Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»

Великие русские писатели

12.02.2025
3169
0

М. М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»

 

Цели урока

  • познакомимся с произведениями М. М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»
  • продолжим формировать умение анализировать поступки героев
  • будем учиться находить комичные ситуации
  • узнаем, что такое ирония

Словарь

Прельщала — привлекать, увлекать. 

Абсурд — нечто нелепое.

Космография — научная и учебная дисциплина, изучающая устройство Вселенной в целом.

 


О произведении

 

Михаил Михайлович Зощенко (1894–1958)— писатель, сценарист, драматург, переводчик. Признан классиком русской литературы. Его рассказы легли в основу комедии «Не может быть!» режиссёра Леонида Гайдая. Конёк Михаила Михайловича — короткие юмористические рассказы, которым характерны точность выражений, высокий стиль и тонкая ирония. Рассказ Зощенко «Золотые слова» — это забавная и поучительная история о правильном воспитании детей. В центре повествования автор поставил детей Миньку и Лёлю, они и являются главными героями произведения. 


Вопросы к тексту

 

Прочитайте рассказ М. Зощенко «Золотые слова». От чьего имени ведётся рассказ?

 

Рассказ ведётся от первого лица, от имени мальчика Миньки. Мало того, Минька оказывается ещё и автором рассказа — писателем Михаилом Зощенко, который вырос, стал писателем и, вспомнив свои детские впечатления и приключения, решил поделиться ими с читателями, чтобы заставить их улыбнуться и, может быть, извлечь для себя что-то полезное.


Как изменилось поведение Лёли и Миньки? Почему это произошло?

Картинка

В начале рассказа дети постоянно влезали в разговоры взрослых, перебивали, пытались сами что-то рассказать. После выговора от папы они стали молчаливыми и тихими, ведь папа строго запретил им говорить за столом.


Можно ли назвать произведение «Золотые слова» юмористическим? Почему? Какая комичная ситуация произошла в рассказе?

 

«Золотые слова» — юмористический рассказ, так как в нём встречаются смешные, комичные ситуации. Самая яркая комичная ситуация — это момент, когда Минька уронил в чай папиного начальника масло, ничего при этом не сказав. А начальник чай этот отпил.


Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце»? Как вы их понимаете? 

Картинка

В рассказе «Золотые слова» папа Миньки и Лёли сказал детям, что, конечно, это замечательно, что они такие послушные и исполнительные. Но думать при этом головой также надо. Ситуация может сложиться таким образом, что молчать или следовать иным указаниям станет не просто глупо, но даже опасно. В заключение этой речи папа попросил детей запомнить следующие золотые слова: «всегда действовать сообразно меняющейся обстановке и с умом». 


Какова главная мысль рассказа?

 

Главная мысль рассказа заключается в том, что любой приказ или правило хороши для определённого случая, но не могут предусмотреть все нюансы.


Прочитайте рассказ М. Зощенко «Великие путешественники». Опишите главных героев рассказа.

 

Картинка

Стёпка — сын хозяев, у которых Минька и Лёля жили на даче. Мальчик — заводила в компании ребят, любит всеми командовать, раздавать подзатыльники, всезнайка. Среди детей он оказался лидером, которого слушались. 

Минька — 6-летний мальчуган, пока не такой сильный, как его друзья. Минька более робкий и трусливый, он признавал лидерство Стёпки, робко задавал вопросы и помогал собирать вещи. Минька был немного наивным, например, чтобы пойти в поход подарил Стёпке ножик, хотя его и так бы взяли.

Лёля — сестра Миньки. Ей 8 лет. Это умная и отважная девочка, весёлая и азартная. Девочка умеет принимать самостоятельные решения. Она не испугалась и отправилась в путешествие. Именно благодаря Лёле это путешествие благополучно закончилось.


Как каждый из героев проявил себя в путешествии?

 

В начале путешествия, которое описано в рассказе «Великие путешественники», дети были весёлыми и довольными жизнью. Всё им нравилось и казалось интересным. Однако по мере того как они начали уставать, их настроение поменялось. Только Стёпка упрямо шёл вперёд, а вот, например, Минька стал уже хныкать, Лёля просто мечтала вернуться домой, говоря, что дома тоже хорошо.

Именно Лёля повела себя лучше всех, потому что придумала развернуть Стёпке ноги, чтобы, проснувшись тот направился в обратную сторону.


Какова главная мысль рассказа?

Картинка

В этом рассказе главные герои собираются обогнуть Землю и направляются в кругосветное путешествие. После серии смешных и забавных приключений они возвращаются домой. 

Главной мыслью юмористического рассказа Зощенко «Великие путешественники» является то, что для успеха какого-либо мероприятия нужно быть подготовленным, необходимо основательно и продуманно предусмотреть все возможные проблемы. Как сказал папа Миньки: «Мало знать географию и таблицу умножения. Чтоб идти в путешествие, надо иметь высшее образование».


Что является особенностью юмористического произведения? Что такое ирония? Верно ли, что автор считает главных героев великими путешественниками?


Особенностью юмористического произведения являются не только комичные ситуации, но и ирония. Ирония — художественный приём, фраза, слово, в которых преднамеренно утверждается противоположное тому, что думают о лице или предмете. Иронические высказывания читают притворным тоном и с насмешкой. Именно с иронией говорит автор о Миньке, Лёле и Стёпе, называя их великими путешественниками. На самом деле ребята великими путешественниками не являются.


Подберите к рассказам М. М. Зощенко по три пословицы. Обсудите их значение с родителями или друзьями.


Выберите смайлик, который подходит вашему настроению после урока!

 

Картинка


Предыдущий урок
М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…», «Утёс»
Великие русские писатели
Следующий урок
И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Ворона и Лисица»
Великие русские писатели
Урок подготовил(а)
Марина Андреевна
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
  • Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имён существительных.

    Русский язык

  • Сложное предложение. Союз И: простое предложения с однородными членами и сложное предложение. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке