Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: М. Горький «Случай с Евсейкой»

Великие русские писатели

30.01.2025
2110
0

М. Горький «Случай с Евсейкой»

 

Цель урока

  • познакомимся с творчеством М. Горького
  • будем учиться анализировать произведение
  • будем учиться выборочно пересказывать произведение
  • будем учиться рассказывать о герое произведения

Словарь

Лангусты — морские животные, ракообразные.

Актинии — коралловые полипы, напоминающие фантастические цветы.

Голотурии — морские огурцы, морские кубышки (морские беспозвоночные животные типа иглокожих).

Сепии — каракатицы.

Сифонофоры — свободноплавающие морские животные, у некоторых имеются нити для поимки добычи.

Кларнет — деревянный духовой язычковой музыкальный инструмент.

Авиатор — специалист по управлению, вождению и обслуживанию летательных аппаратов.

 


Об авторе

 

Картинка

Максим Горький (1868–1936) — знаменитый русский писатель и драматург, номинант на Нобелевскую премию в области литературы. 

М. Горький внёс большой вклад в область детской литературы. Он не являлся педагогом, но думал о воспитании до конца своих дней. В своём произведении «Случай с Евсейкой» автор придумывает сказочные события, чтобы показать читателям, что даже в самых невероятных ситуациях человек может проявить лучшие стороны характера: сохранить спокойствие, быть вежливым, проявлять интерес к происходящему.


Это интересно!

 

Картинка

Всем известно, что настоящая фамилия 
Горького — Пешков, а настоящее имя — Алексей. Почему он выбрал именно такой псевдоним, писатель никому не говорил, но большинство исследователей его творчества склоняется к мысли, что это был намёк на его трудную жизнь.


Вопросы к тексту

Картинка

Прочитайте произведение «Случай с Евсейкой». Что произошло с мальчиком? К какому жанру относится произведение?

 

Мальчик Евсейка, когда ловил рыбу, задремал на солнце, и ему приснился  прекрасный сон, будто он упал в воду и опустился на  морское дно, а там было множество морских обитателей, с которыми герой беседует.

 

Из содержания неясно, к какому жанру точно относится данное произведение, так как в нём есть вымысел. Однако он объясняется сном героя. Поэтому одни исследователи считают «Случай с Евсейкой» фантастическим рассказом, а другие — сказкой.


Опишите морских существ, с которыми встретился мальчик.

 

Мальчик встретил на дне алую морскую звезду, усатых лангустов, «солидно ходящих по камням», «боком двигающегося краба», морских лилий, морскую черепаху «с тяжёлым щитом», рака-отшельника, голотурию, «похожую на поросёнка», морского пузыря, говорящего лангуста и рачков. «Разноцветные игривые рыбёшки улыбались, смеялись, разговаривали и пели».


Как автор относится к своему герою? Найдите подтверждение в тексте.

 

Картинка

В сказке «Случай с Евсейкой», автор нам показывает хитроватого, игривого и беззаботного мальчишку, который быстро приспосабливается к обстоятельствам и находит верный выход из ситуации.

 

Своё отношение автор показывает в тексте:

 

«Евсейка был очень хороший человек...»,

«Евсей любил только маму, папу и мороженое»,

«Не испугался... сообразил Евсейка…».

Это говорит о том, что Максим Горький считал маленького мальчика добрым и мужественным, и в тоже время хитрым парнишкой. 


Какова главная мысль этой сказки?

 

Главная мысль рассказа состоит в том, что никогда нельзя отчаиваться и впадать в панику. Что из любой ситуации можно найти выход, если очень захотеть и проявить находчивость. Ну и, конечно, автор хотел познакомить читателя с дивным подводным миром, показать ему, как всё интересно устроено в природе.


Перескажите подробно это произведение по следующему алгоритму.

  1. Составьте и прочитайте план произведения. Соответствует ли последовательность пунктов плана его содержанию?
  2. Подумайте, о чём говорится в каждом пункте плана и определите опорные слова и главную мысль.
  3. Найдите части текста, соответствующие каждому пункту плана. Перечитайте их ещё раз.
  4. Перескажите текст.
  5. Оцените результат пересказа на основе следующих критериев: полнота изложения (все факты представлены), последовательность изложения, использование авторских слов и выражений.


Расскажите о главном герое произведения. В этом могут помочь следующие вопросы и советы. 

  1. Назовите произведение и автора. Назовите имена героев.
  2. Кто является главным героем? Кто второстепенным? О ком из них вы хотите рассказать?
  3. Каким герой показан в произведении? Как он выглядит (возраст, одежда, цвет волос и т. д.) Как он себя ведёт? Какие поступки совершает? Как относится к другим героям?
  4. Как автор относится к герою? Как говорит о нём? Как называет?
  5. Выскажите своё отношение к герою и его поступкам.


Оцените свою работу на уроке

 

Закрасьте нужную часть круга.

 

Сегодня на уроке мне…

Картинка


Предыдущий урок
А. Платонов «Цветок на земле»
Великие русские писатели
Следующий урок
М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…», «Утёс»
Великие русские писатели
Урок подготовил(а)
Марина Андреевна
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
    Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

    Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

    Отзывы об уроке:
    Пока никто не оставил отзыв об этом уроке