Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: И.С. Тургенев. «Муму». Часть 1

Русская литература XIX века

05.03.2024
2038
0

И.С. Тургенев. «Муму». Часть 1

План урока

  • Слово об И.С. Тургеневе
  • История создания рассказа «Муму»
  • Прототипы героев, их характеристики
  • Тема, сюжет, идея произведения

Цели урока

  • Знать биографию И.С. Тургенева, историю создания рассказа «Муму» и его содержание, знать прототипы героев рассказа
  • Уметь определять тему и идею произведения

Разминка

Соотнесите термин с его определением.

 

Определение

Термин

А

Сопоставление явлений, лиц, предметов по признаку сходства

1

Эпитет

Б

Поэтическое преувеличение

2

Сравнение

В

Определение при слове, подчеркивающее его образность

3

Олицетворение

Г

Наделение неживого объекта признаками живого

4

Гипербола

 

Слово об И.С. Тургеневе

Рис. 1. К.А. Горбунов. Портрет И.С. Тургенева. 1872.

Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883)

 

Иван Сергеевич Тургенев родился в семье старинного дворянского рода, Орловской губернии. Детство будущего писателя прошло в родительском имении Спасское-Лутовиново. Его отец служил в кавалергардском полку и вёл весьма расточительный образ жизни. Чтобы исправить финансовое положение, он был вынужден жениться на немолодой, по меркам того времени, но состоятельной помещице Варвар Петровне Лутовиновой. Их отношения не складывались.

 

До девяти лет Иван Тургенев жил в имении Спасское-Лутовиново в 10 км от Мценска Орловской губернии. Считается, что отчасти любовь к русской словесности Тургеневу привил крепостной человек – доморощенный актер Леонтий Серебряков. С ним юный Тургенев очень сдружился. Мальчик и слуга часто гуляли вместе в саду, где крепостной читал маленькому Ване стихи и рассказывал истории из крестьянской жизни. Юного барина очень впечатляли эти рассказы, особенно несправедливое положение крепостных, их бесправие и беззащитность перед хозяевами. 

Рис. 2. К.А. Горбунов. Иван Тургенев в возрасте 20-и лет. 1838.

Характер матери И.С. Тургенева был непростой: она души не чаяла в своих детях, окружая их заботой, но была деспотична по отношению к ним. Считается, что она стала прототипом барыни в рассказе «Муму». Мать нанимала лучших гувернёров и учителей, говорила с детьми на французском, привила любовь к русской литературе (читала произведения Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя). Переезд в Москву в 1827 году тоже был обусловлен желанием матери дать детям лучшее образование. И.С. Тургенев обучался в лучших московских пансионах, после чего поступил в 1833 году в Московский университет, из которого потом перевелся в Петербургский. Писатель окончил словесное отделение философского факультета и продолжил обучение в Германии.

 

Первую поэму И.С. Тургенев пишет, будучи студентом третьего курса. В 1838 году в журнале «Современник» он публикует стихотворения «Вечер» и «К Венере Медицейской». В это же время он знакомиться с критиком В.Г. Белинским, что влияет на развитие социально темы в поэзии И.С. Тургенева.

 

Множество произведений в творчестве писателя будет посвящено проблемам крепостной крестьянской жизни. И.С. Тургенев описывает крепостных с такой проникновенной любовью, что заставляет читателей полюбить их тоже.


  1. Как проходило детство И.С. Тургенева?
  2. Каким темам посвящено творчество писателя?
  3. Какое образование получил И.С. Тургенев?


История создания рассказа «Муму» 

Характер Варвары Петровны, матери писателя, был деспотичный, жестокий, вспыльчивый. Она была строга не только к крепостным, но и к домашним. Любая провинность не могла остаться безнаказанной. Дети боялись своей матери, писатель вспоминал, что редкий день проходил без наказания розгами.

Рис. 3. Н.А. Ращектаев. Герасим и дворня. Иллюстрация к рассказу И.С. Тургенева «Муму». 1978.

И.С. Тургенев не мог спокойно наблюдать за жестоким обращением с крестьянами, поэтому после смерти матери он дал вольную многим крепостным. Наблюдаемая в детстве бесчеловечность легла в основу рассказа «Муму».

 

Основой для сюжета послужила реальная история, которую можно узнать из воспоминаний сестры писателя Варвары Николаевны Житовой: «Весь рассказ Ивана Сергеевича не есть вымысел. Вся эта печальная драма произошла на моих глазах». У матери писателя был немой дворник Андрей, которого она увидела на полевых работах и велела перевезти его в Москву. Андрей, получивший прозвище Немой, приютил собачку, которую тот утопил по приказу барыни. В отличие от героя рассказа, прототип не вернулся в деревню, а остался служить барыне.


Помещик  (от слова «поместье», «усадьба») – дворянин, владеющий поместьем и живущий за счет труда крепостных крестьян.

 

Крепостной – крестьянин, который находится в зависимости от помещика


  1. Откуда взял историю для сюжета рассказа «Муму» И.С. Тургенев?
  2. Как повлияло суровое детство на судьбу писателя?


Тема, сюжет, идея произведения

Действие произведения разворачивается во дворе московского дома старой помещицы. Это старая, одинокая женщина, жизнь которой безрадостна. Дворником в доме служит крепостной крестьянин Герасим, которого барыня увидела на полевых работах и велела отправить из деревни в столицу.

 

Герасим – крепостной, он бесправный человек. Его недуг подчёркивает беззащитность всего крепостного крестьянства. Немота и глухота героя противопоставлена его богатырской физической силе, внушительной внешности. Такая антитеза углубляет образ Герасима.


Антитеза  – противопоставление образов, картин, понятий.


Рис. 4. Н.А. Ращектаев. Герасим. Иллюстрация к рассказу И.С. Тургенева «Муму». 1978.

Писатель создал образ русского народа в своём герое. И.С. Тургенев наделил немого крепостного чувством справедливости, жаждой независимости, сознанием собственного достоинства. Его герой должен был взбунтоваться, что и делает в финале рассказа Герасим.

 

Герой оказывается в Москве не по своему желанию: «Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником». В этом описании видно, что герой бесправен, крепостной крестьянин подобен игрушке для барыни. Герасиму не место в городе, потому что здесь нет подходящего для него труда, здесь нет природы, к которой привязан дворник. Его величие подчёркнуто в тексте через сравнение с деревом: «вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной почве». Лишённый родины, лишённый любить кроткую прачку Татьяну, Герасим, казалось бы, смог найти утешение в любви к крошечному существу – щенку, которого герой случайно спас и назвал Муму.

 

Нелепая случайность превратила всеобщую любимицу Муму в главного врага всей дворни, чему поспособствовала капризная старая барыня. Она ставит Герасима перед жестоким выбором, лишая последнего шанса быть счастливым. Поняв, что Муму и барыня не могут жить в одном доме, Герасим принимает непростое решение самому разделаться со своей любимицей. Это для него становится чем-то вроде жертвоприношения. Тут и праздничный кафтан, и роскошный обед для любимой собаки перед ее смертью.

Собственными руками утопив Муму, Герасим переступает ту грань, за которой обрывается чувство зависимости и страха. Потеряв все, что было дорого для него, глухонемой дворник обрел свободу. Ему уже нечего было терять, поэтому, отправившись обратно в деревню, Герасим испытывает «несокрушимую отвагу, отчаянную и радостную решимость». Но пока он не утопил Муму, он не переступил эту грань и не обрел внутреннюю свободу.

 

Главная тема произведения – тяжелое положение крепостных в России.

Рис. 5. Н.А. Ращектаев. Герасим и Муму. Иллюстрация к рассказу И.С.  Тургенева «Муму». 1978.

Герасим – это собирательный образ русского народа, вобравший в себя самые лучшие черты: трудолюбие, доброту, выносливость, неисчерпаемые запасы физической и духовной силы, способность сопереживать. Его имя в переводе с греческого означает «внушающий уважение». Однако вся эта мощь безропотно соглашается с угнетенным положением, даже не стремится обрести свободу.

В этом заключается основная мысль произведения и смысл названия – крепостные были так же безмолвны, как и Герасим, и единственным ответом на жестокое обращение было безропотное «мычание». Лишь пережитое сильное душевное потрясение пробуждает в Герасиме внутренний протест. Только потеряв все самое дорогое, можно обрести абсолютную свободу. Рассказ «Муму» И.С. Тургенева нельзя считать простым произведением о тяжести крестьянской жизни. Это философский текст, который помогает читателю разобраться в вопросах добра и зла, ненависти и любви, единения и разлуки.


Контрольные вопросы

 

  1. Кто является прототипами главных героев рассказа «Муму»?
  2. Как можно охарактеризовать Герасима?
  3. Почему Герасим уходит в деревню только после убийства Муму?
  4. Какая тема и основная мысль произведения?
  5. Какие приёмы и с какой целью использует И.С. Тургенев при описании Герасима?
  6. Как относится автор к своему герою?


Предыдущий урок
Русские поэты о родной земле. Часть 2. А.Н. Майков, И.С. Никитин, А.Н. Плещеев
Русская литература XIX века
Следующий урок
Русские поэты о родной земле. Часть 1. Ф.И. Тютчев
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
teacher
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
Поделиться:
  • In a town. В городе

    Английский язык

  • В.А. Жуковский. Баллада. «Кубок»

    Литература

  • Значение и охрана растений

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке