государстве, созданная при Василии III; делилась на станы и волости.
Стан — административно-территориальная единица, занимавшая промежуточное положение между уездом и волостью; два–три стана составляли уезд.
Волость — низшая административно-территориальная единица в России.
Поступая на службу, наместники перевозили весь свой двор — вольных слуг и холопов. Система содержания должностных лиц за счёт местного населения называлась кормлением. Существовали специальные документы — уставные грамоты, которые определяли полномочия должностных лиц и размеры их содержания.
Кормление — система содержания должностных лиц за счёт местного населения, предоставлявшего им на время службы «корм» в денежном или натуральном (хлеб, мясо, рыба, овёс и т. п.) виде.
Наместники занимались уголовным и гражданским судом, взимали штрафы и пошлины, которые затем шли в казну. Однако суд должен был проводиться только при участии местных выборных людей.
Наместник — должностное лицо, которое великий князь ставил во главе уезда; ведал судом, взимал штрафы и судебные пошлины в пользу государства.
Приказы — органы центрального управления в России в XVI — начале XVIII в. (Посольский, Поместный, Земский, Челобитный, Казённый и др.). Имели преимущественно судебную функцию. Некоторые из них контролировали конкретные территории (приказ Казанского дворца, Сибирский приказ, Новгородская четь и др.).
Княжеские дружины были заменены единой армией. Это было дворянское ополчение, созданное на основе раздачи поместий — участков государственной земли с крестьянами, которые получали при условии несения военной службы. Поместья было запрещено продавать, дарить или закладывать. Однако они могли быть переданы по наследству, если сын занимал на службе место отца. На земли, которые были отняты у тверской, новгородской и рязанской знати, отправляли выходцев из Москвы — низших дворцовых слуг или даже холопов. Рядом поместья получали и младшие представители знатных семей. Поместье могли изъять в случае неявки на службу. Если дворянин погибал в бою, его вдова получала часть владений супруга. Уже в середине XVI в. сложилась поместная система — учёт населения земли и раздача её в поместья. Занимались этим Поместные приказы. При Василии III сложилась система связи — ямская гоньба. Население сёл, которые находились вдоль крупных дорог, становилось ямщиками. Они перевозили грузы между станциями — ямами.
Назначение на определённую должность происходило благодаря системе местничества.
Местничество — это порядок назначения на должность в зависимости от знатности происхождения, а не от способностей. Термин произошёл от обычая считаться «местами» на службе и за государевым столом.
Сложилось местничество при дворе великого князя Московского на рубеже XV–XVI вв. как следствие централизации государства и ликвидации удельной системы. Место боярина в служебно-иерархической лестнице чинов определялось с учётом службы предков при дворе великого князя.
К появлению местничества были исторические предпосылки. С объединением русских земель вокруг Москвы потерявшие свои уделы князья Рюриковичи в большом числе устремились в столицу — занять здесь как можно более значимые места. Положение усугублялось ещё и тем, что вместе со своими господами в Первопрестольную приезжали рязанские, ростовские и прочие бояре. Естественно, что такое положение вещей не могло устроить местную аристократию, привыкшую к своему исключительному положению вокруг великого московского князя. Москвичи старались всячески оттеснить служилых княжат и их бояр от важных служб. И хотя в полной мере сделать им это не удалось, зато со временем возникла система родовых счётов, благодаря которой установилось относительное равновесие среди семей, вошедших в состав знати.
В первой половине XVI в. местничество наблюдалось лишь среди бояр и бывших удельных князей. С середины XVI в. оно проникает в среду дворян, а в XVII в. даже в среду купцов и городовых чинов.
Нередко назначаемый на должность бил челом Государю о том, что ему негоже служить ниже такого-то боярина, ибо такая «потеря чести» могла создать прецедент и для понижения статуса у потомства.
Укрепление верховной власти
Крепкое, сильное государство невозможно без управления твёрдой рукой верховного правителя. Тенденции к централизации, которые наблюдались в Российском государстве, нашли отражение и в усилении великокняжеской власти.
В Троице-Сергиевом монастыре сохранилась шёлковая пелена, сшитая Софьей Палеолог в 1498 г. На пелене вышито её имя, причём Софья величает себя не великой княгиней московской, а «царевной царегородской». С этого времени русские правители начали сначала неофициально, а затем на официальном уровне именовать себя царями. В 1514 г. в договоре с императором Священной Римской империи Максимилианом I сын Софьи Василий III впервые в истории Руси назван императором русов. Эту грамоту затем использовал Пётр I как доказательство своих прав на коронацию в качестве императора.
В начале XVI в. Иван III принял титул государя всея Руси. Это ставило русского правителя в один ряд с монархами Европы. Также титул демонстрировал желание Ивана III распространить свою власть на все земли, которые когда-то были в составе Древнерусского государства. После войн с Великим княжеством Литовским Иван III значительно расширил свои владения. К нему перешли земли, принадлежавшие князьям Одоевским, Воротынским и Белёвским. На церковном соборе 1503 г. Иван III предложил монастырям передать ему свои земли. Взамен государь обещал обеспечивать их деньгами и продуктами. Однако митрополит и владыки ответили на это предложение отказом. Тем не менее, данный факт указывает на желание правителя распространить свою власть и на церковь. Преемник Ивана III — Василий III — продолжал политику своего отца, и в документах, посылаемых в Западную Европу, он именовал себя «царём». Этим Василий III демонстрировал своё равенство с германским императором.
Получила распространение и религиозная теория «Москва — третий Рим». Её возникновение связывают с именем старца псковского Елизарова монастыря Филофея. Первый Рим пал из-за ересей . Второй Рим – Константинополь – пал из-за Флорентийской унии 1439 г. . Третий Рим –Москва – стоит вечно. Четвертому Риму не бывать. Филофей писал царю: «Храни и внимай благочестивый царь тому, что все христианские царства сошлись в одно твоё, что два Рима пали, а третий стоит, четвёртому же не бывать». Эта формулировка и стала классическим выражением мессианской концепции Москвы как третьего Рима. Москва, одержавшая в недавнем прошлом победу над «неверными» (имеется в виду победа над татаро-монголами в 1480 г.), выступившая собирательницей русских земель и защитницей всех православных народов, предстала как вполне достойная восприемница второго Рима — Константинополя. Идея Москвы как третьего Рима в своём первоначальном варианте имела прежде всего религиозный смысл, однако очень скоро произошло своеобразное смещение акцентов — с религиозного в сторону идейно-политического обоснования возвышения Московского княжества как державы. Московские государи быстро уловили второй смысл и увидели в идее то, что было созвучно их собственным устремлениям, связанным и с укреплением политических позиций Москвы, и с укреплением самодержавия.
Положение сословий в уездах
Как Вы помните, с удельной системой в Российском государстве было практически покончено. С этим обстоятельством было связано изменение положения земледельцев, которые теперь должны были нести службу. Для осуществления службы служилые люди объединялись в так называемые служилые города.
Служилый город — это форма организации местного дворянства в рамках уезда. Такой город позволял быстро собирать войско.
Провинциальные дворяне назывались «детьми боярскими». Дворян каждого уезда два раза год проверяли на годность к службе.
Дети боярские — провинциальные дворяне, нёсшие обязательную службу и получавшие за неё поместья от великого князя.
Дворяне служили с «земли», то есть приобретали всё необходимое для службы (коня, обмундирование, оружие) за счёт денег , получаемых с поместья или вотчины. Самой многочисленной категорией населения оставалось крестьянство, которое объединялось в миры — крестьянские общины. В данный исторический период крестьянство делилось на две категории: частновладельческие крестьяне, работавшие на своих господ и платившие налоги государству, и черносошные — лично свободные крестьяне, которые только платили налоги государству.
Чёрные волости, население которых составляли преимущественно черносошные крестьяне, были источником земельных пожалований служилым людям.
Мир — это крестьянская община, с традицией взаимопомощи и зашиты общих интересов.
Крестьянская община делила пахотные наделы и огородные участки между крестьянскими семьями, контролировала использование сенокосных угодий, промысловых территорий, озёр и рек. Община распределяла между крестьянскими дворами государственные подати и повинности. Она сохранялась также и при передаче «чёрных» (государственных) земель в вотчинную и поместную собственность.
Черносошные крестьяне — это лично свободные крестьяне, которые пользовались государственной землёй и платили налоги с чёрной сохи, то есть поземельный налог с государственной земли.
Соха — единица налогообложения на Руси в XIII–XVII вв., определённый размер земельного надела, с которого брались налоги (подати). Размеры эти были различными и в разное время, и в разных уголках России, в зависимости от того, насколько плодородна была земля.
Крестьяне жили в поселениях различного типа:
- село — 20–30 дворов, центр церковного прихода. Как правило, село было центром вотчины;
- слобода — поселение крестьян, призванных на льготных условиях из других земель;
- деревня — 3–5 дворов. Название происходит от слова «дерть» — целина. Деревень среди типов поселений было большинство. Они обычно возникали в результате перехода крестьян на новые земли. Важно подчеркнуть, что деревня представляла собой самодостаточный хозяйственно-жилой комплекс, воспринимаемый как таковой и визуально (дворы, стоявшие вместе). От села и слободы деревня отличалась сугубо сельскохозяйственной направленностью (а те могли быть и ремесленными, и торговыми), а от починка — большим размером, большим хозяйственным ареалом и устойчивостью;
- починок — 1–3 двора. Термин возник от глагола «почать, почну» — начать. Это маленькое поселение на свежевозделанной земле;
- пустошь, селище, печище — запустевшие, брошенные поселения. Они различались по степени опустошенности. Земля пустошей ещё вносилась в земельные переписи как пригодная для сельскохозяйственного использования, а печище считалось совсем погибшим — от него оставались только сгоревшие остовы печей.
Горожан называли «городчане», они делились на несколько категорий. Оброчные (тяглые) делились по материальному достатку на лучших и молодших. Владельцы частных земель назывались своеземцы.
В этот период на южных рубежах государства начинает формироваться новое сословие казаков (от тюрк, «удалец, вольный человек»). Казаками становились беглые или же ушедшие на свободные земли «Поля» («Дикого Поля») крестьяне. Там они объединялись в общины и все важнейшие дела решали на общем собрании, получившем название «казачьего круга».
Контрольные вопросы
1. Как называется орган власти, который в XV–XVII вв., выполнял совещательные функции при государе и в который входили представители самых знатных родов?
2. Как называлась низшая административно-территориальная единица Российского государства?
3. Как называется система связи и сообщений, сложившаяся при Василии III?
- Боярская Дума
- Волость
- Ямская служба