- Какие причины породили Смутное время?
- Почему Борис Годунов боролся с Романовыми?
- Назовите имя (прозвище) предводителя масштабного крестьянского восстания в России периода правления Бориса Годунова.
- Появление Лжедмитрия I
- Самозванство и самозванцы
- Правление Лжедмитрия I
- «Боярский царь»
- дать характеристику феномену самозванцев в России
- рассмотреть правление Лжедмитрия I и Василия Шуйского
- показать неустойчивость власти периода Смутного времени
Начало XVII в. в России знаменуется сменой правящей династии, лихолетьем, тёмным веком. В историю этот период вошёл под названием «Смутное время». Этот период характерен частой сменой власти, допущение до правления самозванцев, приглашение на престол польских претендентов… Россия находилась на краю потери независимости. Но как же всё начиналось, узнаем из этого урока.
Появление Лжедмитрия I

В 1601 году в Речи Посполитой объявился «чудом спасшийся» царевич Дмитрий. Большинство историков сходятся во мнении, что царевичем Дмитрием себя назвал беглый монах Григорий Отрепьев (рис. 1).
Оказавшись в Польше, Отрепьев заручился поддержкой польского дворянина Юрия (Ежи) Мнишека. Оказала помощь самозванцу и католическая церковь, надеясь с его помощью потом подчинить папе Римскому Русскую церковь. Отрепьев тайно принял католичество.
Отрепьев встречался и с королём Сигизмундом III. Король признал Лжедмитрия истинным царевичем, он позволил Отрепьеву набирать армию из шляхты (шляхта — польское дворянство), чтобы отнять московский престол у Бориса Годунова. Конечно, Сигизмунд III преследовал свои цели: ослабление Московского государства, захват новых территорий. Отрепьев щедро раздавал обещания своим покровителям: королю Сигизмунду — Смоленск, папскому посланцу — свободу католической пропаганды в Москве и даже объединение православной и католической церкви в перспективе (рис. 2).

В самой России сначала в приграничных городах, а потом и глубже рассылали «прелестные грамоты», в которых красочно описывалось чудесное спасение Дмитрия. Многие простые люди поверили в сказку о царевиче и захотели ему помочь.
13 октября 1604 г. небольшое войско самозванца перешло русско-польскую границу и вторглось в пределы России.
Силы самозванца быстро росли. В упорной борьбе с войсками Годунова Лжедмитрий продвигался к Москве. Но в 1605 году неожиданно умер царь Борис. По одной из версий он был отравлен. Новым правителем России стал 16-ти летний Фёдор Годунов — сын Бориса. Однако бояре настолько ненавидели царя Бориса, что любыми способами стремились не допустить правления в России династии Годуновых. Были согласны видеть на российском престоле кого угодно, только «не Борисов род». Часть русского войска, сражавшегося с самозванцем, вскоре после смерти Бориса Годунова вместе со своими воеводами перешла на сторону «царевича Дмитрия».
1 июня 1605 года подстрекаемые боярами москвичи ворвались в Кремль и свергли юного Фёдора Борисовича. Через несколько дней он и его мать были убиты. Путь Лжедмитрия к российскому престолу был свободен. Вскоре отряды самозванца вступили в Москву.
Самозванство и самозванцы
Самозванство — явление очень загадочное и по прихоти истории чаще всего возникало именно в России. Даже если ограничиться подсчётом только лжецарей и лжецаревичей, то все равно в итоге получится внушительная цифра. В XVII столетии на территории Российского государства действовало около 20 самозванцев, век же восемнадцатый отмечен примерно 40 случаями самозванства. Самозванство случалось и в Европейской истории, но не так часто, как в России. Это было связано с особым, сакральным восприятиям царской власти. Народ искренне верил, что настоящий царь — это защита и справедливость от угнетения. Становясь на сторону самозванца, народ переставал верить, что царь на престоле «настоящий», отказывал ему в поддержке. В итоге, самозванство стало проблемой, мешающей преодолеть Смуту.
Самозванство — это незаконное присвоение чужого имени с целью обмана и извлечения выгоды. Прежде всего под самозванством историки понимают присвоение имени представителя правящей династии, хотя в обыденном понимании этого слова самозванцами могут быть лица из разных социальных слоёв.
В июне 1605 года самозванец Лжедмитрий без боя вошёл в Москву и был провозглашен царём под именем Дмитрия Ивановича.
Правление Лжедмитрия I

Однако москвичи хотели убедиться в том, что перед ними истинный Дмитрий. Они потребовали встречи Марии Нагой — вдовы Ивана Грозного — с «чудом спасшимся» царевичем.
Лжедмитрий обладал выдающимися актёрскими способностями. Ему не составило труда разыграть перед толпой сцену встречи матери и сына. Правда, при встрече Мария не произнесла ни слова. Она была запугана и растерялась. Но этого вполне хватило. Толпа поверила самозванцу. Под ликующие крики Лжедмитрий был провозглашён русским царём (рис. 3). Новый царь хотел укрепить своё положение. Поэтому вернул из ссылки бояр, пострадавших при Годунове. При нём Филарет Романов был назначен ростовским митрополитом.
Стремясь уважить народ, Лжедмитрий отменил казни, стал бороться с поборами и взяточничеством. На первых порах лично принимал посетителей с жалобами и прошениями. Однако про своё главное обещание — дать полную свободу крестьянам — правитель больше не вспоминал. Москвичи были возмущены поведением царя. Он не считался с русскими обычаями: носил польское платье. Ходил по городу без свиты. Не молился перед обедом, а после него — не мыл руки и не спал. Но самым возмутительным событием стала свадьба Лжедмитрия с дочерью польского воеводы Мариной Мнишек.
Торжество проходило с нарушениями православных обычаев. Также на свадьбу съехалось около двух тысяч поляков. Они вели себя вызывающе: входили в церковь, не снимая головных уборов, громко смеялись и разговаривали в храмах, избивали и грабили жителей Москвы.
Также Лжедмитрий потерял поддержку бояр. Они, фактически возведшие самозванца на престол, были отстранены от управления страной. Хотя правитель обещал им, что будет править совместно с Боярской думой. Против царя был составлен заговор.
Бояре умело воспользовались негодованием москвичей и организовали восстание. Разработчиком его плана выступил Василий Шуйский.
Следует отметить, что князьям Шуйским были хорошо известны причины гибели настоящего царевича Дмитрия. Сам Василий Шуйский по указанию царя Фёдора расследовал причины смерти царевича. Но пока страной правили Годуновы, Шуйский публично заявлял, что Дмитрий «сам ножом покололся». В то же время это не помешало ему признать в Лжедмитрии истинного царевича.
В ночь на 17 мая 1606 года, поднятые набатным звоном, жители Москвы и бояре-заговорщики ворвались в Кремль. Они схватили Лжедмитрия и убили его. Тело самозванца было выставлено на Красной площади на поругание. Через три дня его сожгли. А пеплом зарядили пушку и выстрелили в сторону Польши — туда, откуда явился самозванец.
«Боярский царь»

Царский престол России пустовал недолго. В 1606 году с Лобного места на Красной площади «выкликнули» Василия Ивановича Шуйского (1606–1610) (рис. 4). Он впервые в истории дал боярам «крестоцеловальную запись» и поклялся не допускать безграничного самовластия. Обещал не слушать ложных доносов. Не отнимать имущество у наследников и родни осуждённых. Клятва Шуйского была первым шагом к правовому ограничению монархии.
Патриархом был избран сторонник Шуйского — митрополит Гермоген. Он обеспечил новому царю поддержку духовенства. Но большая часть дворян была недовольна «боярским» царём. Не было согласия и среди самих бояр.
Почти сразу после смерти Лжедмитрия по Москве распространились слухи о том, что в Кремле был убит не он, а кто-то другой. Положение Василия Шуйского резко ухудшилось. Недовольных новым царём было множество.
Таким образом, до предела обострившиеся социальные, экономические и политические проблемы внутри государства привели на русский престол самозванца Лжедмитрия Первого. Стремление бояр к власти и личной выгоде стало причиной убийства Лжедмитрия и избрания царём Василия Шуйского.
Контрольные вопросы
- Какое явление стало характерной чертой Смуты?
- Кем был Григорий Отрепьев?
- К чему стремился польский король Сигизмунд III?
- Самозванство
- Беглым монахом, служил у бояр Романовых
- Захват новых территорий, ослабление Российского государства