Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Л. Н. Толстой «Акула», «Прыжок»

Великие русские писатели

30.01.2025
3848
0

Л. Н. Толстой «Акула», «Прыжок»

 

Цели урока

  • продолжим знакомство с творчеством Л. Н. Толстого
  • проведём сравнительный анализ рассказов «Акула» и «Прыжок»

Словарь

Ропот — недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами.

Сорвался с места — побежал что было сил.

Поднатужься — собрать силы.

Взял (фитиль) — зажечь фитиль.

Подле — возле, около.

Пушка — орудие с длинным стволом, предназначенное для стрельбы.

Артиллерист — военнослужащий, стреляющий из огнестрельного орудия.

Якорь — металлический стержень, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте.

Хобот — упирающаяся в землю задняя часть пушки.

Палуба — часть судна.

Фитиль — горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстоянии при производстве взрывов.

Мачта — высокий столб, часть парусного сооружения судна.

Расходилась — разыгралась.

Разобрал задор — стал слишком веселиться.

Аршин — старинная русская мера измерения длины, которая была равна 71 см.

 


 О произведении

Картинка

Лев Николаевич Толстой — писатель, показывающий своим читателям, как нельзя поступать и к каким последствиям может привести необдуманное поведение. Таков, например, поучительный смысл рассказов «Акула» и «Прыжок», в которых рассказывается о детях, об их неосторожных поступках, которые чуть было не закончились трагедией.


Виды планов

 

План — это список основных событий произведения, расположенных в хронологическом порядке.  Его можно строить по-разному. Если план показывает развитие сюжетной линии, раскрывает события рассказа, то это сжатый план. Если план показывает художественные особенности текста, передаёт эмоции и чувства персонажей, то такой план называют развёрнутым.


Вопросы к тексту

 

Прочитайте рассказ «Акула». Каким образом мальчики оказались в открытом море?

 

Мальчишки оказались в открытом море, потому что им было тесно в организованной матросами купальне из паруса, они хотели поплавать наперегонки.


Почему с мальчиками произошла беда, которая чуть не закончилась трагедией? Кто виноват в случившемся?

 

Картинка

С мальчиками случилась беда, потому что они нарушили правила безопасности. Они самовольно покинули безопасный парус, а взрослые одобрили этот поступок, в том числе и сам артиллерист.

 

Вина в происшествии лежит как на мальчиках, нарушивших правила безопасности, так и на взрослых, которые их вовремя не остановили.


Охарактеризуйте старого артиллериста. Какой он человек?

Картинка

С одной стороны, старого артиллериста можно охарактеризовать как человека  недальновидного, который очень несерьёзно отнёсся к опасной забаве сына, а с другой стороны, как человека решительного и смелого, так как он не растерялся в стрессовой ситуации и только благодаря его действиям мальчики были спасены.

 


Какова основная мысль рассказа и чему он учит читателей? 

 

Главная мысль рассказа в том, что в минуту опасности важно сохранять самообладание, проявить решимость, пойти на риск и не поддаваться общей панике. 

Рассказ учит тому, что не нужно совершать необдуманные поступки, как сделали мальчики, выплыв в открытое море. А если уже поступок совершён, то не паниковать, а пытаться найти выход.


Прочитай рассказ «Прыжок». Почему мальчик залез на мачту корабля?

 

Картинка

История со шляпой в рассказе «Прыжок» началась с того, что шляпа мальчика оказалась в проказливых лапках обезьяны, которая залезла с ней на мачту и оттуда смешила всю команду. Мальчик был расстроен и ему могло показаться, что смеются над ним. Поэтому он решил залезть на мачту и отобрать шляпу. 


Как вы считаете, правильно ли поступил капитан в сложившейся ситуации? Почему в конце рассказа капитан заплакал?

 

Капитан корабля поступил правильно, он проявил необычную находчивость, что часто случается в самые опасные и напряжённые моменты, когда люди начинают действовать очень быстро и решительно. Увидев, что его сын балансирует над пропастью, он навёл на него ружье и приказал ему прыгать под угрозой выстрела. Мальчик испугался ружья больше, чем высоты и спрыгнул в море, вследствие чего остался жив. А заплакал капитан потому, что испытал сильное нервное потрясение.


Какова основная мысль рассказа и чему он учит читателей?

Картинка

Главная мысль рассказа заключается в том, что в любых ситуациях нужно стараться не терять спокойствие и выдержку. Если бы не способность капитана быстро найти единственно правильное решение, мальчик мог бы упасть и разбиться.

 

Также рассказ учит читателей тому, что не следует совершать необдуманные поступки на эмоциях и нельзя поддаваться на провокации окружающих.


Сравните рассказы Л. Н. Толстого «Акула» и «Прыжок», заполнив таблицу.

Таблица

Покажите заполненную таблицу своим родителям, друзьям, учителю. Узнайте, что им понравилось в вашем сравнительном анализе, а на что следует обратить внимание в следующий раз.


Оцените свою работу на уроке

 

Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению после урока.

 

Картинка


Предыдущий урок
И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Ворона и Лисица»
Великие русские писатели
Следующий урок
И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Ворона и Лисица»
Великие русские писатели
Урок подготовил(а)
Марина Андреевна
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
  • Colours

    Английский язык

  • Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей

    Математика

  • Системы неравенств с двумя переменными

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке