Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Разгар Смуты. Власть и народ

История России в 16-17 веках

10.12.2024
5841
0

Разгар Смуты. Власть и народ

Разминка

  • Кто стал править в Российском государстве после смерти Бориса Годунова?
  • Почему и польский король, и русский народ поддерживали самозванца?
  • Что такое «крестоцеловальная запись» Василия Шуйского?

План урока

  • Восстание Ивана Болотникова
  • «Тушинский вор»
  • «Семибоярщина», поиски нового царя
  • Начало национально-освободительного движения

Цели урока

  • охарактеризовать основной период Смуты
  • уметь сопоставлять события Смуты с конкретными историческими деятелями (Гермоген, Владислав, Лжедмитрий II, Иван Болотников)
  • знать даты правления Василия Шуйского, понятие «семибоярщина», «интервенция», «первое ополчение»

Вступление

Смутное время оставило тяжёлый отпечаток на истории Российского государства. В период правления Василия Шуйского страна находилась на грани потери независимости. Как же до этого дошли? Каким образом боярское правление допустило на российский престол польского королевича? Ответы на эти вопросы мы узнаем на этом уроке. 

Василий Шуйский — последний московский царь периода Смуты. Как он смог довести страну до того, что в 1610 г. высшее боярское правление было готово передать московский трон польскому королевичу Владиславу? Почему во время правления Шуйского самозванцы на Руси были «на каждом шагу»?

 

Восстание Ивана Болотникова

Карта 1. Восстание Ивана Болотникова

После свержения Лжедмитрия I на престол встал боярин Василий Шуйский. Избран на царство он был поспешно, без созыва Земского Собора. Чтобы убедить народ в своих правах на престол, Василий Шуйский велел перенести останки царевича Дмитрия из Углича в Москву и причислить его к лику святых, ведь в народе по-прежнему ходили слухи, что «настоящий» царь Дмитрий всё ещё жив. Патриарх Гермоген перенес мощи. Они были перезахоронены в Архангельском соборе Кремля. Но это не очень помогло Шуйскому в обретении народной поддержки. К тому же он слыл скаредным, хитрым и лживым человеком. 

 

Многие группы населения были заинтересованы в появлении нового самозванца. Внезапно один из слуг Лжедмитрия I, Михаил Молчанов, объявился в Путивле и сообщил о том, что скоро нужно ждать царевича Дмитрия.

 

С этого момента на первый план выходит казачий атаман Иван Болотников (рис. 1). До этого он побывал на каторжных работах в турецком плену, был освобожден и на Дону стал атаманом. Возвращаясь из одного военного похода, он познакомился с Михаилом Молчановым, приближенным покойного Лжедмитрия I. Молчанов сообщил Болотникову, что царь Дмитрий жив и вскоре приедет. Болотников поверил Молчанову и стал собирать войско для похода на Москву (см. карта 1).

 

Летом 1606 г. Болотников со своим отрядом прибыл в Путивль. К его войску в Путивле присоединились мелкие дворяне, стрельцы, казаки и крестьяне, недовольные правлением Василия Шуйского.

Рис. 1. Э.Э Лисснер. Битва войска Болотникова с царской армией. 1939 год


От имени «царя Дмитрия» действовал и другой отряд, под руководством Истомы Пашкова. Истома Пашков из Путивля направился в Елец, где были большие запасы продовольствия и вооружения (см. карта 1). К нему присоединился Прокопий Ляпунов с большим отрядом рязанских помещиков.

 

Истома Пашков и Болотников двигались к Москве разными путями. У стен Москвы они соединились осенью 1606 г. Под Москвой нужно было выбрать главного воеводу. Кандидатами были Болотников, Пашков и Ляпунов. Командующим был избран Болотников. В первом же сражении Прокопий Ляпунов изменил Болотникову и перешёл на сторону войск Василия Шуйского. Позже на сторону правительственных войск перешел и Истома Пашков. 2 декабря 1606 г. состоялось решающее сражение под Москвой у деревни Котлы. Иван Болотников потерпел в нём поражение и отступил к Калуге. Восстание на этом не закончилось и продолжалось до 1607 г. Заключительным эпизодом стала осада Тулы, за стенами которой укрылись восставшие. Царским войскам удалось затопить Тулу. Иван Болотников начал переговоры, в которых Шуйский обещал не причинять особого вреда восставшим, но, как это было уже не раз, своего обещания он не сдержал и когда Иван Болотников сдался, то был схвачен, отправлен в ссылку, где позднее и убит. Восстание Болотникова закончилось, но недовольство народа правлением Василия Шуйского и вера в царевича Дмитрия остались. 

«Тушинский вор» 

Рис. 2. Лжедмитрий II

Ещё летом 1607 г. на юго-западе России появился новый самозванец, называвший себя спасшимся царевичем Дмитрием — Лжедмитрий II (рис. 2). Единственное, что достоверно известно про Лжедмитрия II, — это то, что его звали Богданом. 

 

Есть версия, что он работал учителем в польском городе Шкловы и жил очень бедно. Его заметили два польских шляхтича и заставили притвориться московским царём.

 

Лжедмитрий II не был похож на царя ни внешне, ни по воспитанию. Лжедмитрий II не умел воевать и не был лидером движения в свою поддержку, он значительно уступал в «талантах» Григорию Отрепьеву, но под его знаменами собрались многие уцелевшие участники восстания Болотникова и многочисленные противники Василия Шуйского. К весне 1608 г. вокруг Лжедмитрия II собралось около 20 тыс. бывших болотниковцев, польских и литовских шляхтичей, стремящихся повторить путь первого самозванца. 

Рис. 3. Оборона Троице-Сергиева монастыря

Войско в поддержку самозванца Лжедмитрия II двинулось к Москве и осадило столицу. Василий Шуйский укрылся за стенами Москвы. Все дороги к Москве были перекрыты, держался только Троице-Сергиев монастырь (рис. 3). От полного разграбления монастырь спасло только мужество его защитников, которые выдержали осаду в 16 месяцев. Отряд Лжедмитрия II стали называть «тушинцами» по названию села Тушино, в котором укрепился самозванец. А самого Лжедмитрия II прозвали Тушинским вором.

Рис. 4. Марина Мнишек

Страна разделилась на две части: в Москве оставались сторонники Василия Шуйского, а в Тушине стал формироваться новый центр управления страной во главе со сторонниками самозванца. У каждой стороны был свой царь, Боярская дума, свой патриарх. В лагере Лжедмитрия II патриархом стал Фёдор Никитич Романов. Двоевластие в стране продлилось около двух лет. За это время самозванца «признала» Марина Мнишек, жена Лжедмитрия I, на сторону тушинцев перешла часть дворянства (рис. 4).

 

Для подавления Тушинского вора нужна была помощь извне. Василий Шуйский обратился за помощью к Швеции. В обмен на город Корела шведы согласились предоставить Шуйскому войско. В Швецию Шуйский отправил своего племянника, Михаила Скопина-Шуйского, бывшего очень популярным в народе. В Новгороде Скопин-Шуйский собрал русское войско, там же к нему присоединились шведы. Восторженное отношение народа к Скопину-Шуйскому не нравилось Василию Шуйскому, он видел в нём соперника. Поэтому Скопину-Шуйскому вскоре преподнесли чашу с ядом. Смерть Скопина-Шуйского оборвала последнюю нить, ещё хоть как-то связывавшую непопулярного Василия Шуйского с подданными. 

Карта 2. Смутное время

Этим обстоятельством воспользовался польский король Сигизмунд III. В 1609 г. Польша открыто выступила против России, польская армия во главе с Сигизмундом III вошла в русские земли и осадила Смоленск в сентябре 1609 г. Навстречу польской армии двинулось русско-шведское войско. В 1610 г. произошло сражение у села Клушино, в котором армия Шуйского была разбита. Талантливый полководец Скопин-Шуйский к тому времени уже был мертв, войском управлял неумелый в военных делах брат царя Дмитрий Шуйский. Интернациональным войском было трудно управлять. К тому же Шуйский не выплатил перед сражением жалованье шведскому войску, из-за чего шведы в бою были пассивны.

 

После битвы под Клушином у московского царя Василия Шуйского не осталось армии, в то время как на Москву продолжали наступать поляки и отряды Лжедмитрия II. Армия двинулась к Москве, и в марте 1610 г. была снята тушинская осада Москвы (см. карта 2).

В 1610 году Василий Шуйский был свергнут и насильно пострижен в монахи. Власть перешла к Боярской думе — семи боярам — «Семибоярщине». 

 

«Семибоярщина», поиски нового царя

 

После свержения Шуйского сложилась совершенно невиданная доселе система правления: власть в Москве перешла к семи боярам, которые обычно были управителями в отсутствие царя. Во главе семи бояр стоял князь Ф. И. Мстиславский. Это правление вошло в историю как «семибоярщина». Благословил новую власть патриарх Гермоген.

 

В 1610 г. семибоярщина заключила договор с поляками о том, что на московский престол будет приглашён польский царевич Владислав, сын короля Сигизмунда III. Эта кандидатура казалось боярам наиболее подходящей: Владислав происходил из царского рода и при занятии им русского престола его отец Сигизмунд должен был прекратить войну. Главным условием, которое выдвинули бояре Владиславу, было принятие им православия, но на это Сигизмунд III соглашаться не торопился. Тем не менее, в августе 1610 г. между «семибоярщиной» и Сигизмундом III был подписан договор об избрании Владислава на царство.


В скором времени москвичи были приведены к присяге новому царю, но значительная часть горожан не явилась на это мероприятие и предпочла уйти в лагерь Лжедмитрия II. В городе назревал бунт. Что бы его не допустить, бояре впустили в Москву поляков. 

 

К Сигизмунду III под Смоленск было отправлено русское посольство во главе с патриархом Филаретом. Но король потребовал немедленной сдачи Смоленска, отверг условия, по которым Владислав должен был перейти в православие и заявил, что сам желает стать новым русским царём. Для России принятие этих условий означало вхождение в состав Речи Посполитой и потерю независимости.

 

Переговоры ни к чему не привели. Наиболее знатные русские послы были арестованы и отправлены в Речь Посполитую. Бояре не смогли дать стране мира. Народ отвернулся от них окончательно. В большинстве земель России царила анархия. Одни присягали Владиславу, другие — Лжедмитрию II, остальные жили сами по себе.

 

Но Лжедмитрий II так же не смог изменить ситуацию в свою пользу. Хотя его войско и вело борьбу с поляками, но внутренние разногласия в лагере, атмосфера недоверия и жестокости, массовые казни несогласных оттолкнули от него людей.

 

Своими действиями Лжедмитрий II стал напоминать Ивана Грозного и его опричнину. В итоге, в конце 1610 года, самозванец был убит на охоте начальником своей охраны. В стране царила анархия…

 

Начало национально-освободительного движения

 

Россия оказалась в крайне тяжёлой ситуации. Правительство бездействовало, страну грабили иноземные захватчики, не было ясности дальнейшей судьбы государства.

 

Осознание этого привело к подъёму национального самосознания русского народа. Люди поднялись на борьбу за освобождение Отечества.

 

Инициативу создания ополчения проявили выборные власти городов. Они стали посылать друг другу грамоты с призывом отказаться от власти «измен­ников», засевших в Кремле. Только поднявшись «всей землёй» мож­но было освободить Москву и законно, на Земском соборе, выбрать нового царя.

 

Под предводительством Прокопия Ляпунова в Рязани было создано первое народное войско. К нему присоединилась часть тушинцев во главе с Дмитрием Трубецким и Иваном Заруцким. В итоге было создано Первое ополчение, которое весной 1611 г. подошло к Москве. Первое ополчение формировалось в первую очередь из служилых людей «воинского чина»: уездных детей боярских, служилых казаков, находившихся до 1611 г. в различных политических лагерях, московских и городовых стрельцов, «служилых татар», «новопоставленных» казаков, а также «даточных» людей и добровольцев из ряда городов.


Ополчение это войско, создаваемое в условиях военного времени в помощь регулярной армии из гражданских лиц, освобождённых от действительной военной службы.


Рис. 5. Патриах Гермоген отвергает требование русских изменников

Известие о создании ополчения взволновало поляков, они потребовали от патриарха Гермогена написать воинам с требованием остановиться. Патриарх ответил отказом и наоборот потребовал поляков убраться восвояси. В итоге, поляки и сторонники короля организовали гонения на патриарха Гермогена (рис. 5). Сначала он был взят под стражу, а после антипольского восстания в Москве в марте 1611 г. его бросили в земляную тюрьму Чудова монастыря. Там в феврале 1612 г. он скончался, немного не дожив до освобождения столицы от поляков. Православная церковь причислила Гермогена к лику святых.

 

С начала 1611 г. отряды Первого ополчения из разных городов двинулись к столице и в марте 1611 г. подошли к Москве.

Войско Ляпунова, Трубецкого и Заруцкого подошло к Москве через несколько дней после пожара, устроенного сторонниками польского короля. Ополченцы вошли уже в горевший город. Им удалось овла­деть Белым городом. Поляки укрылись за стенами Китай-города и Кремля, которые не пострадали от пожара. Попытка взять штурмом мощные городские укрепления была отбита осаждёнными.

 

Вскоре в лагере ополченцев начались раздоры, вспыхнула вражда между дворянами и казаками. Её умело раздували поляки и сторонники Семибоярщины. Предво­дитель движения Ляпунов был вызван на казачий круг, обвинён в измене и убит казаками. После этого потерявшие своего предводителя дво­ряне разъехались по домам. Ополчение как единая сила прекратило существование. Однако казачьи войска продолжали стоять под Москвой и время от времени предпринимать попытки её штурма.

 

Таким образом, Первое ополчение распалось, так и не освободив от поляков столицу. Положение в стране стало почти безнадёжным.

 

Войска Речи Посполитой захватили Смоленск и всё ещё контролировали Москву, шведы заняли Новгород, с Юга начались нападения Крымского ханства.


Контрольные вопросы

 

1. Почему русский народ и многие служилые люди предпочитали поддерживать самозванцев, а не законного царя Василия Шуйского?

2. Что было основным препятствием для восхождения на престол королевича Владислава?

3. В каком году было сформировано Первое ополчение для борьбы с поляками?


Ответы

  1. Надеялись на справедливое правление настоящего царя и не доверяли Василию Шуйскому, не раз уже менявшему свою точку зрения
  2. Принятие им православия
  3. 1611 г.


Предыдущий урок
Внешняя политика России в XVII в.
История России в 16-17 веках
Следующий урок
Социальное противостояние в XVII в.
История России в 16-17 веках
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Одночлен и его стандартный вид. Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень

    Алгебра

  • Правописание частиц НЕ и НИ

    Русский язык

  • Культура и её достижения

    Обществознание

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке