Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А. Пушкин Лирические стихотворения, «Сказка о царе Салтане…»

Великие русские писатели

27.04.2024
1781
0

А. С. Пушкин. Лирические стихотворения

 

Цели урока

  • продолжим знакомство  с творчеством А. С. Пушкина
  • сравним стихотворения «Зимнее утро» и «Зимний вечер»

Словарь

Вечор  — вечер.

Нынче  — сейчас.

Озарена — освещена.

Велеть — приказать.

Запречь — запрягать.

Нега  — блаженство.

Аврора — утренняя звезда.

Лежанка — небольшой каменный выступ у печи, где можно лежать.

Лачужка — небольшой старенький дом.

Дремлешь — спишь.

Веретено  — деревянная точёная палочка.

 

Литература для самостоятельного изучения

  • А. С. Пушкин «Зимняя дорога»
  • А. С. Пушкин «Зима, крестьянин, торжествуя»
  • А. С. Пушкин «Какая ночь, мороз трескучий»
  • А. С. Пушкин «Волшебница-зима»
  • А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета»

 


О произведении

 

Александр Сергеевич Пушкин — великий русский писатель, автор замечательных стихотворений «Зимнее утро» и «Зимний вечер», которые известны каждому с детских лет. 

 

Картинка

Эти произведения воспевают прекрасную русскую зиму с сияющими сугробами, застилающими бескрайние поля, когда гремит вьюга, со снежными метелями и ослепительным солнцем.


Картинка

Это интересно!

 

6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился будущий великий писатель Александр Сергеевич Пушкин. Его с детства окружали книги, поэтому тяга к чтению и писательству у него обнаружилась очень рано. Свои первые стихи он написал в три года, и были они на французском языке. С 12 лет Александр Сергеевич учился в Царскосельском лицее под Петербургом. После окончания обучения он переехал в Петербург, где работал в коллегии иностранных дел секретарём. 10 февраля 1837 года автор скончался от полученной на дуэли раны.


Вопросы к тексту

 

Прочитайте стихотворение «Зимнее утро». Какие картины зимнего утра изображаются в стихотворении? Опишите их.

• Как выглядит комната в это утро?

• Какие звуки повторяются и помогают «услышать», как трещит затопленная печь?

 

В стихотворении «Зимнее утро» поэт восторгается красотами внезапно наступившего утра, когда яркое солнце сменило на небе мрачные тучи. Пушкин подчёркивает красоту этого утра и волшебное настроение красочными эпитетами, которые он соотносит с полями, лесом, речкой.

 

Картинка

В это самое время его комната кажется озарённой «янтарным блеском», наполненной волшебством. А контраст между морозом за окном и теплом комнаты подчёркивает описание печки. Причём поэт специально дважды повторяет фактически одно слово: «треском трещит».

 

И опять мы встречаем в этом стихотворении слово «весёлым», которое А. С. Пушкин часто использует для описания зимы. Автор специально старается передать те чувства, которые вызывает в нём яркий морозный солнечный день.


Почему А. С. Пушкин вспоминает о зимней вьюге? Как это помогает передать его настроение?

 

Пушкин вспоминает о зимней вьюге, чтобы подчеркнуть, как уютно дома лежать у затопленной печки, в тепле, когда комната озарена янтарным блеском. Это помогает передать настроение покоя, радостного ожидания счастья, зимних развлечений.


Какие средства художественной выразительности использует автор в своём стихотворении?

 

Эпитеты : день чудесный, друг прелестный, мутном небе, бледное пятно, тучи мрачные, голубыми небесами, великолепными коврами, янтарным блеском, весёлым треском, утреннему снегу, нетерпеливого коня, поля пустые, леса густые.

Метафоры : сомкнуты негой, коврами снег лежит, лес чернеет, ель зеленеет, река блестит, трещит печь, скользя по снегу.

Сравнения : луна как бледное пятно.

Олицетворения : вьюга злилась, мгла носилась, тучи мрачные.


Картинка

Прочитайте стихотворение «Зимний вечер». Каким настроением оно проникнуто? Какие рифмы находит 
А. С. Пушкин, чтобы передать своё настроение в этот зимний вечер?

 

Стихотворение «Зимний вечер» проникнуто чувством тревоги, тоски, одиночества. Поэт находит для этого нужные  рифмы : кроет — завоет, 
крутя — дитя, обветшалой — запоздалый, зашумит — постучит.


К кому обращается поэт? Как он относится к своей няне: с нежностью, восхищением, любовью?

 

В стихотворении автор обращается к своей няне, Арине Родионовне, которая послужила источником вдохновения для написания множества проникновенных и ласковых строк.

 

Картинка

В этом стихотворении поэт называет няню «доброй подружкой юности», ласково обращается к ней «моя старушка». Сразу становится понятно, что А. С. Пушкин очень нежно и с большой любовью относится к своей няне. Подтверждение этому мы находим и в строках, где он описывает её действия во время бури: утомлена, дремлешь, приумолкла. В этих словах чувствуется восхищение и трепет, с которым Пушкин относится к своей героине.


Прислушайся к звучанию стихотворения «Зимний вечер». Какие звуки помогают передать вой ветра и завывание бури?

 

Точнее всего звуки ветра, звуки бури за окном передаются в стихотворении «Зимний вечер» в первом четверостишии, которое 
А. С. Пушкин специально повторяет дважды — в начале и в конце стихотворения. Тем самым он только усиливает наше впечатление от слов «завоет» и «заплачет». Чувствуется словно наяву, как ярится ветер за толстыми стенами, как он воет и рыдает.

Также для того, чтобы передать звуки ветра, автор использует и такие слова: «зашуршать соломой», «постучать в окно», видимо хлопая ставнями.

Эти сравнения очень образно передают звуки бури, звуки ветра, позволяют почувствовать всю силу непогоды, даже находясь в тёплой комнате.


Сравните стихотворения А. Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер». Заполните таблицу.

 

Таблица

 

Не забудьте сделать вывод по полученному сравнительному анализу. 

 

Покажите заполненную таблицу родителям, друзьям, учителю. Узнайте, что им понравилось в вашем анализе, а на что стоит обратить внимание в следующий раз.


Оцените свою работу

 

Сегодня на уроке мне было…

Картинка

                                      легко            трудновато            трудно

 


Предыдущий урок
И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Ворона и Лисица»
Великие русские писатели
Следующий урок
А. Пушкин Лирические стихотворения, «Сказка о царе Салтане…»
Великие русские писатели
Урок подготовил(а)
teacher
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Звуко-буквенный разбор.

    Русский язык

  • Numbers 1

    Английский язык

  • Грибы, их разнообразие и строение. Съедобные и несъедобные грибы. Охрана грибов.

    Окружающий мир

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке