Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А. Пушкин Лирические стихотворения, «Сказка о царе Салтане…»

Великие русские писатели

06.12.2024
2260
0

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салта́не, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидо́не Салта́новиче и о прекрасной царевне Лебеди»

 

Цели урока

  • подготовимся к краткому пересказу текста
  • сопоставим части текста с иллюстрациями
  • научимся находить в произведении и приводить примеры жанровых особенностей волшебной сказки

Словарь

В светлицу — в светлую комнату.

Сени — помещение между крыльцом и жилой частью дома в деревенских избах.

Обвенчался — совершил церковный обряд бракосочетания.

Понесла — стала беременной.

Срок родин — время родов.

Аршин — старинная мера длины, равная 71 см.

Грамоту — письмо, записку.

Приплод — здесь: новорождённый.

Средь зыбей — среди волн.

Чародея — колдуна.

Маковки церквей — купола церковного здания.

В колымагах — старинных закрытых четырехколёсных экипажах.

На Престоле — на царском троне.

В венце — в короне.

Не привальный — тот, к которому не пристают, не причаливают корабли.

Удел — здесь: княжество.

Бает — говорит.

Дьяка — служащего какого-либо ведомства.

Исподтиха — украдкой, скрытно.

В чешуе — в защитной одежде из металлических пластинок. 

Витязи — храбрые воины, богатыри.

Четами — парами.

Дозором — ночным обходом часовых.

Булатом — стальными клинками, оружием.

Пеняет — укоряет, упрекает.

Унимает — заставляет перестать кричать, шуметь.

Ретивóе — сердце.

Занялся дух — остановилось дыхание от сильного волнения.

Молодицу — молодую замужнюю женщину.

 


О произведении

Картинка

«Сказка о царе Салтане» написана 
А. С. Пушкиным по сюжету одного из преданий, рассказанных поэту его няней, Ариной Родионовной. Всего в творчестве писателя насчитывается пять сказок (шестая не окончена), в которых волей-неволей чувствуется отпечаток народного творчества.

 

Александр Сергеевич успешно подражал ритму народных песен, народному говору в речах своих героев.


Это интересно!

 

Большинство слов с буквой «ф» пришли в русский язык из других языков. Александр Сергеевич очень гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» только в одном слове использовал букву Ф. Попробуйте найти это слово в тексте!


Вопросы к тексту

 

О чём эта сказка? Как вы думаете, какую мысль (или мысли) хотел донести до нас А. С. Пушкин?

 

Читая «Сказку о царе Салтане», мы можем открывать для себя какую-то новую мысль каждый раз. Это сказка о зависти, которая может стать губительной для человека и натолкнуть его на подлость, не давая при этом счастья. Эта сказка о стойкости, благодаря которой главные герои справляются со всеми трудностями. Эта сказка о любви, которая не проходит с годами. 

 

Важно то, что произведение А. С. Пушкина заставляет нас задуматься о человеке и его поступках, помогает разглядеть причины поведения других людей, в злости увидеть слабость, а в милосердии — силу. 


Какие черты характера проявляют главные герои «Сказки о царе Салтане»?

 

Характеры героев произведения очень интересны, так как проявляют иногда кажущиеся несовместимыми качества характера.

Царь Салтан — воевода, воин, богатырь, сильный духом, решительный, стойкий, но при этом податливый на уговоры сестёр и сватьи царицы, нежный к своей жене.

Царица — скромная, нежная, добрая, покорная, но мужественная перед трудностями.

Князь Гвидон — смелый и решительный в отца, нетерпимый к несправедливости, уважителен к матери, милосерден к раскаявшимся родственницам.

Царевна Лебедь — добрая, благодарная, но гордая и своенравная.


Найдите строки, где бочка плывёт по морю, а сын царицы обращается к волне. Можно ли сказать, что в этих строках волна олицетворяется? Какой приём использует автор?

 

...А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
Мать с младенцем спасена;
Землю чувствует она…

 

Картинка

 

Обратите внимание на то, что волна исполняет просьбу Гвидона, то есть автор олицетворяет волну и придаёт ей такие человеческие качества, как милосердие, отзывчивость.

Кроме этого, автор использует звукопись: сначала звуки «булькающей» воды [вл], [л’], [а], а затем шипение волн [щ’], [чш], [с]. 


Докажите, что эта сказка волшебная. Какие из особенностей волшебных сказок есть в этом произведении? Дополните ответ ниже своими примерами.

 

  • Троекратные повторы: 

...Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

 

  • Устаревшие слова: сени, светлица, грамота, бает, молодица.
  • Волшебные герои: царевна Лебедь, коршун.
  • Волшебные превращения: князь Гвидон превращается в комара, муху, шмеля.
  • Волшебные слова, заклинания: 

...Лебедь князю: «Вот в чём горе!
Ну, послушай: хочешь в море
Полететь за кораблём?
Будь же, князь, ты комаром!..

 

  • Сказочные цвета предметов: 

...А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд…

 


Готовимся к краткому пересказу

 

Рассмотрите иллюстрации Ивана Билибина к сказке. Найдите к каждой иллюстрации подходящие части текста. Озаглавьте их. Составьте план произведения. Достаточно ли вашего плана для краткого пересказа? Каких пунктов плана не хватает? Добавьте их в свой план.

 

Картинка


Вспомните!

 

Краткий пересказ — это пересказ основных событий произведения без подробностей. Во время краткого пересказа необходимо не просто перечислить события, а составить краткий связный текст, который будет интересно слушать.


Перескажите текст кратко вашим родителям, друзьям, учителю. Используйте свой план в качестве помощника. 

Узнайте у своих слушателей, что им понравилось в вашем пересказе, а на что следует обратить внимание в следующий раз.


Продолжите фразы

 

Я учусь пересказывать кратко для того, чтобы …

При составлении плана пересказа мне было сложно…

У меня сегодня получился / не получился пересказ, потому что я…


Предыдущий урок
И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Ворона и Лисица»
Великие русские писатели
Следующий урок
А. Куприн «Слон»
Великие русские писатели
Урок подготовил(а)
teacher
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос»

    Литературное чтение

  • Правописание суффиксов.

    Русский язык

  • Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке