- познакомимся с творчеством М. Горького
- будем учиться анализировать произведение
- будем учиться выборочно пересказывать произведение
- будем учиться рассказывать о герое произведения
Лангусты — морские животные, ракообразные.
Актинии — коралловые полипы, напоминающие фантастические цветы.
Голотурии — морские огурцы, морские кубышки (морские беспозвоночные животные типа иглокожих).
Сепии — каракатицы.
Сифонофоры — свободноплавающие морские животные, у некоторых имеются нити для поимки добычи.
Кларнет — деревянный духовой язычковой музыкальный инструмент.
Авиатор — специалист по управлению, вождению и обслуживанию летательных аппаратов.
Об авторе
Максим Горький (1868–1936) — знаменитый русский писатель и драматург, номинант на Нобелевскую премию в области литературы.
М. Горький внёс большой вклад в область детской литературы. Он не являлся педагогом, но думал о воспитании до конца своих дней. В своём произведении «Случай с Евсейкой» автор придумывает сказочные события, чтобы показать читателям, что даже в самых невероятных ситуациях человек может проявить лучшие стороны характера: сохранить спокойствие, быть вежливым, проявлять интерес к происходящему.
Это интересно!
Всем известно, что настоящая фамилия
Горького — Пешков, а настоящее имя — Алексей. Почему он выбрал именно такой псевдоним, писатель никому не говорил, но большинство исследователей его творчества склоняется к мысли, что это был намёк на его трудную жизнь.
Вопросы к тексту
Прочитайте произведение «Случай с Евсейкой». Что произошло с мальчиком? К какому жанру относится произведение?
Мальчик Евсейка, когда ловил рыбу, задремал на солнце, и ему приснился прекрасный сон, будто он упал в воду и опустился на морское дно, а там было множество морских обитателей, с которыми герой беседует.
Из содержания неясно, к какому жанру точно относится данное произведение, так как в нём есть вымысел. Однако он объясняется сном героя. Поэтому одни исследователи считают «Случай с Евсейкой» фантастическим рассказом, а другие — сказкой.
Опишите морских существ, с которыми встретился мальчик.
Мальчик встретил на дне алую морскую звезду, усатых лангустов, «солидно ходящих по камням», «боком двигающегося краба», морских лилий, морскую черепаху «с тяжёлым щитом», рака-отшельника, голотурию, «похожую на поросёнка», морского пузыря, говорящего лангуста и рачков. «Разноцветные игривые рыбёшки улыбались, смеялись, разговаривали и пели».
Как автор относится к своему герою? Найдите подтверждение в тексте.
В сказке «Случай с Евсейкой», автор нам показывает хитроватого, игривого и беззаботного мальчишку, который быстро приспосабливается к обстоятельствам и находит верный выход из ситуации.
Своё отношение автор показывает в тексте:
«Евсейка был очень хороший человек...»,
«Евсей любил только маму, папу и мороженое»,
«Не испугался... сообразил Евсейка…».
Это говорит о том, что Максим Горький считал маленького мальчика добрым и мужественным, и в тоже время хитрым парнишкой.
Какова главная мысль этой сказки?
Главная мысль рассказа состоит в том, что никогда нельзя отчаиваться и впадать в панику. Что из любой ситуации можно найти выход, если очень захотеть и проявить находчивость. Ну и, конечно, автор хотел познакомить читателя с дивным подводным миром, показать ему, как всё интересно устроено в природе.
Перескажите подробно это произведение по следующему алгоритму.
- Составьте и прочитайте план произведения. Соответствует ли последовательность пунктов плана его содержанию?
- Подумайте, о чём говорится в каждом пункте плана и определите опорные слова и главную мысль.
- Найдите части текста, соответствующие каждому пункту плана. Перечитайте их ещё раз.
- Перескажите текст.
- Оцените результат пересказа на основе следующих критериев: полнота изложения (все факты представлены), последовательность изложения, использование авторских слов и выражений.
Расскажите о главном герое произведения. В этом могут помочь следующие вопросы и советы.
- Назовите произведение и автора. Назовите имена героев.
- Кто является главным героем? Кто второстепенным? О ком из них вы хотите рассказать?
- Каким герой показан в произведении? Как он выглядит (возраст, одежда, цвет волос и т. д.) Как он себя ведёт? Какие поступки совершает? Как относится к другим героям?
- Как автор относится к герою? Как говорит о нём? Как называет?
- Выскажите своё отношение к герою и его поступкам.
Оцените свою работу на уроке
Закрасьте нужную часть круга.
Сегодня на уроке мне…