- Назовите первое высшее учебное заведение в России, открывшееся в XVII в.?
- Учитель старших детей Алексея Михайловича, Симеон Полоцкий, был так же известным…
- Какая церковь в Москве является яркой иллюстрацией стиля «нарышкинское барокко»?
- Человек эпохи
- Преждевременный человек
- Перемены в быту
- характеризовать изменения в мировоззрении русских людей в XVII в.
- знать особенности быта жизни при царском дворе и бытовые условия разных сословий
- уметь размышлять и проводить параллели с современными особенностями жизни людей
Как изменчив был XVII век. Бушующие события пронизывали столетие насквозь, это оставило отпечаток и на жизни человека. Каким он стал? Как повлияли изменения на его жизнь? Какие последствия за собой повлекли? Об этом узнаем в данной теме.
Человек эпохи
В XVII в. изменилось восприятие русскими людьми окружающего мира. Они чувствовали свою принадлежность к огромной единой стране. Люди пытались осознать бескрайние просторы своей Родины. После Смуты стали больше цениться стабильность и порядок в государстве. Рост контактов с европейскими и азиатскими государствами помог изучению политического и повседневного опыта других людей, отличий жизненных укладов. Изменение церковного ритуала после раскола в Русской православной церкви не поколебало веру большинства населения России. Однако спасение теперь связывалось с активной мирской деятельностью: угождать Богу трудом, а не только молитвенными бдениями. Чтение античных трудов и европейской литературы повлияло на появление прогрессивно мыслящих чиновников. Новшества проявлялись в культуре, политике, экономике.
Люди становятся более открытыми к восприятию всего нового, это выражается в том числе в росте интереса к книгам, знаниям, образованию (рис. 1). Начинают постепенно утверждаться новые рационалистические и светские представления о мире и обществе. Для человека переходного времени характерна более активная мирская жизнь. И хотя роль религии ещё очень велика, в представлении людей этого времени начинает формироваться мысль, что спастись можно не только с помощью молитвенного уединения, но и через полезную и активную деятельность. Человек переходной эпохи более подвижен, стремится к переменам, в том числе и к движению вверх по служебной лестнице. Конечно, в большей степени это было характерно для представителей дворянства. Интерес к новому выражался и в заимствованиях и подражании Западу. Особенно это касалось быта, одежды. Все эти черты так называемого нового человека в основном проявлялись среди людей высшего сословия и городских жителей, крестьянство же продолжало сохранять традиционный уклад и патриархальность.
Преждевременный человек
Человек нового времени — это человек деятельный, способный изменить не только себя, но и окружающий его мир. Таким человеком, безусловно, был Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, в истории за ним прочно укрепилась репутация предшественника Петра Великого (рис. 2). Попав к царскому двору, он стал блестящим дипломатом. Высказывался за реформу в армии: за сокращение малобоеспособной дворянской конницы, создание регулярных частей и привлечение в качестве учителей иноземных офицеров с полей недавно окончившейся Тридцатилетней войны. По намеченному им пути в дальнейшем была проведена реформа Петра I.
По религиозным взглядам Ордин был близок сторонникам реформирования церкви и, в частности, патриарху Никону. В конце 1664 г. в связи с опалой патриарха и его сторонников, нашедших сочувствие в его доме, он был выслан из Москвы в Псков.
Оказавшись в 1665 г. воеводой Пскова, Ордин предложил создать местное самоуправление с выбранными от народа представителями, которые бы заседали в земской избе. Посадские в Пскове поддержали этот проект, но московские приказные усмотрели в нём ненужную «вольницу».
Ордин развернул активную борьбу с торговыми привилегиями иностранным купцам, предложив обязать их уплачивать высокие пошлины за ввозимые ими товары. Первым в русской экономической истории он предложил ввести конвертируемость валют: сдавать серебряные «ефимки» (от немецкого слова «иоахим») в казну в обмен на русские деньги. Однако московское правительство не решилось ввести повсеместно псковское новшество, ссылаясь на нестабильность внутренней и внешней обстановки.
За успехи на дипломатическом поприще Ордин был «пожалован в бояре». В его ведение был отдан Посольский приказ (который он возглавлял пять лет), а вместе с ним — право считаться «царственной Большой печати и государственных великих дел сберегателем». Ордин становится «ближним боярином и дворецким» русского царя, то есть по сути — первым в России канцлером, так как в его ведении оказались также Малороссийский приказ, Смоленский разряд и ряд других государственных учреждений. Повышая вес Ордина-Нащокина в обществе, царь пожаловал ему 500 крестьянских дворов в Костромском уезде и Порецкую волость и определил дополнительное вознаграждение в 500 рублей к и без того высокому окладу боярина.
С именем Ордина связано в русской военной истории строительство первой в России корабельной верфи в селе Дединове на Оке для несения сторожевой службы на Волге и Каспийском море. Построенный по указу Ордина корабль «Орёл» должен был положить начало строительству русского флота на Каспии (за четверть века до Петра I), но корабль был вскоре сожжён, как и ряд других более мелких судов, участниками восстания под руководством атамана С. Т. Разина (1669–1771) (рис. 3).
Из-за прямоты своих взглядов Ордин-Нащокин попал в опалу и в итоге в 1671 был отстранён от службы в Посольском приказе, возвратился на родину и постригся в монахи под именем инока Антония. Правда вскоре Алексей Михайлович вернул опального дипломата для участия в переговорах с польскими послами. Однако переговоры успеха не имели, Ордин-Нащокин чувствовал себя усталым от жизни при дворе, вернулся в монастырь и скончался в 1680 г.
Перемены в быту
Несмотря на все препоны средневековья, Россия вступала на путь общеевропейского движения. Развивалась городская жизнь, ставшая носителем новых культурных процессов, появились первые мануфактуры. Формировался всероссийский рынок, стягивающий воедино всю страну.
Всё шире становился приток в Россию иностранных специалистов. Немецкая слобода Кокуй к неудовольствию церковников становилась средоточием многих западных новшеств, европейских культурных настроений, одежды и быта (рис. 4).
В XVII в. появился русский театр, что стало велением времени. В Европе театр — мощный фактор развития культуры, формирования новых нравственных ценностей наступающего буржуазного общества. В Москве это чувствовали, понимали. И прежде всего в царском окружении.
Большими почитателями театральных постановок стали царь Алексей Михайлович и А. С. Матвеев, глава Посольского приказа. Именно он первым предложил монарху организовать труппу под руководством пастора из Немецкой слободы. Тот набрал актёров сначала из иноземцев, позднее привлёк и русские таланты. Построили театральные храмины в селе Преображенском, затем в Кремле. Играли пьесы лишь в летнее время в основном на библейские сюжеты, близкие религиозным русским людям.
После смерти Алексея Михайловича труппа распалась, театр был закрыт. И всё же начало русскому театру положено. Традиция начала жить.
Постепенно европейская модель жизни проникала в материально обеспеченную русскую среду. Главной чертой новшеств стала забота о комфорте и удобствах человека, о красоте и разумной функциональности его одежды и обуви. Изживались варварские черты и в быту: обычай есть из общей миски, брать пищу руками. За столом появились приборы для еды, салфетки, скатерти. Появилась и индивидуальная посуда, индивидуальные предметы туалета, отдельные комнаты для каждого члена семьи, где он мог побыть в одиночестве.
В больших каменных домах с высокими потолками бояр Голицыных, Нарышкиных, Одоевских, Троекуровых, Морозова, Матвеева, в палатах дьяков Ордина-Нащокина, Украинцева, в приуральских дворцах Строгановых стены были покрыты дорогими обоями, тканями, кожей, коврами. В простенках висели зеркала и картины как европейского, так и русского происхождения. Люстры с сотнями свечей освещали помещения. В комнатах стояла красивая мебель: диваны, кресла. Отдельные помещения занимали библиотеки. В таких домах пользовались дорогой посудой, изящно сервировали столы (рис. 5).
Под стать таким домам была одежда хозяев и их слуг — не долгополая и неудобная, по русскому обычаю, а короткая, лёгкая, красивая, по западным фасонам, из дорогих тканей, украшенная золотым и серебряным шитьём, драгоценными камнями (рис. 6).
Изменились и экипажи: использовались не старые кареты-колымаги, а лёгкие, на рессорах, западные коляски с холопами на запятках.
В дома богатых людей входит практика концертов, развлечений, игр, в частности, шахматы. Уже в то время русские были великие шахматные мастера и легко обыгрывали заезжих из Европы любителей этой игры, о чём есть яркие свидетельства.
Наиболее европеизированные люди начинают брить лицо, стригут голову не «под горшок», как прежде, а делают причёску; некоторые даже начинают использовать парики. Скромнее жили и одевались представители посадской верхушки (суконное платье, скромная мебель и посуда), но и в их среде наблюдалось стремление к комфорту, к индивидуализации жизни для себя и членов своей семьи.
Изменения коснулись даже жизни женщин. Ранее вся жизнь цариц и царевен проходила в тереме, а заканчивалась в монастыре. Жена и дочери царя жили в строгом уединении, проводя дни частью в молитве и посте, частью в рукоделии и комнатных забавах с сенными девушками. Из мужчин только патриарх и ближние сродники могли видеть их. Врачи в случае надобности осматривали больных женщин в тёмной комнате, щупая им пульс через платок. В церковь они ходили скрытыми переходами и стояли там в специально отгороженном приделе. Участие в придворных празднествах им было строго заказано. Лишь погребение царя на короткий срок вырывало их из терема: они шли за гробом в непроницаемых покрывалах. Народ знал их единственно по именам, которые провозглашались в церквях при многолетии царскому дому. Теперь же, к концу XVII в., царица Наталья уже могла себе позволить открыто ездить в карете. К сожалению, жизнь женщин нецарского происхождения осталась практически без изменений: работа по дому и в поле, уход за детьми и мужем (рис. 7).
В XVII в. в России женились рано — в 13–15 лет. Готовить детей к женитьбе (замужеству) начинали с колыбели. Семья в те времена играла исключительно важное экономическое значение. Женитьба находилась целиком в руках родителей. В подавляющем большинстве случаев жених и невеста не знали друг друга до брака. Также браки могли совершаться по повелению высших лиц: господа женили своих слуг, не спрашивая их согласия, а цари и великие князья искали невест для своих бояр (рис. 8).
И всё же новые явления быта — капля в море старорусских обычаев и традиций. Миллионы людей, в том числе и на посадах, жили в чёрных, или «курных», избах с бычьим пузырём в окне вместо стекла или слюды (что позволяли себе зажиточные люди). Здесь по-прежнему горела по вечерам лучина в общей комнате, по-прежнему сидели на лавках вокруг общей миски крестьянские или посадские семьи и хлебали щи или ели кашу деревянными ложками по сигналу главы семейства.
Здесь, как и раньше, одежду шили из домотканого холста или грубого сукна, летом носили лапти, зимой — валенки. Спали на лавках в общих комнатах.
А дальше на северо-восток и на восток, в Сибирь, уходили бескрайние просторы страны, где местное население ещё пользовалось каменными орудиями труда, жило в чумах и юртах. Для них и изба русского крестьянина казалась верхом комфорта и совершенства.
Контрольные вопросы
1. При каком царе в России появился театр?
2. Как изменилась жизнь женщины знатного происхождения в XVII в.?
3. Верно ли, что обряд похорон русских царей в XVII в. был торжественным и строго регламентированным мероприятием?
- Алексей Михайлович
- Появилась возможность показываться на людях, например, выезжать в карете
- Да