Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…», «Утёс»

Великие русские писатели

30.01.2025
1799
0

М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…», «Утёс»

 

Цели урока

  • познакомимся с творчеством М. Ю. Лермонтова
  • потренируемся читать выразительно, передавая интонацией настроение,
  • будем учиться находить средства художественной выразительности

Словарь

Мгла — сухой туман, помутнение воздуха от взвешенных в нём пыли, дыма.

Дремлет — пребывать в сонном или полусонном состоянии.

Риза — верхнее облачение священника, надеваемое во время богослужения.

Лазурь — один из оттенков голубого цвета, цвет минерала азурита и красителя азур, цвет неба в ясный день.

Утёс — отвесная скала.

 


О произведениях

 

Картинка

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841) — русский писатель. За короткие 26 лет своей жизни он создал сотни великих произведений, которые навсегда вошли в сокровищницу мировой литературы. Сегодня на уроке вы познакомитесь с такими произведениями, как «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…», «Утёс».


Картинка

Это интересно!

 

Смерть всем известного 
А. С. Пушкина, погибшего от ранения на дуэли, глубоко потрясла М. Ю. Лермонтова, в результате чего было создано известное стихотворение «Смерть поэта». Оно навлекло на Михаила Юрьевича арест и судебное разбирательство, за которым следил сам император.


Вопросы к тексту

 

Прочитайте стихотворения М. Ю. Лермонтова «Горные вершины» и «На севере диком стоит одиноко». Какую интонацию вы выберите?

 

 

              * * *
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.

                                 

 М. Ю. Лермонтов

 

 

Картинка

 

                              * * *
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.
 

                                 

М. Ю. Лермонтов

 

 

 

Картинка

 

Читая оба стихотворения, чувствуется, что их объединяет печаль. Поэтому интонация будет спокойная и печальная.


Какую музыку — печальную, грустную, протяжную, торжественную — вы бы подобрали к стихотворению «Горные вершины»?

 

В стихотворении М. Ю. Лермонтов создаёт умиротворённое, спокойное настроение, которое подчёркивается словами «спят», «тихие», «не пылит», «не дрожат». Читатель словно окунается в царство тишины, которое не нарушает ни единый звук. Всё стихло, и только одинокий путник ещё бредёт, но и ему осталось совсем немного, и автор тихонечко сообщает ему — скоро и ты отдохнёшь. Поэтому к данному стихотворению подойдёт печальная и протяжная музыка.


Прочитайте внимательно, неторопливо стихотворение «Утёс». Какое настроение у вас возникает? Какие картины рисует ваше воображение?

 

 

                       * * *
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
 

                                                              

М. Ю. Лермонтов

 

 

Картинка

 

Стихотворение «Утес» М. Ю. Лермонтова пронизано романтикой. Читатель сразу окунается в волшебный мир, созданный поэтом — золотая тучка, утес-великан и краткая история их взаимоотношений. Это стихотворение начинается вроде бы легкомысленно, действиями лёгкой тучки, а заканчивается очень грустно. Автор специально вызывает у читателя чувство жалости и сострадания к великану-утесу, который лишён возможности весело летать по небу, который вечность проводит в одиночестве и радуется редким встречам с тучками.


Какие средства художественной выразительности встречаются в стихотворении «Утёс»?

 

В стихотворении «Утёс» есть следующие средства выразительности.

Эпитеты: тучка золотая, старый утёс.

Олицетворения: ночевала тучка, она умчалась, он (утёс) стоит, задумался глубоко, тихонько плачет.

Метафоры: в морщине (утёса) влажный след.

Звукопись (повторение согласной «т»): тучка, утёса, утром, тихонько, стоит, плачет, остался, пустыне, (повторение гласной «о»): утром, стоит, тихонько, глубоко, рано, одиноко, старого.


Подготовьте выразительное чтение всех трёх стихотворений. Какое тебе понравилось больше всего? Почему? С помощью рисунка изобразите к стихотворению картину, которую вы представляете при чтении. Покажите, что у вас получилось, родителям, друзьям, учителю.


Оцените свою работу на уроке и поставьте отметку в окошке.

Картинка


Предыдущий урок
М. Горький «Случай с Евсейкой»
Великие русские писатели
Следующий урок
К. Паустовский «Растрепанный воробей»
Великие русские писатели
Урок подготовил(а)
Марина Андреевна
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
  • Нахождение нескольких долей целого. Решение задач

    Математика

  • Countries, nationalities and their languages. Страны, национальности и их языки

    Английский язык

  • Present Continuous. Утвердительная форма

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке