Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Реформы Избранной рады. Внешняя политика Ивана IV

История России в 16-17 веках

13.12.2024
3425
0

Реформы Избранной рады

Разминка

  • Назовите годы правления Елены Глинской.
  • Кого москвичи считали виновными в пожаре 1547 г.?
  • Назовите имя митрополита, венчавшего Ивана IV на царство.

План урока

  • Царский Судебник
  • Реформа местного управления
  • Реформа центрального управления
  • Военная реформа
  • Перемены в церкви
  • Итоги реформ

Цели урока

  • знать основные реформы, проводимые Избранной радой
  • знать органы управления государством во второй половине XVI в.
  • уметь анализировать текст и делать выводы

Вступление

Перед Иваном IV и его сподвижниками стояли большие задачи: необходимо было создать единую систему центральных и местных органов управления, утвердить единое законодательство и суд, войско и налоги, преодолеть унаследованные различия между отдельными районами. Всё это требовалось для централизации государственной власти, окончательной ликвидации старых порядков, царивших при действовавшей до этого удельной системе. Прошлое государственное общественное устройство уже не отвечало задачам строительства единой державы. 

 

Избранная Рада — ближняя государева дума, неофициальное правительство, существовавшая с 1549г. по 1560г. (1540е-60е гг.) В ее состав входили Алексей Адашев, протопоп Сильвестр, митрополит Макарий, Андрей Курбский, Иван Висковатый.

Царский Судебник 1550 г.

В первую очередь было реформировано судебное законодательство. В 1550 г. Земский собор утвердил новый Судебник. Были внесены изменения и дополнения, связанные с усилением центральной власти:

  • контроль над наместниками, ограничение их прав;
  • установление новой нормы налогообложения — большая соха. В зависимости от принадлежности к сословному слою, а также от качества земли, различалась норма большой сохи;
  • увеличение размера пожилого;
  • ужесточение наказания за разбойное нападение;
  • введение наказаний за взятки, а не просто порицание — как в Судебнике 1497 г.

Значение Судебника 1550 г. огромно, он сделал право доступным, придал ему публичный характер. Теперь Российское государство могло увереннее двигаться по пути реформ.

Реформа местного управления 1556 г.

Рис. 1. Площадь перед Земской избой

Пока бояре правили Российским государством, низкой стала эффективность работы местных органов власти. Поэтому в 1556 г. была проведена реформа местного управления. Система кормлений была отменена, вместо кормленщиков пришли органы местного, земского, самоуправления. Отныне все дела были в руках выборных людей от дворянства: голов и их помощников — целовальников. Так их называли потому, что они целовали крест, обещая судить и управлять честно и справедливо (рис. 1).

 

Там же, где жили государственные, или, как их называли, черносошные крестьяне, они сами выбирали своих управителей — старост или тех же целовальников. Такие же порядки были введены в городах среди посадского населения. Эта реформа давала определённые права провинциальному дворянству, посадским людям и свободным крестьянам, что тоже было шагом вперёд.

Таким образом, Избранная рада продолжила реформу, начатую ещё при Елене Глинской. Именно тогда дворяне в уездах получили право избирать губного старосту. 


Губа —– это территориальный округ в Русском государстве XVI–XVII вв., в пределах которого действовали судебно-полицейские полномочия выборного губного старосты. В первой половине XVI в. губа совпадала с волостью.


В посадах избирали земских старост. Свои административные обязанности они должны были исполнять бесплатно. Но эта реформа шла крайне трудно, так как старостами избирались пожилые или не способные к военной службе люди, которые совсем не горели желанием бросать имения и бесплатно трудиться на центральную власть. Обычно они отказывались целовать крест при принесении присяги или уезжали из своего уезда в Москву. Их ловили, даже сажали в тюрьму, насильно отправляли обратно в уезды. 

 

Реформа центрального управления 1550-е гг.

 

Увеличение территории Русского царства при острой нехватке административных служащих ещё при Иване III и Василии III способствовало формированию новых органов управления — приказов. Но именно при Иване IV Грозном приказы объединяются в единую систему органов центрального государственного управления, каждый из которых заведовал особым родом государственных дел или отдельными областями государства. 

Рис. 2. Посольский двор

Посольский приказ ведал отношениями с иностранными государствами, его возглавил член Избранной рады дьяк Иван Висковатый (рис. 2).

Разрядный приказ — дворянским войском.

Поместный наделял землями служилых людей.

Разбойный осуществлял суд над грабителями, убийцами.

Стрелецкий ведал вновь созданным стрелецким войском.

Ямской (от татарского слова «ям» — почта) занимался почтовой службой. 

Челобитный приказ разбирал жалобы, поданные царю, его возглавил дворянин Алексей Адашев. 

Земский приказ занимался разбором судебных дел посадских людей. 

Большинство приказов ведали целыми отраслями государственного управления на всей территории страны. Власть стягивалась в центр (схема 1).

Схема 1. Система органов управления при Иване IV Грозном

Военная реформа 1550 г.

 

В 1550 г. прошла военная реформа. Теперь только на время военных действий ограничивалось местничество — система распределения должностей по происхождению и служебному положению предков. Назначение на военные должности во время войны должно было проводиться исходя из воинского таланта вне зависимости от знатности.

 

Также в ходе военной реформы была создана Избранная тысяча. Она являлась ядром поместного ополчения и подчинялась непосредственно царю.

Рис. 3. Стрельцы

Появились стрелецкие полки, ставшие первой попыткой создания регулярной армии. Стрельцы — это постоянное войско, вооружённое огнестрельным оружием — пищалями — за счёт государства. Они набирались из свободного сельского и посадского населения, были одеты в суконные кафтаны, отделанные на груди поперечными шнурами. На голове носили островерхие суконные шапки с меховой опушкой. Стрелец был вооружён тяжёлым гладкоствольным ружьём — пищалью и саблей. За службу стрельцы получали хлебное, денежное и земельное жалование. В мирное время стрельцы несли службу у городских ворот, на крепостных стенах, на улицах. Жили стрельцы в слободах, где в свободное время занимались ремеслом и торговали своими изделиями. Среди стрельцов были сапожники, шорники, оружейники (рис. 3).

Рис. 4. Митрополит Макарий. С портрета В. Шилова

В 1556 г. приняли Уложение о службе. Оно определяло нормы обязательной службы в царском войске. С каждых ста четвертин земли  должен был явиться один вооружённый конный воин. Это Уложение уравняло права бояр-вотчинников и помещиков. Также оно способствовало формированию нового сословия, все представители которого несли обязательную государеву службу.

 

Перемены в церкви

В 1551 г. прошёл церковный собор. Руководил им митрополит Макарий при активном участии Избранной рады и Ивана IV (рис. 4). На соборе был принят сборник документов, который содержал сто глав. Поэтому собор вошёл в историю как Стоглавый.

На соборе были вынесены следующие решения: 

 

  • определён список канонизированных святых;
  • введение должности поповских старост (избираемых среди священников);
  • отмена «несудимых» грамот — все монастыри стали подсудны епископам, но государственным судьям запрещено судить духовных лиц;
  • определены правила создания икон, написания новых и переписи старых книг;
  • брачный возраст для юношей устанавливается с 15 лет, для девушек — с 12 лет;
  • единственный брак считался идеальным, второй нельзя было венчать, но разрешалось благословлять, за третий предусматривалось временное отлучение от церкви на 5 лет, а четвёртое бракосочетание следовало назвать «преступлением»;
  • запрет на стрижку усов и бороды под страхом отлучения от церкви;
  • указание для священников и дьяконов создавать училища для обучения крестьян грамоте и «страху Божию».;
  • церкви запрещено принимать новые земли и поместья в дар без разрешения царя;
  • церкви запрещено давать деньги в рост (кредиты) и зерно в насып (натуральные кредиты);
  • всех крестьян и посадских (горожан), пытающихся скрыться от уплаты налогов в стенах монастырей, были обязаны вернуть к работе в миру (выгнать).

 

Таким образом, результатом церковной реформы стало создание общих религиозных норм.

 

Итоги реформ

 

Главное значение реформ Ивана IV 50–60-х гг. XVI в. состояло в том, что благодаря им:

  • усовершенствовалась система управления государством;
  • на Руси сложилась сословно-представительная монархия — монархия, опирающаяся на сословия (важнейшие: боярство, дворянство, духовенство), которые допущены к управлению государством и представлены в различных государственных органах;
  • уменьшилось влияние боярской верхушки, а следовательно, и риск ослабления и распада государства;
  • русское государство получило боеспособную регулярную армию, соответствующую требованиям того времени;
  • система права была приведена в соответствие с реальностью;
  • была несколько ограничена власть церкви, особенно в сфере её вмешательства в мирские дела.

 

К сожалению, многие правильные решения Ивана IV были практически уничтожены его дальнейшей политикой террора.


Контрольные вопросы

 

1. Когда был принят новый Судебник?

2. Что такое Стоглав?

3. Какое новое сословие появилось в результате военной реформы?


 

Ответы

  1. 1550 г.
  2. Сборник документов, принятый на церковном соборе в 1551 г.
  3. Стрельцы.


 

Предыдущий урок
Социальное противостояние в XVII в.
История России в 16-17 веках
Следующий урок
Культура России XVII в.
История России в 16-17 веках
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Дефисное написание слов

    Русский язык

  • Умножение разности двух выражений на их сумму

    Алгебра

  • Деление с остатком

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке