Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А. Пушкин Лирические стихотворения, «Сказка о царе Салтане…»

Великие русские писатели

14.02.2025
2455
0

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салта́не, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидо́не Салта́новиче и о прекрасной царевне Лебеди»

 

Цели урока

  • подготовимся к краткому пересказу текста
  • сопоставим части текста с иллюстрациями
  • научимся находить в произведении и приводить примеры жанровых особенностей волшебной сказки

Словарь

В светлицу — в светлую комнату.

Сени — помещение между крыльцом и жилой частью дома в деревенских избах.

Обвенчался — совершил церковный обряд бракосочетания.

Понесла — стала беременной.

Срок родин — время родов.

Аршин — старинная мера длины, равная 71 см.

Грамоту — письмо, записку.

Приплод — здесь: новорождённый.

Средь зыбей — среди волн.

Чародея — колдуна.

Маковки церквей — купола церковного здания.

В колымагах — старинных закрытых четырехколёсных экипажах.

На Престоле — на царском троне.

В венце — в короне.

Не привальный — тот, к которому не пристают, не причаливают корабли.

Удел — здесь: княжество.

Бает — говорит.

Дьяка — служащего какого-либо ведомства.

Исподтиха — украдкой, скрытно.

В чешуе — в защитной одежде из металлических пластинок. 

Витязи — храбрые воины, богатыри.

Четами — парами.

Дозором — ночным обходом часовых.

Булатом — стальными клинками, оружием.

Пеняет — укоряет, упрекает.

Унимает — заставляет перестать кричать, шуметь.

Ретивóе — сердце.

Занялся дух — остановилось дыхание от сильного волнения.

Молодицу — молодую замужнюю женщину.


О произведении

 

«Сказка о царе Салтане» написана А. С. Пушкиным по сюжету одного из преданий, рассказанных поэту его няней, Ариной Родионовной. Всего в творчестве писателя насчитывается пять сказок (шестая не окончена), в которых волей-неволей чувствуется отпечаток народного творчества.

 

Александр Сергеевич успешно подражал ритму народных песен, народному говору в речах своих героев.


Это интересно!

 

Большинство слов с буквой «ф» пришли в русский язык из других языков. Александр Сергеевич очень гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» только в одном слове использовал букву Ф. Попробуйте найти это слово в тексте!


Вопросы к тексту

 

О чём эта сказка? Как вы думаете, какую мысль (или мысли) хотел донести до нас А. С. Пушкин?

 

Читая «Сказку о царе Салтане», мы можем открывать для себя какую-то новую мысль каждый раз. Это сказка о зависти, которая может стать губительной для человека и натолкнуть его на подлость, не давая при этом счастья. Эта сказка о стойкости, благодаря которой главные герои справляются со всеми трудностями. Эта сказка о любви, которая не проходит с годами. 

 

Важно то, что произведение А. С. Пушкина заставляет нас задуматься о человеке и его поступках, помогает разглядеть причины поведения других людей, в злости увидеть слабость, а в милосердии — силу. 


Какие черты характера проявляют главные герои «Сказки о царе Салтане»?

 

Характеры героев произведения очень интересны, так как проявляют иногда кажущиеся несовместимыми качества характера.

Царь Салтан — воевода, воин, богатырь, сильный духом, решительный, стойкий, но при этом податливый на уговоры сестёр и сватьи царицы, нежный к своей жене.

Царица — скромная, нежная, добрая, покорная, но мужественная перед трудностями.

Князь Гвидон — смелый и решительный в отца, нетерпимый к несправедливости, уважителен к матери, милосерден к раскаявшимся родственницам.

Царевна Лебедь — добрая, благодарная, но гордая и своенравная.


Найдите строки, где бочка плывёт по морю, а сын царицы обращается к волне. Можно ли сказать, что в этих строках волна олицетворяется? Какой приём использует автор?

 

...А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
Мать с младенцем спасена;
Землю чувствует она…

 

Обратите внимание на то, что волна исполняет просьбу Гвидона, то есть автор олицетворяет волну и придаёт ей такие человеческие качества, как милосердие, отзывчивость.

Кроме этого, автор использует звукопись: сначала звуки «булькающей» воды [вл], [л’], [а], а затем шипение волн [щ’], [чш], [с]. 


Докажите, что эта сказка волшебная. Какие из особенностей волшебных сказок есть в этом произведении? Дополните ответ ниже своими примерами.

 

  • Троекратные повторы: 

...Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

 

  • Устаревшие слова: сени, светлица, грамота, бает, молодица.
  • Волшебные герои: царевна Лебедь, коршун.
  • Волшебные превращения: князь Гвидон превращается в комара, муху, шмеля.
  • Волшебные слова, заклинания: 

...Лебедь князю: «Вот в чём горе!
Ну, послушай: хочешь в море
Полететь за кораблём?
Будь же, князь, ты комаром!..

 

  • Сказочные цвета предметов: 

...А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд…

 


Готовимся к краткому пересказу

 

Рассмотрите иллюстрации Ивана Билибина к сказке. Найдите к каждой иллюстрации подходящие части текста. Озаглавьте их. Составьте план произведения. Достаточно ли вашего плана для краткого пересказа? Каких пунктов плана не хватает? Добавьте их в свой план.

 

Картинка И. Я. Билибин. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане…». 1905


Вспомните!

 

Краткий пересказ — это пересказ основных событий произведения без подробностей. Во время краткого пересказа необходимо не просто перечислить события, а составить краткий связный текст, который будет интересно слушать.


Перескажите текст кратко вашим родителям, друзьям, учителю. Используйте свой план в качестве помощника. 

Узнайте у своих слушателей, что им понравилось в вашем пересказе, а на что следует обратить внимание в следующий раз.


Продолжите фразы

 

Я учусь пересказывать кратко для того, чтобы …

При составлении плана пересказа мне было сложно…

У меня сегодня получился / не получился пересказ, потому что я…


Предыдущий урок
Л. Н. Толстой «Акула», «Прыжок»
Великие русские писатели
Следующий урок
А. Платонов «Цветок на земле»
Великие русские писатели
Урок подготовил(а)
Марина Андреевна
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
  • Притяжательные местоимения

    Английский язык

  • Sport

    Английский язык

  • Устойчивость и динамика экосистем

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке