- Перечислите сословия российского общества в XVII в.
- Назовите основную обязанность дворцовых крестьян.
- Какие два нормативно-правовых акта стали регулировать торговлю в XVII в.?
- Образ власти
- Боярская дума
- Приказная система и местное управление
- От дворянского ополчения к войскам нового (иноземного) строя
- охарактеризовать время правления первых Романовых и перемены в государственном устройстве
- знать определения понятий: бюрократия, полки нового строя, рейтары, гусары, драгуны
- уметь объяснять причины событий и делать выводы
В. О. Ключевский высказал предположения о том, что Россия в XVII в. «оказалась более отсталой от Запада, чем была в начале XVI в.» и что это время было «эпохой, подготовлявшей преобразования Петра Великого». Какие факторы дали историку основания для подобных утверждений? Как развивалась страна при первых Романовых? Узнаем из текста параграфа.
Образ власти
В феврале 1613 г. Земский собор избрал на престол Михаила Романова (1613–1645) , кандидатура которого устраивала разные слои общества (рис. 1). С этого времени вплоть до 1917 г. Россией правила династия Романовых. Царь был достаточно молод — ему было 16 лет. Опыта управления страной у него не было. Поэтому большое влияние на правителя оказывали его родители. Мать — Марфа, объявленная после избрания Михаила «Великой государыней», и отец — находившийся до 1619 г. в польском плену митрополит Филарет (рис. 2). Он получил титул патриарха и «Великого государя» и фактически до своей смерти в 1633 г. являлся правителем России. Некоторые историки даже говорят о «двоевластии», сложившемся в это время, но на самом деле все важные решения исходили только от патриарха Филарета. И лишь после его смерти Михаил Романов стал править самостоятельно. По свидетельству современников Михаил Романов был спокойным и мирным человеком. Легко поддавался влиянию своего окружения, за что получил прозвище Кроткий. После смерти Михаила Романова новым правителем России стал его сын Алексей Михайлович (1645–1676) .
Боярская дума
Хотя при вступлении на престол Михаил Романов дал клятву править в согласии с Земским собором и Боярской думой, за период XVII в. роль сословно-представительных органов в России значительно уменьшилась. Царская власть стала практически абсолютной.
Права Боярской Думы не были чётко определены, но царь советовался и совещался с думными боярами. Боярская дума участвовала в обсуждении вопросов внутренней и внешней политики государства, финансов, религии и многих других. В XVII в. сложилась новая иерархия Боярской думы. Высшими чинами оставались бояре — потомки феодальных князей, старая аристократия.
Окольничие были по значимости вторыми после бояр. Они обладали теми же правами, но принадлежали к менее знатным родам. Часто в окольничие назначались сторонники царя, чтобы после возвести их в боярство. Думные дворяне были третьими в иерархии. Часто они принадлежали к обедневшим или менее знатным родам. Выдвигались они за счёт личных качеств, достижений на службе. В Думе они составляли опору царя. Думные дьяки так же продвигались в Думу благодаря личным качествам и выслуге. Они могли быть выходцами не из дворян, и так же были опорой царской власти (рис. 3).
Боярская дума при первых Романовых
Что из себя представляла боярская дума при Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче, можно увидеть в следующей таблице (см. табл. 1).
Таблица 1. Боярская дума при первых Романовых
Критерии
|
Правление Михаила Романова
|
Правление Алексея Михайловича
|
Кто входил в состав?
|
Наиболее знатные и родовитые люди. Около 20 человек.
|
Входили и представители менее знатных родов. Состав был увеличен до 100 человек. |
Какие вопросы решала?
|
Вопросы войны и мира, утверждение законов, введение новых налогов.
|
|
Кто руководил работой?
|
Царь. Писали: «Государь указал, бояре приговорили».
|
|
Как часто созывалась?
|
По мере надобности.
|
Появилась «ближняя дума», состоявшая из наиболее доверенных лиц. Постепенно заменила собой «большую» думу.
|
Приказная система и местное управление
Как и прежде, главными органами центральной исполнительной власти были московские приказы. Но ввиду увеличения территории страны усложнению экономической и социальной жизни их количество постоянно менялось.
Часто различные приказы выполняли смежные функции, поэтому выстроить абсолютно чёткую систему приказов весьма сложно.
Приказами управляли судьи, назначаемые царём и Боярской думой в основном из числа бояр. Первое звено помощников судьи — дьяки. Основная черновая работа выполнялась поддьячными.
Приказная система управления в России подразделялась на 3 уровня.
1. Общегосударственные Приказы — общая система управления государством
Это были основные органы управления страной. Как правило, попасть в эти органы было очень почётно (рис. 4). К общегосударственным Приказам российского царства относятся:
- Посольский (1549–1720) — внешняя политика и откуп военнопленных.
- Разрядный (1535–1711) — распределение людей на государственную службу. Должность могли получить только бояре и дворяне. Этот Приказ был едва ли не ключевым для знати, поскольку именно он определял, куда попадёт человек в гражданской и военной службе.
- Большая казна — получение доходов от отраслей (городов), подчинённых другим Приказам.
- Оружейная палата — заведовала оружием.
- Пушкарский (1577–1700) — наём людей на военную службу, назначение окладов и так далее.
- Стрелецкий (1555–1701) — управление наземными подразделениями (основа — стрельцы) в армии, в том числе казаками.
- Рейтарский (1649–1700) — управление конными войсками. Основная единица армии — рейтарские войска.
- Иноземный (1623–1701) — общее управление русскими и иностранными войсками, находящимися на службе русского царя.
- Поместный — распределение поместий в стране и сбор налогов с поместий.
- Ямской — почтовая связь и сообщения между городами.
- Каменных дел — ведал каменным строительством в крупных городах.
2. Территориальные Приказы — система управления на отдельных территориях страны
Если общегосударственные приказы занимались управлением страной в целом, то Приказы областные фокусировались на отдельных регионах страны. Всего за период российского царства было создано 4 областных Приказа: Малороссийский, Сибирский, Казанский и Смоленский. Каждый из них обладал влиянием в определённом регионе и занимался укреплением там царской власти.
3. Дворцовые Приказы — управление царским двором
Это была система, обеспечивающая комфорт царской жизни. К дворцовым Приказам относятся:
- Казённый — сохранность всего имущества, находящегося во дворце и принадлежащего царской семье.
- Большого дворца — все аспекты ведения хозяйства во дворце.
- Сокольничий — разведение соколов и организация соколиной охоты для членов царской семьи.
- Конюшенный — содержание и управление царскими конюшнями, организация выездов.
- Царская и Царицына мастерская палата — пошив одежды, драгоценностей и прочего.
Периодически создавались временные Приказы, такие как Тайных дел или Счётный. Их работа была эпизодической и непродолжительной. Отдельной категорией выступали 2 Патриарших приказа: Казённый и Дворцовый. Первый отвечал за сохранность церковного имущества, а второй — за функционирование церковной системы и учреждений.
Говоря о системе приказов в России и системе её функционирования, важно отметить, что основными чертами этого устройства были волокита и взяточничество. Известная фраза «волочить дело» появилась именно в период функционирования этой системы. Бояре, получавшие высокие должности в системе управления страной, «кормились» в основном от этого.
Территория России в XVII в. делилась на 250 уездов. Они, в свою очередь, — на волости и станы. Во главе уезда находился воевода. Он ведал военными делами уезда, следил за сбором налогов и отработкой повинностей, был главным судьёй, следил за порядком. В управлении воеводе помогала приказная изба. Её возглавлял присланный из Москвы дьяк.
В приказной избе хранились царские грамоты, печать, учётные книги расходов и доходов, списки податей и сборов, сами сборы, велась канцелярия. Но большое количество уездов, вместе с обширной территорией России создавали проблемы в эффективном управлении. Особенно на границах, где частой была угроза иностранного вторжения.
Поэтому со второй половины XVII в. на территории России начинают формироваться более крупные административные единицы — разряды.
К концу века такими стали Московский разряд, Севский разряд на юго-западной границе, Владимирский разряд, Рязанский разряд, Белгородский разряд — с центром в Белгороде. Смоленский разряд — на западных границах, Новгородский — на северо-западе, Казанский разряд. Сибирские разряды: Тобольский, Томский, Енисейский, Ленский. Они сыграли положительную роль в укреплении рубежей России и значительно упростили управление на местах.
Таким образом, складывается бюрократическая система управления.
Бюрократия — (от фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. κράτος — господство, власть) — направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчинённым).
От дворянского ополчения к войскам нового (иноземного) строя
Войска «старого строя» комплектовались по средневековому принципу. Служилые люди «по отечеству» должны были прибыть по призыву царя на войну «конно, людно и оружно». И так как воин сам обеспечивал военное обучение и вооружение своё собственное и своих боевых холопов, то и характерными чертами этого войска были неопределённость и разношёрстность. Всякий раз царь мог лишь примерно представить, что за армия будет за него сражаться: во-первых, непонятно, сколько дворян и холопов точно прибудет вовремя; во-вторых, каковы будут их навыки и вооружение — оно было очень пёстрым, каждый вооружался на свой вкус и кошелёк, нередко только луком и стрелами.
В 30-е годы XVII в. были начаты военные реформы с целью увеличения постоянных военных сил государства и улучшения организации и боевой подготовки войск. В результате были созданы полки нового (иноземного) строя, первоначально их было всего два, но уже к 60-м годам XVII в. в конных полках нового строя состояло около 24 тысяч человек. Ратные люди новых полков состояли из рейтаров, гусар, драгун (в коннице) и солдат (пехота). Преимущества новых полков: регулярное обучение, единая тактика, понятная система иерархии, стандартизированное вооружение, выплата жалованья.
Драгуны — вооружены мушкетами и шпагами, сражались в конном и пешем строю.
Рейтары — тяжёлая конница, вооружены мушкетами, карабинами и пистолетами; рейтары снабжались латами (рис. 5).
Гусары — вооружённая пиками и пистолетами кавалерия.
Контрольные вопросы
1. Как назывался высший совещательный орган при царе?
2. За счёт чего производилась реорганизация армии?
3. Главными органами центральной исполнительной власти были?
- Боярская дума
- За счёт создания новых полков
- Приказы