Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А. Куприн «Слон»

Великие русские писатели

30.01.2025
2182
0

А. И. Куприн «Слон»

 

Цели урока

  • познакомимся с произведением А. И. Куприна «Слон»
  • будем анализировать характер и поступки героев
  • будем учиться составлять план к произведению

Словарь

Пуд — устаревшая единица измерения массы.

Вершка (вершок) — старорусская единица длины, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца.

 


О произведении

 

Картинка

Писатель Александр Иванович Куприн был одним из самых известных литераторов начала 20 века. Его замечательные повести и рассказы принесли автору заслуженную славу и популярность. 

В 1907 году Александр Куприн написал замечательный и трогательный рассказ для детей «Слон». В нём писатель рассказывает про маленькую девочку Надю, которая заболела «равнодушием к жизни». Её родители так сильно хотели помочь дочери, что даже осуществили,  казалось бы, самое невозможное её желание.


Это интересно!

 

Александр Иванович Куприн был чрезвычайно многогранной личностью. Перед тем как всерьёз стать писателем, Куприн перепробовал множество различных профессий. Он пробовал свои силы и в спорте, и в цирке, был педагогом, рыбаком, а также работал в сфере торговли. Причём постоянная смена профессий происходила не из-за нужды, а исключительно благодаря любознательности самого писателя.


Вопросы к тексту

 

Прочитайте рассказ А. И. Куприна «Слон». Какие события описываются в произведении: вымышленные или реальные?

Картинка

В рассказе происходят реальные события. Реальным является тот факт, что маленькая девочка заболела и её посещал доктор, что родители за неё очень переживали и хотели сделать всё, чтобы их дочка поправилась.

 

Можно подставить под сомнение то, что слон поместился бы в доме. Также является чудом то, что девочка выздоровела, увидев слона.

 

Тем не менее это произведение относят к рассказу, так как нет откровенного вымысла.


Можно ли было предположить, что слон поможет девочке выздороветь?

 

Да, это можно было предположить. То, что девочка захотела увидеть слона, уже говорит о начале выздоровления. Врачи предупреждали, что главное — пробудить в ней жизнь, желания, развеселить её, рассмешить, что и произошло в конце концов. Слон действительно вылечил девочку.


Какова главная мысль рассказа?

 

Главная мысль рассказа Александра Куприна «Слон» в том, что нужно любить своих детей, уделять им внимание, не бросать их в трудную минуту и быть всегда рядом. 


Прочитайте план к рассказу. Согласны ли вы с названиями пунктов плана? Как ещё можно было бы озаглавить каждую часть? 

 

         План

 

1) Непонятная болезнь. 

2) Полное безразличие девочки.

3) Неожиданное желание Нади.

4) Договор с хозяином зверинца.

5) Ночное шествие и прибытие слона в дом.

6) Слон в гостях и чудесное выздоровление.

 

Составьте свой план к тексту.


Соотнесите героев рассказа и их характеристики.

 

Герои

  • Девочка Надя
  • Слон Томми
  • Папа Нади Александр
  • Мама Нади Мария
  • Немец — хозяин зверинца и слона

 

 

Характеристики

 

1) Ей 6 лет. Она очень грустит, оттого и болеет. Она ничего не хочет, но потом желает видеть живого слона. Она очень благодарна своим родителям за заботу. 

2) Обожает торты, булки и сладкую воду. Он очень добрый, мило играет и обедает с Надей. Его хобот умело орудует предметами.

3) Решительный, смелый, отчаянный человек. Он не стесняется показаться «не в своем уме» ради спасения дочери. Он умеет решать проблемы и вопросы. Он договаривается со всеми, чтобы слону разрешили пройтись по городу.

4) Готова на всё ради девочки. Она ласковая и добрая, уговаривает что-либо скушать.

5) Сговорчивый, чуткий, отзывчивый человек, очень ответственный. 


Перескажите текст от имени Нади своим родителям, друзьям, учителю. 

Узнайте, что в вашем пересказе им понравилось, а на что следует обратить внимание в следующий раз. 


Оцените свою работу на уроке

 

Нарисуйте на дереве тот рисунок, который вам подходит.

Картинка


Предыдущий урок
Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»
Великие русские писатели
Следующий урок
М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»
Великие русские писатели
Урок подготовил(а)
Марина Андреевна
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
    Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

    Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

    Отзывы об уроке:
    Пока никто не оставил отзыв об этом уроке