Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А. Пушкин Лирические стихотворения, «Сказка о царе Салтане…»

Великие русские писатели

02.03.2024
1332
0

А. С. Пушкин. Лирические стихотворения

 

Цели урока

  • продолжим знакомство  с творчеством А. С. Пушкина
  • сравним стихотворения «Зимнее утро» и «Зимний вечер»

Словарь

Вечор  — вечер.

Нынче  — сейчас.

Озарена — освещена.

Велеть — приказать.

Запречь — запрягать.

Нега  — блаженство.

Аврора — утренняя звезда.

Лежанка — небольшой каменный выступ у печи, где можно лежать.

Лачужка — небольшой старенький дом.

Дремлешь — спишь.

Веретено  — деревянная точёная палочка.

 

Литература для самостоятельного изучения

  • А. С. Пушкин «Зимняя дорога»
  • А. С. Пушкин «Зима, крестьянин, торжествуя»
  • А. С. Пушкин «Какая ночь, мороз трескучий»
  • А. С. Пушкин «Волшебница-зима»
  • А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета»

 


О произведении

 

Александр Сергеевич Пушкин — великий русский писатель, автор замечательных стихотворений «Зимнее утро» и «Зимний вечер», которые известны каждому с детских лет. 

 

Эти произведения воспевают прекрасную русскую зиму с сияющими сугробами, застилающими бескрайние поля, когда гремит вьюга, со снежными метелями и ослепительным солнцем.


Это интересно!

 

6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился будущий великий писатель Александр Сергеевич Пушкин. Его с детства окружали книги, поэтому тяга к чтению и писательству у него обнаружилась очень рано. Свои первые стихи он написал в три года, и были они на французском языке. С 12 лет Александр Сергеевич учился в Царскосельском лицее под Петербургом. После окончания обучения он переехал в Петербург, где работал в коллегии иностранных дел секретарём. 10 февраля 1837 года автор скончался от полученной на дуэли раны.


Вопросы к тексту

 

Прочитайте стихотворение «Зимнее утро». Какие картины зимнего утра изображаются в стихотворении? Опишите их.

• Как выглядит комната в это утро?

• Какие звуки повторяются и помогают «услышать», как трещит затопленная печь?

 

В стихотворении «Зимнее утро» поэт восторгается красотами внезапно наступившего утра, когда яркое солнце сменило на небе мрачные тучи. Пушкин подчёркивает красоту этого утра и волшебное настроение красочными эпитетами, которые он соотносит с полями, лесом, речкой.

 

В это самое время его комната кажется озарённой «янтарным блеском», наполненной волшебством. А контраст между морозом за окном и теплом комнаты подчёркивает описание печки. Причём поэт специально дважды повторяет фактически одно слово: «треском трещит».

 

И опять мы встречаем в этом стихотворении слово «весёлым», которое А. С. Пушкин часто использует для описания зимы. Автор специально старается передать те чувства, которые вызывает в нём яркий морозный солнечный день.


Почему А. С. Пушкин вспоминает о зимней вьюге? Как это помогает передать его настроение?

 

Пушкин вспоминает о зимней вьюге, чтобы подчеркнуть, как уютно дома лежать у затопленной печки, в тепле, когда комната озарена янтарным блеском. Это помогает передать настроение покоя, радостного ожидания счастья, зимних развлечений.


Какие средства художественной выразительности использует автор в своём стихотворении?

 

Эпитеты : день чудесный, друг прелестный, мутном небе, бледное пятно, тучи мрачные, голубыми небесами, великолепными коврами, янтарным блеском, весёлым треском, утреннему снегу, нетерпеливого коня, поля пустые, леса густые.

Метафоры : сомкнуты негой, коврами снег лежит, лес чернеет, ель зеленеет, река блестит, трещит печь, скользя по снегу.

Сравнения : луна как бледное пятно.

Олицетворения : вьюга злилась, мгла носилась, тучи мрачные.


Прочитайте стихотворение «Зимний вечер». Каким настроением оно проникнуто? Какие рифмы находит 
А. С. Пушкин, чтобы передать своё настроение в этот зимний вечер?

 

Стихотворение «Зимний вечер» проникнуто чувством тревоги, тоски, одиночества. Поэт находит для этого нужные  рифмы : кроет — завоет, 
крутя — дитя, обветшалой — запоздалый, зашумит — постучит.


К кому обращается поэт? Как он относится к своей няне: с нежностью, восхищением, любовью?

 

В стихотворении автор обращается к своей няне, Арине Родионовне, которая послужила источником вдохновения для написания множества проникновенных и ласковых строк.

 

В этом стихотворении поэт называет няню «доброй подружкой юности», ласково обращается к ней «моя старушка». Сразу становится понятно, что А. С. Пушкин очень нежно и с большой любовью относится к своей няне. Подтверждение этому мы находим и в строках, где он описывает её действия во время бури: утомлена, дремлешь, приумолкла. В этих словах чувствуется восхищение и трепет, с которым Пушкин относится к своей героине.


Прислушайся к звучанию стихотворения «Зимний вечер». Какие звуки помогают передать вой ветра и завывание бури?

 

Точнее всего звуки ветра, звуки бури за окном передаются в стихотворении «Зимний вечер» в первом четверостишии, которое 
А. С. Пушкин специально повторяет дважды — в начале и в конце стихотворения. Тем самым он только усиливает наше впечатление от слов «завоет» и «заплачет». Чувствуется словно наяву, как ярится ветер за толстыми стенами, как он воет и рыдает.

Также для того, чтобы передать звуки ветра, автор использует и такие слова: «зашуршать соломой», «постучать в окно», видимо хлопая ставнями.

Эти сравнения очень образно передают звуки бури, звуки ветра, позволяют почувствовать всю силу непогоды, даже находясь в тёплой комнате.


Сравните стихотворения А. Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер». Заполните таблицу.

Сравнительный анализ

Общие черты

Различия

«Зимнее утро»

«Зимний вечер»

 

Не забудьте сделать вывод по полученному сравнительному анализу. 

 

Покажите заполненную таблицу родителям, друзьям, учителю. Узнайте, что им понравилось в вашем анализе, а на что стоит обратить внимание в следующий раз.


Оцените свою работу

 

Сегодня на уроке мне было…

      легко            трудновато            трудно

 


Предыдущий урок
Л. Н. Толстой «Акула», «Прыжок»
Великие русские писатели
Следующий урок
М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»
Великие русские писатели
Урок подготовил(а)
teacher
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Огонь, вода и газ.

    Окружающий мир

  • Разделительный мягкий знак.

    Русский язык

  • Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос»

    Литературное чтение

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке